Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

События

Путь к единоверию

Единство Церкви обезпечивается единством веры, единством догматического учения, а обрядовые различия не должны приводить к разделению Церкви.


Исполнилось 200 лет со дня официального подписания указа о единоверии Императором Павлом I. 5 декабря в храме Владимирской иконы Божией Матери был отслужен молебен Тихвинской иконе Божией Матери, во имя которой освящен правый придел Никольского единоверческого храма в Петербурге.
Участники проходившей в музее Достоевского пресс-конференции познакомились с историей возникновения единоверия, его современным состоянием, его подвижниками, а также с отдельными проблемами сохранения и распространения древнего православного дониконианского церковно-богослужебного чина.


— Ошибочно полагать, что именно с этой даты начинается история единоверия, — сказал иерей Петр Чубаров, настоятель единоверческой общины Санкт-Петербурга. — Стихийное стремление к единению Церкви отмечается фактически сразу после раскола. Известен факт, что между патриархом Никоном и одним из лидеров раскола старцем Григорием Нероновым было достигнуто соглашение, по которому последнему было разрешено служить по старому чину. Простые верующие всегда понимали, что разделение русских людей по обрядовому принципу — явление недоброе, разрушающее единство Русской Православной Церкви и русской государственности. Недаром отдельные мыслители считали, что одна из причин революции 1917 года заложена в событиях середины XVII века.
Другим примером такого стихийного стремления к воссоединению с Церковью являлось то, что во многих периферийных приходах люди соблюдали и старый, и новый обряд.
Эти позитивные моменты проходили на фоне серьезных гонений XVII — первой половины XVIII веков. Ситуация значительно меняется лишь в царствование Екатерины II. Выходит ряд законов и указов, сведших на нет церковные гонения и способствовавших становлению старообрядчества. Догматические труды Митрополита Платона и Никифора Феотоки содержат глубокий анализ богослужебной традиции Восточной Церкви. В них утверждается, что единство Церкви обезпечивается единством веры, единством догматического учения, а обрядовые различия не могут привести к разделению Церкви.
В официальной Церкви и в среде староверов появились яркие представители, работавшие на объединение Церкви — митрополиты Платон и Гавриил, князь Потемкин, граф Румянцев, а со стороны староверов — Никодим Стародубский, который первым от лица мощного стародубского согласия обратился в Святейший Синод по вопросу о возможности возвращения этого согласия в лоно Русской Православной Церкви. К сожалению, ранняя смерть старца Никодима в 1785 году не позволила ему завершить начатое дело.
В 1798 году выходит указ только что вступившего на русский трон Императора Павла I, по которому любое старообрядческое согласие могло добровольно возвратиться в лоно Церкви на правах сохранения древлеправославного чина. Во многих городах стали появляться такие общины.
Однако отсутствие общих правил, на основании которых старообрядцы могли возвратиться в Церковь, настораживало многих старообрядцев: возвращаясь в лоно Русской Церкви, они хотели, чтобы их внуки, правнуки и до скончания веков молились по старому чину. В итоге в 1800 году Церковью были приняты 16 правил московских старообрядцев с Рогожского кладбища. С этого момента и начинается официальная история единоверия.
История единоверия складывалась неоднозначно. Не во всех епархиях положительно относились к данному указу. Существовавшие ограничения для единоверческих приходов мешали единоверию сыграть ту роль, которая ему отводилась, — объединение Русской Православной Церкви. Долгое время существовали определенные препятствия для перехода из обычных приходов в единоверческие. Эти препятствия были отменены только в начале XX века.
Фактически весь синодальный период клятвы Собора 1666-1667 годов не были отменены, и только на Соборе 1971 года клятвы эти были отменены и была дана оценка церковной реформе: оценена она была как проводимая неудовлетворительно, не отвечающая интересам Русской Православной Церкви. Вопрос об архиереях для единоверцев очень важен. Еще у Никодима Стародубского одним из первых требований было то, чтобы в случае соединения с Церковью Синод поставил единоверческого архиерея, который непосредственно подчинялся бы Синоду. Единоверческие архиереи появились только после Собора 1918 года. К чести нашего прихода, настоятель нашего храма Симеон Шлеев был одним из первых избран единоверческим архиереем, — он стал епископом Симеоном, но вскоре единоверческие архиереи были упразднены светскими властями. В настоящее время вопрос о единоверческом архиерее остается открытым.
К 60-м годам XX века единоверие почти полностью замерло, приходов почти не осталось. В 80-90-х годах по стране снова стали открываться единоверческие приходы. И это вселяет надежду. Потому что единоверие является канонической частью Русской Православной Церкви.
Настоятель единоверческой общины отец Петр Чубаров рассказал о современном положении общины, существующей уже 10 лет. Никольский единоверческий храм был закрыт в начале 30-х годов, а в 1937 году помещение было передано отделу НИИ Арктики и Антарктики, который всего 2 года назад на волне борьбы единоверческой общины за храм был преобразован в Музей Арктики и Антарктики, — только для того, чтобы оставить за собой это здание. Несмотря на то, что община выиграла три последних арбитражных суда, ей пока отдана лишь малая часть храма — правый придел. Руководство музея по-прежнему упорствует. Сейчас вся община молится о том, чтобы удалось без скандалов, мягко, в духе христианской любви, войти в здание.
"Десять лет мы маемся, — рассказывает отец Петр. — Служим при свечах, электрического освещения нет, потолок два метра, а ведь всенощное бдение длится 5-6 часов, в праздники — еще больше. Люди падают в обморок, причем здоровые, крепкие парни не выдерживают духоты, очень трудно петь. Мы не служим таинства, у нас нет Евхаристии, ибо негде поставить престол. Часовня, в которой располагается община, маленькая, всего 12м2".
Те немногие средства массовой информации, которые говорят об общине, единоверцев выставляют как сектантов, стремящихся захватить православный храм. Возле Смольного организуются пикеты, участники которых протестуют против уничтожения музея Арктики и Антарктики, говоря о том, что люди должны знать об истории полярных исследований... Так у общественности создается искаженное представление о возникшей ситуации.
О проблемах современного исполнения знаменного пения говорил Сергей Зиновьевич Чиж, председатель приходского совета Анненского погоста из поселка Павлово-на-Неве Ленинградской области. Строго единогласное унисонное пение защищал в начале века единоверческий ревнитель церковного благолепия, священномученик Андрей Ухтомский.
Отрадно, что знаменное пение отчасти возвращается в храмы, где служат по обрядам, появившимся после реформ XVII века, и является связующим звеном в церковно-певческой практике всей полноты Русской Православной Церкви.
Учреждение и процветание единоверия имеет огромное значение в жизни Церкви и одновременно налагает на нас большую ответственность. Мы должны накапливать и бережно сохранять все лучшее, что оставили нам наши благочестивые предки со времен святого князя Владимира-Крестителя и по сей день.
Возрождающееся Русское Православное единоверие свидетельствует о духовном пробуждении, которое возможно только в лоне Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.

Ксения Смирнова
12.01.2001
806
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru