Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Возвращение

В Россию впервые после долгих десятилетий разлуки на время вернулась чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная — главная святыня Русского Зарубежья.

В Россию впервые после долгих десятилетий разлуки на время вернулась чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная — главная святыня Русского Зарубежья.

23 сентября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион доставили чудотворную Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение» в Курск. В аэропорту Курска Предстоятеля Русской Православной Церкви и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей встречали Архиепископ Курский и Рыльский Герман с сонмом духовенства, Председатель Попечительского совета по восстановлению Курской-Коренной пустыни, полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко, Губернатор Курской области А.Н. Михайлов. Святейший Патриарх Кирилл ступил на трап самолета с чудотворным образом и при пении тропаря и кондака Курской-Коренной иконе благословил ею встречающих.
В аэропорту состоялась краткая беседа Его Святейшества с представителями СМИ. Святейший Патриарх особо подчеркнул, что принесение Курской-Коренной иконы в Россию — историческое событие. «По воле Божией Курская икона была вывезена с этой земли и таким образом была спасена. И стала великой святыней Русского Зарубежья. Вокруг этой иконы объединились наши люди, многим она помогла сохранить веру, язык, связь с Россией, самое главное — принадлежность к Православной Церкви; многих уберегла от бед. И после воссоединения Русской Церкви стало возможно возвращение этой иконы сюда, на Курскую землю, для поклонения».
Чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» была доставлена на площадь Перекальского. Отсюда начался Крестный ход с чудотворным образом до Знаменского кафедрального собора Курска. Крестный ход возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви совершил на Соборной площади молебен перед иконой Пресвятой Богородицы, а затем обратился к тысячам верующих с Первосвятительским словом. «Великий, славный день переживается сегодня в истории Отечества нашего, в истории народа нашего. По воле Божией в тяжкие годы лихолетья, гражданской смуты, разрушения национальных святынь лик Пречистой Царицы Небесной, явленный в Ее образе Курской-Коренной иконы «Знамение», покинул землю нашу. Царица Небесная отвратила лик Свой, и мы знаем, что не только Курская-Коренная, но и другие чудотворные образы покинули нашу землю или исчезли. Удел Пречистой Царицы Небесной, земля наша Русская лишилась покрова и заступления Пречистой Богоматери. И много крови пролилось, много страданий искупительных было принесено, прежде чем Господь приклонил милость Свою к Отечеству нашему и, проведя нас через скорби, гражданские смуты, тяжкие репрессии, разгром крестьянства русского и многие другие скорби, проведя нас через тяжесть страшной войны и многих еще испытаний, по молитвам народа нашего, по молитвам мучеников и исповедников явил милость Свою над Русью, над исторической Россией — той, что была уделом Божией Матери.

Верим, что Царица Небесная слышит наши молитвы, как видела, слышала, чувствовала сердцем Своим Материнским стон и боль, истекающие из растерзанных сердец наших. Что перед лицом всех тех страшных событий XX века нынешние наши временные невзгоды, стеснения в обстоятельствах жизненных? Ничто не может сравниться с тем тяжким опытом, который имел наш народ. Но в этом опыте закалилась вера предков наших, и, как семена, были в землю посеяны капли крови новомучеников и исповедников Российских. И верим, что Русь никогда более не отвернет своего лика от Господа и Спасителя, от Пречистой Его Матери, но мы будем молитвой, верой горячей, надеждой приклонять милость Божию к Отечеству нашему, дабы, сочетая молитву и труд, веру и практические действия, мы могли устроять жизнь Отечества нашего во благо; дабы народ в вере, в чистоте сердца мог бы, перед Богом предстоя, добрые дела совершать во славу Отечества нашего», — сказал Патриарх.

После Богослужения образ Божией Матери был установлен в Знаменском кафедральном соборе для поклонения. Вечером 23 сентября Святейший Патриарх Кирилл, Митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион и сопровождающие их делегации прибыли в Коренную Рождества Пресвятой Богородицы пустынь. 24 сентября икона перенесена в Курскую-Коренную Рождества Пресвятой Богородицы пустынь, где Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Хозяйка Курской земли

Курск ликует.
Центральные улицы и подступы к ним заполнены людьми. Ждут прибытия Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Событие выдающееся, редкое. Ведь и Патриарх, и многочисленные Архиереи, прибывшие сегодня в Курск, — почетная свита великой святыни, явившейся более семисот лет назад на Курской земле — Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Сегодня постоянная «прописка» этой древней святыни — Синод Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке.
Сегодня она — гостья на Курской земле. И все-таки — Хозяйка, родоначальница древнего города. Сегодня Крестный ход с этой иконой впервые за долгие десятилетия разлуки вновь пройдет по главной улице, от площади Перекальского до Знаменской площади, которой недавно вернули ее прежнее наименование.
Даже в советское время одним из символов Курска был главный собор Знаменского монастыря.

Правда, стоял он без крестов, перекрашенный в оранжево-красный цвет, и назывался «Октябрем». Да-да, в двухэтажном соборе вместо храмовых помещений были Красный и Зеленый залы советского кинотеатра «Октябрь» — «самого красивого кинотеатра в РСФСР», как любили подчеркнуть в своих выступлениях тогдашние руководители города. На месте алтарей размещались сцены. Картинки «кинотеатра «Октябрь» с обезкрещенными куполами красовались на фирменных конфетах «Курск», на занавесках поезда «Курский соловей», на обложках блокнотов и открытках. Этим собором-кинотеатром начиналась главная улица Курска — естественно, она носила, да и сейчас носит имя Ленина.
До революции на колокольне Знаменского монастыря висели огромные городские часы, отбивавшие время. Когда колокольню в революционном раже снесли, часы хотели было разместить в каком-нибудь ином месте, но во всем городе не нашлось больше здания, способного вынести их вес!
Соборная Знаменская площадь стала Красной площадью. Во время ноябрьских и первомайских демонстраций сюда стекались колонны со всего города. Завершалось шествие возле собора, на фасаде которого по случаю праздников крепился огромный портрет Ильича. Однажды этот портрет рухнул прямо во время демонстрации. Люди верующие не могли не увидеть в этом знамения Божественного неприятия новой власти, устраивающей пародию на совершавшиеся здесь в течение многих столетий Крестные ходы. Ведь и этот величественный храм, и сам город Курск существует благодаря необычайной милости Божией Матери к Курской земле.
Более 700 лет назад явилась в окрестностях древнего Курска, разрушенного и сожженного татарами, чудотворная икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная. Ради этой иконы, от которой сразу же начали происходить чудеса, в лесу на месте ее обретения поставили часовню, где живший тут же иерей Боголюб совершал молебны. Налетевшая татарская орда сожгла часовню, разрубила икону, не поддающуюся огню, на две части, а священника увела в плен. Годы спустя его выкупили христолюбивые купцы, вернули на место, отстроили часовню, а две части разрубленной иконы по молитве иерея Боголюба срослись воедино, оставив едва заметный шрам на доске.
А спустя еще два с половиной века часовню посетил Государь Феодор Иоаннович с супругой Царицей Ириной. Пораженный историей иконы, он забрал ее в Москву, а Царица собственноручно вышила для нее ризу, украшенную драгоценными камнями. Но обездоленные куряне не могли успокоиться: триста лет назад лишились они города, сожженного дотла, и вот теперь увезли от них дорогой каждому сердцу образ. Слали Царю челобитную за челобитной. И Государь смилостивился: не только вернул икону на прежнее место, но повелел вместо часовни построить монастырь, а сам Курск восстановить за казенный счет, поставив в центре города величественный Знаменский собор — дом Матери Божией ради иконы Ее «Знамение» Курской-Коренной. Вокруг иконы, по велению Царя Феодора, были написаны фигуры ветхозаветных пророков, предвозвестивших рождение Пресвятой Девы, а над головой Богоматери — образ Господа Саваофа.

Курская-Коренная икона «Знамение»

Сегодня в возвращенном Церкви монастыре в Коренной пустыни ежедневно заупокойные ектении начинаются именами Царя Феодора, Царицы Ирины и иерея Боголюба, вписанными в монастырские помянники на вечное поминовение.
Несколько столетий каждый год, в девятую пятницу по Пасхе, чудотворная икона покидала свой земной дом и отправлялась Крестным ходом из Знаменского монастыря на родину, на место своего обретения, в Коренную пустынь. Там она проводила лето, а осенью, в день отдания праздника Рождества Богородицы, так же торжественно возвращалась в Курск.
Но грянула революция…
Поздним вечером 31 октября 1919 года из Курска отправлялся санный поезд. Метель слепила глаза, путала гривы лошадей, которые почти не могли двигаться из-за разбушевавшейся вьюги. В санях были только немногие вещи, и лишь в одних розвальнях чернела одинокая фигура монаха с тщательно упакованным свертком. Остальная монастырская братия шла пешком. Чудотворная святыня Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» покидала родную землю. Незадолго перед этим ее средь бела дня похитили из Знаменского собора чекисты, а затем, ограбленную, без драгоценной ризы, выбросили возле старого колодца. Ризу позднее нашли во дворе ЧК вошедшие в Курск части Белой армии. Теперь, когда красные снова наступали, было принято решение временно эвакуировать икону, не подвергать ее больше риску быть похищенной, уничтоженной.
С остановками в уездных и губернских городах и монастырях, с молебнами в храмах и домах Православных людей уходила она все дальше на юг. Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» курская святыня в сопровождении Епископа Феофана и иноков, не пожелавших с ней расстаться, покинула берега России. Думалось — ненадолго, оказалось — на многие десятилетия.
Через Константинополь прибыла она в Салоники, а затем в Сербию, где и осталась на 25 лет. С тех пор Курскую-Коренную икону называют Путеводительницей Русского Зарубежья. Она много путешествует, посещая Православные приходы в разных странах, а постоянное местопребывание ее сегодня — Синод Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке. В тоске по далекой родине русские люди за границей построили храмы и монастыри и даже дали им родные имена: Новое Дивеево, Новая Коренная пустынь…
Среди моих знакомых были те, кто принадлежал к юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей, тогда еще не присоединенной к Московской Патриархии. Благодаря им у меня завязалась переписка с русскими людьми, живущими в разных странах Зарубежья — потомками эмигрантов революционной волны. В письмах этих меня поразило тепло и любовь, с которой они писали о своих святынях. Это действительно русские люди, которых жизнь вдали от родины научила эту родину любить, они дорожат каждой весточкой, каждой фотографией, полученной из России.
Вот письмо Вероники Михайловны Федер, она живет в России, но иногда выезжает в США к сыну — джорданвильскому монаху.
«В монастыре, — читаю я в письме, — служба идет на славянском языке. Большинство живущих и приезжающих говорят по-русски. Занятия в семинарии идут на русском, поэтому студенты, не знающие русского языка, первый год занимаются изучением русского языка, а все занятия (разные предметы) начинаются со второго курса. Студенты, знающие русский, зачисляются сразу на второй курс. Монахи живут каждый в отдельной келье. Пища простая, не очень вкусная, но здоровая. Очень вкусный хлеб, который пекут сами. Многие специально приезжают и покупают этот хлеб. На воскресной Литургии народу бывает много, храм всегда полный. Очень много детишек. Ведь в американских Православных семьях (а в храм приезжают в основном потомки первой и второй русских эмиграций, сохранившие язык, обычаи, культуру России) много детей (уж никак не меньше трех). Дети ведут себя в храме прекрасно. Приходят с совсем маленькими, с двух— трехнедельными. В конце храма ставят корзиночки с малышами, и они там спят. Детишки все такие нарядные, радостные, сияющие, и они с пеленок привыкают к службе, к храму и идут в него с радостью».
А вот письмо из Австралии. Наталья Валентиновна Гаврилова благодарит меня за фотографии Курской-Коренной пустыни и пишет: «Вы счастливы, что можете там бывать и молиться. У нас, на чужбине, мы не имеем святых мест, но у нас есть чудотворная икона, которая посещает иногда нас в Сиднее. В Сиднее есть несколько церквей, мужской и женский монастыри. Наши дети имеют возможность изучать Закон Божий, русский язык, русскую историю и географию. Мои внуки хорошо владеют русским языком. Младший поет и читает в соборе. Оба внука очень верующие. В Австралии почти при каждой церкви имеется русская субботняя школа. В Сиднее имеются Богословские курсы. Мои внуки посещают эти курсы. Я очень этому рада, ведь так трудно вырастить детей русскими и Православными на чужбине».
Сейчас, когда Церкви возвращены все права, отданы храмы и обители, многие требуют возвращения Курской иконы на родину. Посмотрим на эту проблему глазами русских эмигрантов. Вот выдержки из письма Вероники Михайловны Федер: «Курскую-Коренную икону я видела, поклонялась ей. Это было летом 1995 года, когда я была в Свято-Троицком монастыре. Икону привезли из Синода, где она находится, и несколько дней икона была в монастыре. С каким волнением все ждали, когда же появится машина, на которой привезут икону. Обычно днем в будни в монастыре народу не бывает (монастырь находится в безлюдном месте), а тут набралось очень много людей. И все дни, пока икона была в храме, велись службы и поток людей не иссякал. Приезжали со всех концов Америки, Канады. А потом икону повезли в Австралию, Бразилию, Аргентину, где живут в рассеянии Православные люди. Ведь чем же они виноваты, что этим русским пришлось покинуть Россию, Украину, Прибалтику… А о России многие из них (даже те, кто родился за границей) говорят с такой болью, любовью, тоской, что многим, живущим в России, и не снилось. Конечно, многие из них растворились в местном населении, а есть семьи, где уже четвертое поколение рождается за границей, и они стараются в семьях сохранить русские традиции, культуру русскую. У них очень много русских книг и кассет с записями русских композиторов, русского фольклора, русских Православных церковных песнопений. В этих семьях с детьми говорят только по-русски, и иногда дети идут в школу, не зная английского. Мне кажется, было бы даже жестоко отобрать у них эту святыню — икону…»
Мне тоже так кажется. Воссоединились две части Русской Церкви, но ведь русские люди остаются там, куда забросила судьба их предков, где они родились и выросли. А у нас в России — много святынь. В Курске есть копия чудотворной иконы «Знамение», написанная иконописцами Джорданвилля и освященная на первообразе. Не знаю, какое решение примут нынешние правители нашей Церкви и государства. Хотелось бы, чтобы у всех нас хватило мудрости не резать снова по живому. Пусть бы наша великая святыня так и путешествовала по миру — везде, где есть русские люди. И время от времени все-таки приезжала к нам в Курск, где, конечно же, ждут ее с особенным чувством. Но последнее слово, конечно же, останется за Самой Царицей Небесной — Она и решит, где находиться Ее чудотворной иконе. (И все же не можем не сказать о том, что многие Православные в России убеждены — Курская— Коренная икона Божией Матери должна находиться в России, в Курске, в городе, который навеки связан с именем этой иконы. — ред.).

Все послеперестроечные годы Знаменский монастырь и Коренная пустынь готовились к встрече иконы. На восстановлении храмов и благоустройстве огромной территории пустыни работали и сами монахи, и послушники, и те, кто приезжал сюда в отпуск, и профессиональные строители.
Вот, наконец, и последний храм, до основания разрушенный в советские годы (на месте святыни был фонтан со скульптурой медведя!) поднялся из небытия, обрел свой первоначальный облик.
Главный храм пустыни — престольный пятиглавый собор Пресвятой Богородицы. И надо же так случиться, что на освящение этой главной, последней храмовой святыни монастыря прибыла святыня первая — чудотворная Курская икона! Нет, недаром говорят, что у икон чудотворных — своя жизнь, неподвластная людской воле. Сколько бед и напастей выпало на долю Курской-Коренной: жгли огнем, взрывали бомбой, оскверняли в чекистских застенках — а она не умирала, не исчезала, и сегодня — та же, что и семь столетий назад. Сколько раз, уже в наше время, ее пытались вернуть в Россию, собирали подписи верующих по курским храмам под письмами Синоду Русской Православной Церкви Заграницей — тщетно. Видно, не пришло еще тогда время. Но мудрые верующие люди рассудили, что икона сама знает, когда ей достоит посетить Курск.
И вот это время настало. Говорить ли о той радости, том душевном подъеме, что охватил в эти дни курян, среди которых есть еще те, которые помнят икону в последние ее годы пребывания на Курской земле? Но где взять слова, чтобы описать неописуемое, высказать невыразимое? Вот и моя заветная мечта исполнилась. Я вхожу в храм и склоняюсь перед древним образом. Здравствуй, Владычице! Прости, что я обращаюсь к Тебе не словами тропаря или акафиста, что я просто стою и плачу. Ты знаешь мои мысли, Ты видишь мое сердце. Потому что Ты — моя жизнь.

Марина Захарчук
г. Курск
24.09.2009
1248
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru