Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Архипастырь

"Афон является оплотом Православия"

Интервью с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием, записанное на самарском телеканале "РИО".

Интервью с Архиепископом Самарским и Сызранским Сергием, записанное на самарском телеканале "РИО".


— Владыка, Вы недавно вернулись со Святой Горы Афон. Расскажите о своих впечатлениях.

— Священное Писание устами Самого Господа и Спасителя свидетельствует, что человек призван молиться на всяком месте. Но нужно понимать, что Афон для Православного не просто "место", а величайшая святыня. Мы, самарские паломники, уже в седьмой раз побывали там, традиционно это делается осенью. Приезжаем туда для молитвы, для духовного укрепления, для внутреннего подъема, лучшего осознания самого себя, дабы затем еще лучше проявить себя на различных поприщах и, конечно, прежде всего в возрождении Православных храмов, монастырей и духовных школ, в свидетельстве Божественной Истины.
Святая Гора Афон — удел Божией Матери, именуемый еще "Садом Пресвятой Богородицы", — является настоящим оплотом Православия, центром Христианской цивилизации и высочайшей культуры. Место особого подвига, Святая Гора явила миру множество святых угодников Божиих, которые прославили Небо и стали там нашими покровителями и предстателями перед Престолом Божиим. Там — особая молитвенная атмосфера, там совершается ежедневный цикл Богослужений, который определен изначала, еще в первые века Христианства. Очень много внимания уделяется молитвенному деланию, здесь практикуется так называемая "умная" молитва, когда ум нисходит в сердце и человека на молитвенном стоянии посещает Божественная благодать. Это состояние нельзя объяснить словами, его надо пережить: ни с чем не сравнимая радость, горение к Богу. Ведь Бог принял нашу природу и показал образ совершенного Человека для того, чтобы мы стремились отобразить в себе это Божественное начало. Ведь в нас и за нас борются всегда два начала: Бог и диавол, по-светски говоря, добро и зло. По слову Достоевского: "поле битвы —  сердца людей". По мере того, как человек очищает свое сердце, у него меняется мировоззрение, отношение к людям, к своей земле, появляется чувство истинной любви, питаемое Божественной благодатью.
Я специально слежу за тем, чтобы в нашей паломнической группе присутствовали представители различных социальных слоев. Важно дать максимально большему числу людей еще раз убедиться в истинности и красоте нашей Православной веры. Главное — понять, чему учит Афон, уклад жизни Святой Горы, где молиться начинают с полуночи и продолжают во все время суток. Монахи также много работают, обустраивают монастыри, возделывают землю, проявляют себя и творчески. В нашем русском монастыре на Афоне, например, еще до революции были и электричество, и сталеплавильные цеха. Все эти цивилизаторские достижения обязаны своим ранним появлением горению духа и уничижению плоти здешних насельников.

— Вы посетили город-побратим Самары Стара Загору. Расскажите о Вашем участии в торжествах по случаю 125-летия освобождения Болгарии от османского ига…

— К нам в Самару приезжали болгары, делегацию возглавляли губернатор Стара-Загорской области госпожа Мария Нейкова и Митрополит Стара-Загорский Галактион. Делегация нашей епархии посетила Стара Загору по приглашению Владыки Галактиона. Совместные торжества по случаю 125-летия освобождения Болгарии, а также Дня города, освящение храмов — все это придало новый импульс братским отношениям наших городов и народов. Мы ведь славяне — народы одного корня, одной Православной веры. Именно она дала культуру и традиции, а в конечном итоге позволила сохранить нацию. Болгары очень благодарны самарцам за знамя, вышитое в Иверском женском монастыре перед началом освободительной войны и переданное им тогдашним градоначальником Самары Петром Алабиным как дар всего русского народа. Конечно, после крушения коммунистической идеологии страны бывшего соцлагеря стали отдаляться от нас, даже вступать в НАТО. Болгария тоже сориентировалась на Запад, как, кстати, и часть российской элиты. Вскоре выяснилось, что для нас, Православных славян, этот путь неприемлем. Болгары тоже поняли, что Западу они совершенно не нужны. Поэтому они стали возвращаться к национальным истокам, в том числе и к традициям болгаро-российской дружбы и сотрудничества.

— Не за горами новые выборы в Государственную Думу. В какой степени Церковь будет участвовать в этом процессе и будет ли вообще?

— По последней статистике, Православных у нас в стране около 80 процентов, учитывая, конечно, тех, кто, не будучи до конца воцерковленными, все же уверенно относят себя к Православной традиции. И все они будут голосовать за тех или иных кандидатов, а то и сами избираться. Разумеется, Православный человек должен участвовать в выборах, от которых зависит будущее его страны.

— Как Вам удается найти общий язык с различными партиями и движениями?

— Специально никаких контактов я не налаживаю. Они приходят ко мне сами, мы общаемся на официальных встречах, на которых я затрагиваю самые животрепещущие темы: демографический кризис, рост наркомании и алкоголизма, разрушение нашей деревни, производственный спад и безработицу в городах…Многие политические деятели разделяют мою озабоченность и порой просят благословения на труды во благо народа. Не знаю, насколько искренне, это дело совести. Я всем неустанно напоминаю, что руководитель любого ранга должен заботиться о человеке, о сохранении личности, без чего не может сохраниться семья, а затем и все общество в целом. Все охотно соглашаются. И очень странно, когда после выборов те же люди начинают творить совсем иные дела и разговаривать совсем в другом тоне. Кое-кто называет точку зрения, с которой соглашался до выборов, чуть ли не мракобесием. Видя такую разительную перемену, невольно испытываешь досаду. Ведь если бы все ограничивалось словами! Нет, за ними следуют и разрушительные дела. Вот, например, сфера образования. Здесь идет настоящий бой — причем в масштабах всей страны — за то, чтобы нашей молодежи стали известны элементарные азы Православной культуры, без знания которых нет и не может быть гармонически развитого человека.

— Есть ли у Русской Православной Церкви перспектива получить свой телеканал?

— Конечно, мы хотели бы иметь свой канал для свидетельства Христовой истины, для привития нашему народу богатейших традиций, глубочайших знаний, опирающихся на Православие. Отъятие от среды студенчества родной Православной культуры привело к значительному обеднению образовательного ценза нашей интеллигенции. Ведь все у нас пронизано духом тысячелетнего русского Православия, духом двухтысячелетнего Христианства. Собственный канал весьма способствовал бы ликвидации духовной безграмотности. Но пока мы видим иную картину. СМИ в большинстве своем заинтересованы в продвижении на телеэкраны и на страницы газет и журналов совсем иной идеологии, удобного им мировоззрения. Народ не должен позволять манипулировать своим сознанием, иначе он рискует остаться на задворках истории.

Пресс-служба Самарской епархии
05.12.2003
Дата: 5 декабря 2003
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru