‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На молитве я понял, что в Чкалов назначен по Произволению Божию

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).


Портрет Митрополита Мануила (Лемешевского) из галереи Самарских Архипастырей. Хранится в Самарской Духовной семинарии.

Продолжение. Начало см.

1945 год. Город Чкалов (Оренбург).

5 октября. Когда познакомлюсь с всемудрым младенцем пятилетним Александром? Знающим все молитвы, тропари и кондаки больших праздников и воскресных дней, вмещающим в себе премудрость и при поразительной памяти всё в себя впитывающим? Столько было сделано попыток к знакомству, и все неудачные.

Когда я увижу свою заблудшую овечку некрещеную Киру, мною отставленную от Причащения…

Отец Георгий загорелся моим рвением к памяти всех святых, напечатанных в Православном Церковном Календаре за 1945 год. И на отпустах начинает так же, как и я, перечислять их поименно. Спаси его Господи за сие усердие к памяти святых.

6 октября.Вот уже вторую неделю на исходе стоит дивная солнечная теплая, даже жаркая погода. Посещаемость храма, не говоря о буднях, даже в праздники и в воскресеньях сильно упала. Понизилась доходность храма, а расходы общие и по ремонту храма растут и растут...

Как Николай Угодник вывезет нас из этого положения, не знаю...

После всенощной. Я тоскую о ненаполненных богомольцами храмах. А сейчас в нашем соборе вот уже более двух недель наблюдается катастрофическое падение посещаемости. На Воздвижение было очень мало народа. Одной из причин этого печального явления считают затянувшиеся по уборке полевые и огородные работы. Так или иначе, а мне становится тяжело и грустно. Одновременно падает доходность храма. Мы кругом в долгах: более 420 тысяч срочных платежей в октябре и первой половине ноября. Откуда достать? Фактически меня окружает очень небольшой круг верующих.

За всенощной смотрел на своего Ванюшу мельком, всех он перерос на целую голову.

7 октября. Случай с колхозницей, потерявшей своего сына Геннадия пяти лет, некрещен:

- Он так просился креститься.

Посетил келию умершей монахини Маргариты и правил ей поминовение на 40-й день со дня ее смерти.

10.000 от меня на восстановление Лавры (займ).

Евгений еврей выздоровел от душевной болезни. Уезжает сегодня в Ленинград.

8 октября. Заявила мне Елена, что меня не пустят из Чкалова в другую епархию.

Боли в желудке и в левой ноге.

За всенощной. Я чувствовал большую потребность в полном одиночестве. Как часто я порывался запереться в своей келии, остаться с самим собою, более продолжительно сосредоточиться в молитве за себя и других.

Хотя иподиакон Ваня и хороший человек и душа у него нежная, чистая... все же я могу прожить вовсе без него - для души не было бы ущерба. Мне и его жалко.

Невольно вспоминаю судьбу убитого в Риге Митрополита Сергия (Воскресенского)[1].

Интересная встреча была у меня сегодня на пути из дома в храм. Подбегает мальчик-школьник с сумкою учебников:

- Благослови меня, архиерей!

Я с любовью наклоняюсь к карапузу и истово благословляю его. Эту сцену видели две проходившие девушки лет по четырнадцать, не более. Они подошли ко мне и, не зная, как сложить руки для благословения (новенькие, прозелитки), обращаются ко мне с таким оригинальным вопросом:

- Научите нас, как это Вы ПЕРЕМОЛЯЕТЕ? (?!)

- Что это значит?

- Ну не знаем, как сказать. Слышали про разные сложения...

Помаленечку устраивается судьба моего крестника Николая. Он всем надоел - и всем, кругом и около, всё грозит, грозит, и грозит: кому нож всадить, кого бутылкой по голове ударить, кого просто так поколотить. С трудом взяла его к себе одна нищая.

Промыслительно и то, что верующие в Чкалове мало внимательны к епископу в смысле приношений - суровость их учит меня воздержанию.

9 октября. Был после обедни в квартире Лидии. Служил первую панихиду. Мать убивается безутешно. Отпевание назначил в четверг после обедни, которую буду служить я. После обедни я поеду на вокзал, на бузулукский поезд.

От Лиды заходил к м. Херувиме. От нее узнал, что икона «Утоли моя печали», принесенная от певчей Моти, написана была примерно в 1915-16 гг. приезжей инокиней из Екатеринбургского женского монастыря некоей Анастасией.

Помяни, Господи, душу рабы Твоея, благоговейной инокини Анастасии, написавшей неземной лик Пречистой.

Как люди кривотолково понимают меня. М. Ермиония после обедни спрашивает меня:

- Для чего Вы поминали апостола Иоанна Богослова за упокой.

- Когда?

- Да за обедней. На заупокойном возгласе.

- Да ведь я поминал основателей, строителей Иоанно-Богословского храма. А вы что?

- А мы думали по-другому.

Тяга девушек к монашеству. Необходимо хлопотать о монастыре и о Покровском хуторе.

10 октября. Важный разговор с Уткиным. Расширенные права уполномоченного. Наблюдение за церквами, молитвенными домами и братствами. Перспектива расширения издательства.

11 октября. Отпел Лиду. С квартиры в церковь шел в епитрахили с певчими. Всю дорогу пели…

13 октября. РОДНИК. Слава о нем прошла по всему округу. За с. Талинкой также явился. Верующие сделали Часовенку. Движение паломников было самое большое в 1944 году.

Родник явился в Грачевском районе за с. Кузьминка, в 70 км от Бузулука. На воде появились [изображения] - Спаситель, Св. Николай Угодник, затем и Б. М. без ризы явилась у родника в иконе.

Тоска безотчетная, как в 1937-38 годах, как в 1930-33 годах перед арестом моим.

14 октября. После обедни всё духовенство с певчими монашками и членами церковного приходского совета пришли в мою новую квартиру и там был им дан от церковного совета парадный шикарный многоблюдный обед. Певчие во время трапезы пели разные канты: «Пред Тобою, мой Бог», «Галлилейский муж», «Крестик», «Житейское море», «Магдалины обитель св.», «Ужаснися, человече». Под конец пели: «Торжествуй, наша обитель» сочинения Малашкина. Поздравительный гимн «День веселый и отрадный».

15 октября. Мечты о поездке в Колтубановку 23 октября в воскресенье днем или в Бузулук для уединения и закончания помянников и синодиков.

По просьбе р.Б. Нины служил вечером акафист «Всемогущему Богу».

Угрызения совести об отроковице Кире. Не признал эту святую, а сегодня просмотрел и нашел под днем 8 февраля.

16 октября. Памятный день. Молебен о бесноватой Нине.

У регентши Иулиании запись уточнительная о местных подвижниках для «Бузулукского Патерика». После записей сестры пели «Магдалину».

Взял драгоценную книгу «Достопамятные сказания» [«Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов»].

Память всех усопших женского Спасо-Преображенского монастыря - 5 августа.

Сон о. Георгия, что я стою перед ним большим ростом.

Явление Святителя Николая Угодника.

Утром от родителей из Сорочинска вернулся Ваня. Я сдал ему свои Чкаловский и Бузулукский помянники для поминовения в церкви. Через полчаса он вернулся из храма печальный: потерял мои помянники. Боже милосердый, какую потерю он нанес мне через это... Более тысячи пятисот человек усопших ушли влёт...

17 октября. Безотчетное чувство одиночества от сознания, что Москва не пускает меня.

А Павля рад тому, что Святейший Патриарх Алексий меня не приближает, а отдаляет.

Тягощусь народом, который толчется в моей квартире.

За всенощной сердит, болит левая нога, недоволен.

18 октября. «Помолитесь обо мне, чтобы я хорошо учился» (отрок Анатолий).

19 октября. Бузулук. Читал за парастасом Акафист о усопших «Любовь неизреченная».

Тяжесть подвига старчества понял сегодня (Преп. Серафим Саровский).

Беседа с Ниной, Екатериной. Какие цельные натуры, стойкие в вере. Благодатная встреча с иконописицей Евдокией…

20 октября. Беззаветность, беззаботность в мыслях о перемещении куда-либо - безразличие и чувство обиды за себя.

Как я заполучил эти имена? Внушили сами подвижники обратиться к священнику Сергию Прохорову. О упокоении рабов Божиих: схиигумена Дорофея, блаженных девиц Параскевы и Марии, старцев: Леонтия, Максима, Григория и Иоанна.

После всенощной невольно посетила мысль по сегодняшнему чтению Евангельскому (Лк., 114 зачало) [о Воскресшем Господе] - О НЕВЕРСТВИИ апостолов от радости.

За всенощной пришла мне мысль всё имеющееся по Оренбургской старине объединить в один хотя бы «Оренбургский Памятослов». Он должен включать: Оренбургский месяцеслов; Оренбургских архипастырей; Оренбургский патерик и отечник; Словарь Оренбургских церковных достопамятных деятелей; Библиографию Оренбургской епархии.

21 октября. После обедни - молебен Спасителю, Божией Матери и свв. апостолам Петру и Павлу. Отец Леонид прочитал по тетради прощальное слово… словно над покойником. На меня оно произвело тяжелое впечатление.

Благодарственный адрес верующих Петропавловского храма г. Бузулука

Преосвященный Владыка!
Мы, верующие Петропавловского храма, приносим Вам глубокую благодарность за Ваше посещение и десятидневное пребывание в нашем храме. Стоя на молитве в храме, невольно льются слезы о том, что мы, верующие (великие грешники), удостоились находиться в таком великолепном храме и при Вашем богослужении. Все чрезвычайно довольны и тронуты Вашим чутким и внимательным отношением в части разрешения разных наболевших вопросов. Не зная усталости, забывая про себя, Вы принимали всех, кто желал удостоиться этого приема. Мы чистосердечно желаем Вам здоровья. Да продлит Господь Бог Вашу жизнь на служение Ему на долгие годы.
С искренней признательностью просим Вашего благословения.
Верующие.
21 октября 1945 года.

После обедни повезли к одному рабу Божию на годовщину убитой его дочери на немецком фронте - Валентины.

Воскресенье. Хозяюшка нас снова усладила рассказами и сообщениями о новых праведниках и подвижниках Бузулукского края и Самары. Вот их дорогие сердцу нашему имена: старец Василий[2] из с. Курумоч, протоиерей Ксенофонт Архангельский из г. Самары[3], блаженный Петр (по прозванию Емеля) из Ростова, блаженный Прокопий. Неведомая блаженная с длинными волосами Самарская.

Над пещерами храм снесен в село Елховку, верст 12 от Бузулука.

Решил весной посетить монастырь Преображения.

Волна покаяния охватила верующих Бузулука. После моей проповеди за обедней о преп. Пелагии, за вечерней и при прощальном благословении заслышал много покаянных рассказов об абортах и тому подобных безобразиях, и на всех таких женщин налагал посильные епитимии, главным образом земными поклонами.

Нине молитва

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, упокой душу усопшего неверного раба Твоего иерея Елпидифора и прости ему вся его безумия и согрешения, ради меня содеянные им.

Муж Нины Борисовны, умерший в 1936 году.

Заупокойная обедня 16/29 октября за маму.

Согревается ли ваша душа в храме?

Чего еще она ищет или ждет?

Общие постоянные вопросы и обращения.

Крестное знамение. Аминь. Крестики у всех ли? Все ли знают дни своих святых? О праведном Симеоне Верхотурском. О хранении просфор. Епитимии за аборты.

Об огарках и свечном заводе. О свечах с базара (у нас на 30 тыс. принесли). О любимых и нелюбимых именах. О молитве за без вести пропавших воинов.

СУХОЙ САД

Предсказания. Таллинский женский монастырь.

Это место благодатное. Было видение одному татарину, когда он ночью пас коней. Вдруг в полночь все лошади встали дыбом. И видит он: от бузины до неба поднялся огненный столб. Он подъехал к окну монастыря и показал монахиням это видение - и все видели его.

- В сем месте есть Христовы подвижники.

- В пещеры ходят молиться.

Преподобный Серафим предсказал: «Пять игумень будет, а на шестой - монастырь будет без монастыря».

22 октября. Предупреждайте возможность соблазнов...

23 октября. У меня с сегодняшнего дня в келии новый молитвенный уголок.

«Леля! Прочти две части странствия и отметь на полях места, где встречаются особые люди: праведники, подвижники и т.д. Мы их потом на карточки перенесем».

27 октября. Проповедь о тишине. Хотел сказать, но не пришлось.

Разговор в вагоне с коммунистом: как коммунисты веруют в Бога.

28 октября. Мой рассказ о годовщине видения Креста.

29 октября. Орск. После вечерни чтение Псалтири - польза для усопших (подобно листьям деревьев).

Обновление икон Спасителя. Бумажная (такую же у хозяев монашек нашел, висящую в притворе дома). Очень много обновлений. Что делать?

У Орских монашек-инокинь - беседа об Орских подвижниках. Названы имена следующих праведников и замечательных людей: блаженный Сергий, блаженная Ольга, блаженная Евдокия (Дуня), юродивая Анна Семеновна, братик Григорий, блаженный Алексей, монахиня Лукия.

Память мамы. Самый радостный день в моей Чкаловской жизни.

Молитвенные дома в Никеле, Локомотивстрое открыты.

После панихиды я говорил слово о маме и о загробном мире, о явлении инокини Надежды в 20-й день ее смерти и о других случаях явлений из загробного мира.

Не хочется уходить.

О маме моей[4]

1. Явление Божией Матери Казанского лика 2 февраля (ежегодный благодарственный молебен).

2. Явление преподобного СЕРГИЯ и протоиерея Иоанна Кронштадтского.

3. Явления ее загробные:

Андрюше… в ноябре 32 г.

Мне в Соловках 27 сентября.

-«- в Сиблагерях в апреле 36 г.

-«- в Москве в Бутырке в январе 40 г.

Хотел сказать, но раздумал.

30 октября. Прибытие в Никель. Встреча с хлебом-солью. Слово диакона Липатова Михаила Степановича. Масса молящихся, - молитвенное воодушевление молящихся. Мое слово к верующим.

Вечер у трех сестер Славкиных. Пение молитв и кантов.

За утреней принесли икону праведного СИМЕОНА Верхотурского. Антиминс без святых мощей принесла одна женщина. Одна старушка принесла акафист праведному СИМЕОНУ Верхотурскому.

За обедней снова много народу. Приобщался Евстафий. После обедни я беседовал с ним.

Причитания Анастасии о нем как о праведнике.

31 октября. Орск. Отсутствие в церкви нищих в воскресенье.

Наконец, мы в вагоне. Утомление душевное, волнения... всё позади... душа полна переживаний, рассказов, поучительных повестей из Орского Лавсаика и Патерика.

Мы одни с Ваней в мягком вагоне.

1 ноября. Сон тети Насти Ваниной обо мне и о нем страшный, таинственный, мистический, сон будущего...

Вечером, когда я уже готовился к отдыху, знаменательный разговор дочери хозяйки о будущности Церкви Православной.

О воробьях. Улетели милые мои воробушки… и стало пусто...

Возвращаясь со всенощной на квартиру о. И. Шатковского, услыхал из уст его интересный отзыв одного Орского коммуниста о самозванце старце Евстафии.

2 ноября. Приехавший из Бузулука иеромонах Гурий рассказывал много интересного про одну подвижницу-праведницу, матушку Анну, и про значение в загробной жизни так называемого ПОНЕДЕЛЬНИЧАНИЯ.

«ПОНЕДЕЛЬНИЧАНИЕ[5]: матушка священника Петра Анна Димитриевна: «небесным херувимам, людям - нет. Носим эту пищу один раз в день».

Угрозы уполномоченного об арестах священников, самовольно посещающих деревни и районы. Угроза уполномоченного о том, что в Чкаловской области монастырей не будет.

Парастас - всенощное бдение заупокойное прошло благополучно. Записок было немного и народу мало.

Матушка Ермиония подала две жуткие записки…


Гробница Митрополита Мануила в Покровском соборе Самары. Многие верующие называют эту могилу святой.

3 ноября. Как прошла Димитриевская суббота?! Хорошо, не хуже Радоницы. В алтаре, в сходе священства, монашек и чтецов. Все было налажено, и тысячи записок были прочитаны за проскомидией, за жертвенником и за так называемой обедней.

Надеюсь, что покойники были довольны вниманием всех поминавших их.

За обедней самым ревностным и неутомимым поминальщиком оказался о. Георгий. Стоя со мной у жертвенника, он, заливаясь слезами от охватившего его волнения, припал к моим плечам и стал умолять:

- Я Вас прошу, умоляю как архиерея, как власть имущего, помолиться за умерших без покаяния… пожалейте, умоляю Вас, и самоубийц. Помяните Антонину... - Тут он стал перечислять имена тех самоубийц, которых он знал и за которых просили молиться их родные и близкие... Я опешил... и сердце мое не выдержало… и я помянул этих несчастных.

4 ноября. Обедню служил исключительно, с обильными слезами. Вспомнилось все окаянство мое в прошлом, и слезы покаяния душили меня... Возглас заупокойный с трудом произнес.

Давно не плакалось так... А как было бы лучше, если бы служил один, без людей, без свидетелей, быть может, не понимавших причин моих слез?!

Торжество освящения иконы св. великомученицы ВАРВАРЫ за много, много лет (более двадцати). Я прочитал после освящения ее акафист. Написан он тяжелым и малопонятным языком. Подъем верующих был необычайный. Варвары с любовью приняли образ своей святой покровительницы.

В конце обедни иподиакон Ваня подошел ко мне с сообщением, что проездом в Ташкент прибыл из Тамбова Владыка Лука, который хочет видеть меня. Был он в Москве и имеет поручение из Патриархии.

Я взволновался не напрасно. Сейчас вечер, и о Владыке Луке ничего не слышно. Его келейник говорил, что он ненадолго поехал в Н. Павловку (23 км).

После обедни кто-то сунул мне сию грязную скомканную умилительную записку. Сколько в ней веры и духовной теплоты неизвестной женщины.

Записка
Владыко, Вы радуетесь людности народа на богослужении, а мы многократно радуемся, что Господь сподобил из дальней деревни приехать. Пятнадцать километров пробежала, а в Каргале легковая машина привезла прямо на площадь бывшего Казанского собора без двадцати пяти минут шесть часов, и я без опоздания ко всенощной успела, радуюсь чуду благодати.

Случай с отроковицей Региной. Попутно безпокоюсь об отроке Владимире, летом болевшем малярией, и об отроковице Кире. Что делает она сейчас? Ходит ли в церковь? Не могу простить себе оплошности, не поглядел в святцы и… потерял Киру.

Одна неизвестная женщина передала мне из Сорочинска свернутую книжку, как оказалось, описание Ключегорского Богородичного Таллинского монастыря.

Вечером, после утрени, пришли дети. Снова посетили. На этот раз - две девушки - Наташа и Фрося и еще три с Лидой. И все они ждут не дождутся открытия монастыря в Чкаловской епархии. И вот эти две девушки обратились ко мне с оригинальною просьбою:

- Вам много дано. Помолитесь об открытии нам будущего нашего пути. Каким путем нам жить и к чему определенно стремиться…

Вечер. Недоразумение с хозяйкой старой из-за Вали - кража винограда и конфет. Угрозы ее:

- Не принимать детей.

Выходит, что делать?

5 ноября. Анна Ивановна. Обходит вечером вокруг дома с молитвою.

Тамара рассказала свой сон об увольнении меня на покой и уходе моем из собора.

Телеграмма
Бузулук, Красноармейская 52. Протоиерею Смирнову
За безсердечное отношение к членам причта в виде первого предупреждения увольняю Вас от должности благочинного. Приезд Чкалов запрещаю. Епископ Мануил

6 ноября. Молебен в семье Орловых с особыми молитвами о скотине.

За молебном с акафистом Скорбящей иконе Богоматери ярко вспомнил иеромонаха Питирима, с которым имел встречу в Омске в сентябре 1917 года. Что с ним? Не попал ли он под колчаковщину или под красных партизанов?

Ваня мой увлекается, самоуслаждается на чтении Канонов и кафизм и настаивает на чтении их сполна. Я предостерегал его многократно об этом.

- Народ не вмещает полностью этой милости Божией... народу надо покороче да пояснее.


Дом в Оренбурге на улице Пугачевской. Приобретен в 1945 году для Митрополита Мануила (Лемешевского). С тех пор на протяжении многих лет это был дом оренбургских архиереев. Последним, и дольше всех, в нем жил Митрополит Оренбургский и Бузулукский Леонтий (Бондарь, 1999 г., на фото). Ныне дом снесен.

Сегодня вечером дочь хозяйки Анны Ивановны поведала мне следующий сон свой. Будто какие-то грязные, темные мужчины пришли в их дом и говорят матери:

- Мы пришли убить женщину, у которой нет мужа.

Ревность моя к прославлению подвижников благочестия укрепляется, расширяется, приумножается...

Ликование сердца при исследовании русской агиологии.

Вечер. О Владыке Луке ничего не слышно. Из письма из Тамбова от Ольги Ивановны узнал, что он до своих именин ездил в Москву хлопотать командировку в Ташкент.

Чем можно объяснить его отсутствие?

7 ноября. По простоте Ваня ежедневно делает мне разные замечания, но я терплю.

Вчера днем узнал, что на берегу Урала, недалеко от бывшей Духовной Семинарии, продается дом... Мысль запала: нельзя ли его купить под архиерейский дом?

После обедни с Ваней ходил смотреть. Действительно, лучшего для архиерейского дома не подберешь. Чудный вид на Урал. Солнце с утра до дня. Удобства расположения четырех комнат говорят за возможность устройства своего молитвенного уголка в келии. Есть комната и для Вани. Потребуется ремонт печки и [нужно] сделать перегородку. Что укажет Господь в Своей воле чрез жребий, который я завтра, помоляся, буду вынимать.

8 ноября. С утра положил жребий - покупать архиерейский дом или нет. С Ваней помолились, и вышел жребий «покупать». Итак, начинается в жизни Чкаловского епархиального архиерея новая страница - приобретение архиерейского дома, дома молитвы и внутреннего делания и т.д.

Сознаться надо, моя комната открытая не удовлетворяет меня ни в чем. Там я буду хозяином дома, а здесь я являюсь зависящим во всем от хозяев. А они в последнее время стали злоупотреблять моим доверием, просто стали недобросовестными и нечестными.

Новый архиерейский дом расположен на высоком берегу реки Урала. Из окон его - прекрасный вид на Урал, на все окрестности города на многие десятки километров. Внизу течет могучий Урал среди густых рощ леса прекрасного. Ягодный сад дополняет все хорошее, что есть в нем.

Рано утром пришла одна бедная женщина, просит окрестить целое семейство: родители крещены, а дети - нет: три девушки 14, 18 и 20 лет, отрок Александр 12 лет и младенец Геннадий 7 лет.

- Они стыдятся креститься в церкви и просят окрестить их на дому. Да они еще очень бедные.

Пришлось ей разъяснить, что сперва надо повидать их, побеседовать с ними, а потом решим, что делать.

Выехал в Н-Сергиевку, а оттуда 85 км до Георгиевки, на освящение храма в воскресенье. Зябкая, скучная дорога, тоскливая местность.

9 ноября. В деревне «Труженик», согреваясь в одной избе, задремал и видел Лелю и Ев(гению) Ник(олаевну), которые ни слова не сказали мне, но словно пришли за мной...

10 ноября. В пять часов утра выехали из колхоза «Труженик» и в восемь часов утра приехали в Зерносовхоз. Мороз усилился, и неудобства в дороге усилились.

Отношение Вани к болезням и к своей ужасной ране на левой ноге - сходственны с моими.

Верующие за эти годы потеряли привычку ходить в храм.

11 ноября. Освящение пришлось совершать при пониженной температуре: вода святая замерзала.

На этом бедном приходе надо учиться смирению. Стыдно стало за хлопоты об архиерейском доме.

Обрадовался за вечерней, что не будет служиться утреня. Нехорошо.

Отец Косьма служил хорошо, и до сих пор вспоминаю его с любовью.

Георгиевка - в 1934 году огонь горел в храме по ночам (на правом клиросе). «Лампада холодная, огня нет». Еще раз огонь горел в последующие годы. Монашки говорили: «В нашей церкви - благодать».


Филарет, Митрополит Московский и Коломенский.

Анна рассказывала, как весной, когда она жила в Чкалове, одному ее знакомому приснился старчик, который говорит ему: «Одевай старую шинель и иди в церковь». Он пошел в Никольскую церковь, а там как раз началась выгрузка архива. Он помогал и поехал в пакгауз, где принимал ящики с грузом. Это был сам Святитель Николай.

Митрополит Филарет и хождение к матери (потерял ее могилку).

О привычках. Их нарастание, утверждение в них. Что значит «быть выбитым из колеи». Их разнообразие. Их потеря... чувствительна и тяжела...

О ропоте. Ваня просил меня сегодня в дороге: какие бы ни были трудности, не роптать.

12 ноября. Ваня предлагает ввести особые ектении для колеблющихся в вере, о неверных, о гонящих, о хулящих и т.д.

Как познать мне знак прощения Божия грехов моих.

Промысл Божий внушил мне внимательно прочитать житие преп. Марии затворницы (29 декабря).

Сейчас у меня: сознание исполненного долга (совершено освящение).

Ваня вычитывал занесенные им наставления, которые и мне пришлись по душе.

В дневник занес мысли об архиерейских поездках (с требами). Ведь Оренбургский край в глубине - пустыня. И в культурном отношении... Радио нет. Поездка архиерея должна быть миссионерской. Записи Синодика походного должны быть непрестанными.

Опросы о неотпетых и без вести пропавших на войне и других христианах.

На машине полуторатоннике за три с половиной часа доставили в Н. Сергиевку. С утра потепление усилилось. На вокзале и на путях всё тает. Умирающий солдат между буферами кричит:

- Спасите...

- Лучше бы помер, где все наши помирали, чем здесь, на родине... - причитала жена.

13 ноября. Поднятие колокола. Народу - невидимо много.

- Я хочу быть монашкой! - такими словами остановила меня сегодня…

Сегодня вечером был произведен первый звон и благовест ко всенощной св. Косьме и Дамиану. Верующие от радости плакали...

14 ноября. Сегодня утром зашел Ваня в каком-то особенном (я назвал бы это) восторженном состоянии.

Падение и восстание юных душ.

История моей крестницы Юлии и горение оглашенной Валентины (17 лет)…

Церковные сплетни о моем переводе в другую епархию, о моем разговоре с Патриархом Алексием по прямому проводу, о приезде нового архиерея с настоятелем и протодиаконом.

Пелагея (Полина) рассказывала свои сны обо мне - о подъеме на отвесную гору с большой толпой народа...

15 ноября. Разговор о Пелагее и мое обещание. Обязательно икону ее закажу себе.

Тоска весь день, вечер...

Сон Лизы глухой о Лидии - ругалась с нею...

Не скрою того, что безразличие к пище, к вкусным блюдам и яствам нисколько не ослабевает, а радость на душе усиливается.

Сон 12 сентября девушки Анны о звезде, рыцаре и пятиглавом храме.

Для коммуниста: быть, хотеть, иметь, дерзать.

Ваня душою своею наивною очень похож на келейника моего Егорушку. Где-то он теперь?

16 ноября. Дело с покупкой дома архиерейского висело утром после телеграммы из Бузулука на волоске, но хозяева пошли на уступку - рассрочили 60 тысяч. Нам необходимо 100 тысяч.

На письмо Шмелевой, вдовы бывшего послушника Георгия:

Трагическая кончина моего Егорушки подтвердила виденный им сон в детстве. Милый и дорогой мой мученик-молитвенник! Какая непостижимая и сложная жизнь его была...

О. диакон приехал «дослуживать». Служит истово, со многими слезами...

Сегодня Феня молодая подала мне Библию, издание Англиканского Общества, всю испещренную карандашами: цветными и простым. В конце Библии я нашел достойные внимания пастыря места, а не насмешки.

17 ноября. Сегодня допустил нечаянную небрежность. Когда опускал частицы в потир с тарелочки, засыпанной вынутыми частицами, не заметил, что изображение Креста оказалось перевернутым...

Настал 40-й день по кончине Лидии. Время ушло. Чего я достиг в своей духовной жизни? Ничего. Не подвинулся ни на йоту.

Остался только неизменным в горении и усердии поминовения усопших.

Бедная Татиана! Сегодня только что узнал, что та самая Татиана, которую я поминал тяжело болящую, уже умерла, и вчера ей был 20-й день. То-то я все эти дни думал об ней безотвязно...

Вечер. За всенощной у меня была большая радость. Пришла радостная, сияющая моя крестница Юлия. А вот Римма стала редко ходить в церковь. Так все непрочно на этом свете. Слабенькие, малодушные дети и взрослые.

А некрещенная Кира не выходит у меня из головы...

Какая чуткость души требуется от епископа. Он должен быть буквально ОТЦОМ верных чад своих, он должен учитывать все нужды верующих храма своего и других епархиальных церквей. Первым он должен идти, еще до вопроса и запроса он должен давать должный и полезный совет, предупреждение... Его чуткость должна быть безгранична. Он не должен ждать прихода к себе нуждающегося человека, но сам первым идти к нему.

С этой стороны покупка архиерейского дома пугает меня, ведь содержание его отнимет от меня часть денег, которые шли на благотворение, на нуждающихся.

Сегодня 40-й день кончины девицы Лидии. Ходил после обедни с родителями на кладбище. При ясной солнечной погоде, но большом морозе дул сильный северный ветер, и я в скуфейке ватной отморозил себе правое ухо.

После всенощной диакон наш о. Гавриил Воробьев преподнес мне собственноручного сочинения жизнеописание старца здешнего из Н. Озерной станицы Василия. Биография подробная и весьма назидательная. Спаси его, Господи! Обещается еще дать сведения о многих других здешних подвижниках.

Люди окружающие всё чаще и чаще говорят, что я старею, а им, конечно, виднее это. Единственно, что заметно, я сильно облысел, волосы неудержимо ползут.

Но если бы эти люди знали, сколько во мне непочатой, неиспользованной энергии духовной для делания церковного. Я полон творческих полезных замыслов для просвещения духовного... Душа моя словно молодая, она не стареет, но молодеется, очищается, утончается, освобождаясь от плотяных притязаний.

18 ноября. Невольно вспоминаю тех, которых сейчас не вижу в храме, тех, которые прибегали в храм с пламенной молитвой в горе, в туге сердечной и, не получая скорой помощи от Бога, колебались и отходили от Него. Пелагея с дочерью… где они?

И невольно думаешь, сколько в храме мы видим приходящих, таких, которые в вере и привычке молиться в храме утверждаются уже.

И сколько проходящих в храм, как в проходной двор.

Господи, сегодня Ты снова приблизил к Себе и ко мне Иулию. Она причащалась со своею подругою и с сыном своей крестной.

Господи! Верни мне отроковицу непросвещенную Киру, которую я потерял 22 мая.

Сегодня днем одна верующая говорила мне, что недавно начальник нашей Почтово-Телеграфной конторы имел разговор с Н. о том, что теперешнее возвышение церковной жизни - явление временное, что потом всё пойдет по-старому, то есть всё отнимут от верующих и разлучат их от неверных. Есть над чем призадуматься.

Сегодня ясно представил себе образ праведного Панфалона (память 17 марта), и я понял, что он напоминает мне о себе, что я его немного позабыл, и я занес его сейчас в «Поклонение моим святым»…

Утром зашла ко мне дочь соседа Афанасия, к которому в октябре приходила [в видении] Владычица со Св. Николаем, Катя, и говорит мне:

- Я хочу Закон Божий принять. Благословите меня на новую жизнь. Сегодня я замуж выхожу.

Я с радостью благословил ее на брак церковный. Свадьба состоялась днем с хором певчих при стечении любопытствующих.

В жизни своей мне приходилось мало освящать иконы, но [присутствовать] при такой торжественной обстановке и при таком скоплении народа, которое наблюдалось во время освящения икон св. вмч. Варвары и Сергия, мне не приходилось раньше. Поэтому я решил с сего дня этих святых поминать ежедневно.

Вечер. После вечерни освящал икону св. равноапостольной Нины. Народу было много. В восьмом часу, когда закончил благословлять прикладывавшихся к этой иконе богомольцев, зачитывал собравшимся описание поездки Патриарха в Палестину из № 8 ЖМП. По-видимому, верующие остались довольны чтением.

19 ноября.

- Благодать Божия посетила меня сегодня, - с такими задушевными словами обратилась ко мне за вечерней одна отроковица, Вера, 15 лет. С вдумчивым лицом и слезами на глазах поведала она переживания сердечные сегодняшнего дня.

- Я с утра, никуда не собираясь идти, стала размышлять о том, как невидимо Господь посещал меня, грешную, какие являл Он мне милости, особенно за последние месяцы, когда стала я чаще ходить в церковь, чаще молиться Богу. И вдруг сегодня словно пелена спала с моих глаз и я как наяву поняла, какая я грешная и как Господь даровал мне за это время так много милости, а я была ли достойна чего-либо?! Ведь я такая грешная… - и слезы полились у нее из глаз.

Я был поражен такой душевной драмой этой 15-летней отроковицы...

Св. Николай невидимо сопутствует покупке архиерейского дома. За вчерашний и сегодняшний день поступило неожиданно пожертвований на 7 тысяч рублей, и свечей сегодня продано было много, староста рассчитался с рабочими... Теперь осталось оплатить мебель и топливо.

20 ноября. Утром забегал в церковь, а затем пошел в свой участок милиции оформлять паспорт. И удивительно, непостижимо - во все время дороги в город, хождения по городским улицам и обратного возвращения домой - и дети, и подростки, и даже так называемые «светские барышни» и, конечно, старушки, и зрелого возраста люди здоровались со мною, громко приветствуя меня. Что это значит? За эти месяцы я ведь отвык от такого внимания.

Сегодня с утра - хождение по мукам. Кончился срок моего паспорта и необходимо или продлить его, или заменить новым. Спасибо - меня пропустили вне очереди, но еще осталось оформление копии документов. Это придется сделать в понедельник.

Как и в других городах, в милицейских участках одна и та же картина: грязь, теснота, отсутствие внимания к людям, даже в Тамбове лучше здешнего.

Отец Даниил служит ладно, только еще в требах не утвержден окончательно. Сегодня днем зашел ко мне проститься - завтра ехать домой. Уговорил его ехать в четверг в день СКОРОПОСЛУШНИЦЫ. Бедность посетила его здесь. Всё это я улажу и билет достану, но на четверг. Говорил он о некоторых нестроениях в приходской жизни Бузулукской церкви.

- Смирения мало у пастырей, - возражаю я ему.

- Святые отцы искали себе места тесные, - отвечает мне старец Даниил.

История с проездом Владыки Луки в Ташкент выяснилась из письма моих тамбовских хозяев. На Казанскую он служил в Мичуринске и последующие дни. Что же все это значит?

Сегодня некоторые монахини умоляли меня сократить «свой пост». «Вы хотя бы ради нас пожалейте себя...» - «Одни кости гремят», - вторит матушка Ермиония, прощупывая сквозь драповую рясу мои руки.

21 ноября. Вчера вечером за всенощной народу было много, и я себя чувствовал хорошо, но сегодня часов в 7 утра почувствовал тяжесть в голове, кружение, муть... все характерные признаки острого сердечного припадка на почве склероза. Вот и сглазили меня вчера монашки... Господи, спаси и сохрани меня от внезапной смерти. Ведь я не готов еще, еще не оправдался в своих грехах, не искупил еще своей вины перед Тобою. А сколько задуманных, незаконченных и неосуществленных дел...

Чувство робости неземной… весь день...

22 ноября. Такая непреодолимая жажда учиться в житиях святых, углубиться в сущность (в субстанцию, как назвал в видении в августе 1944 года Епископ Иосиф) моего теперешнего служения Церкви Христовой.

Поскорее бы утвердиться в новом уголке, закрепиться в его уединении. О, сладостный уголок! Скоро ли я взойду в твой чертог для богомыслия, для боговедения, для завершения моего агиологического делания...

Луч светлого Света в Сырейке.

25 ноября. Нежданно, вместо понедельника, хозяева дома уехали сегодня, и дом стал пуст, и зашли в него наши люди и всё приняли. С завтрашнего дня начнется ремонт: перекладка печи, перегородка и т.д. Желание верующих помочь мне в нем необычайное, и многие радуются этому переезду.

- Лучше будет ему без сварливой хозяйки и старика.

Одна из причащающихся прослезилась при приобщении - одна только.

26 ноября. Беседа со старцем из Черепановки о блаженном Андрее, Василии и Евфимии.

Старец Андрей (В. Вязовский). Народ прозвал его «Васенька». У Васеньки было два сына, которые не давали ему покоя. Ему было Свыше открыто «прожить у блудницы 15 лет», и он безропотно понес этот крест.

Хозяйка эта ему не давала покоя, и сыновья также терзали. Один из них грозился «сдернуть отца с места», но по милости Бога и это обошлось. Он им говорил неоднократно:

- Не троньте меня. Я буду жить на этом месте. А если будете настаивать, то Сама Царица Небесная накажет вас.

Но сын не послушал своего отца и стал применять силу, и за это был тут же наказан - его убило молнией.

Через года три второй сын, словно озорник, схватил своего отца, но также был наказан: поехал на мельницу и там на месте убит упавшим на него мельничным камнем.

Скончался блаженный Андрей 13 июля 1916 года, 62-х лет от роду. День Ангела 2 октября [ст. ст.] (на юродивого Андрея). Погребен в с. Черепановке на деревенском кладбище. Могилка забыта (крест на ней уничтожили люди).

Старец Василий. Закон замены. Проповедь. Когда становой арестовал покойного Василия (это было на Пасху), один татарин шел мимо тюрьмы и слыхал пение многих голосов: «Христос Воскресе». (Разговор со становым о замене Василия - татарином.)

- Воистину, этот татарин будет раньше меня в раю, но только в темном.

Старец Евфимий. Жил на озере Зуирском на Урале. Умер до кончины Василия и Андрея. Пешком ходил в Иркутск.

27 ноября. Как плохо усваивают верующие имя своего правящего архиерея. Встречает меня сегодня заштатный диакон и называет меня епископом Алексием (?!)

- Кто Вам сказал, что меня так зовут?

- Да добрые люди. А какое же Ваше имя?

Я объяснил ему, что в таком случае имени своего не назову. «Пусть точнее узнают».

А дома - новый сюрприз. Жена одного переплетчика верующего принесла мне подарок - работу ее мужа, блокнот с надписью: «Епископ Самуил» (!) Из Алексиев попал в Самуилы.

Сегодня верующие рассказывали мне, что во время поднятия колоколов появилось несколько пар голубей: сначала четыре пары черных, а потом их сменили четыре пары светлых голубей.

28 ноября. Беседа в церкви за вечерней со Всеволодом о необходимости священникам всё совершать с благоговением.

Вечером хозяева приняли ТАБЫНСКУЮ икону Божией Матери. Я служил молебен водосвятный с акафистом.

Вечером же пришел о. Стефан из Платовки. Его предчувствия о моей ближайшей будущности.

По субботам отпевать всех нищих, безродных, бездомных, в безвестии умерших.

29 ноября. Сегодня днем во время поездки в Новостройку к Трофиму Ваня рассказывал свои горестные переживания о том, что верующие в Чкалове не ценят своего архиерея, ни во что его не ставят, что у них нет ко мне никакого страха и уважения как к святителю...

Отсюда вывод: при переезде в новое помещение я должен буду постоянно себя отдалять от народа и делать себя менее доступным, делать всё, чтобы верующие осознали великость сана моего и сего ради проникались бы большим ко мне уважением, чем наблюдается это сейчас…

Мольба Вани о нахождении в архиерейском доме «пчелок» - боится их...

Я сребролюбец в глазах народа.

На родительских перечитывать помянники, лежащие в ящике церковном.

30 ноября. Вечер. Сегодня впервые ввел заупокойную всенощную о погибших вождях и воинах. После 17-й кафизмы читал акафист об усопших: «Отче наш, любовь неизреченная, помяни усопших раб Твоих...» Эти дни с Ваней сличал три редакции этого акафиста: московскую, тульскую (автор его - преп. Павел из Тулы) и тамбовскую, и я составил единый текст, уточненный и понятный верующим. Богомольцев собралось больше, чем я ожидал. Акафист читал я один, и слушали со слезами и воздыханиями, понимающим понравилось...

Сегодня за всенощной вызвали меня из алтаря. Подошла немолодая женщина.

- Знаете, я читаю Псалтирь. Просит меня на днях одна женщина читать по многу раз псалом 108. Она потеряла мужа, который ее бросил, вернувшись с фронта, и сошелся с другой.

Я ответил, что не слыхал о таком чтении псалма 108. Обещал ей просмотреть его дома и дать ответ. Прочитал его у себя со вниманием. Действительно, чтение его может применяться к разлучникам семьи и (разрушителям) семейного очага.

Какие оригинальные поминания попадаются во время массовых поминовений усопших. Сейчас читаю заглавный лист по-славянски написанный: «Покой, Гди, души усопших раб Твоих и рабынь». Далее перечисляются имена, затем идут: «младенцы» и «женский род» (следуют имена).

1 декабря. К вечеру дождь съедал остатки снега: мокреть, слякоть... Погода разом изменилась к потеплению.

Сокращение служб до весны.

Встреча настоятеля. Молебен и его служба. «Всем хорош», только слабый голос.

2 декабря. Пришла мысль мне назвать свое исследование «Каталог русских святых и местночтимых».

Второй день необычайное потепление. Тает снег, птички чирикают, как в Великом Посту. А такая погода плохо отражается на посещаемости верующими всенощных бдений. Введение будет мокрое, безснежное...

Сегодня я впервые во время пения «Верую» выходил на амвон. Пели Символ веры слабо, неуверенно, хотя три щита [с текстом молитвы] держали в руках. Не три щита надо, а по крайней мере, шесть - это я понял вполне...

Как только я вышел петь, народ необычайно воодушевился и пели дружно, величественно, потрясающе. Пели все: и певчие, и присутствующие. Я до слез умилился. Вспомнил пение «Верую» в Бузулуке.

Воскресенье. После просительной ектении говорил проповедь на день кончины Митрополита Филарета[6]. Говорил со слезами от внутреннего благодарного чувства моего к Богу за те милости, которыми посещал меня почивший светильник в сонных видениях...

Читал стихи Пушкина «Дар напрасный...» и ответ ему Митрополита ФИЛАРЕТА: «Не напрасно». Причем пояснил, что это я читаю колеблющимся в вере, сомневающимся для их назидания... Народу было много, и легко было говорить (подъем был от насторожившихся слушателей)...

Как результат своей проповеди о Митрополите Филарете получил это письмо. Как не поняли мои почитатели моей мысли, когда я читал эти стихи.

Письмо монахини Ермионии:

Христос посреди нас!
Преосвященный наш дорогой Владыка!
Прошу, благословите и св. молитв.
Мы, верующие, сестры и религиозная сестра женщина из прихожан и мужчины, спрашиваем: Вы на проповеди сегодня сделали уклон «Пушкина». Что это делаете? По закону не должно русских писателей употреблять в Церкви. В Церкви Устав. Фамильных нельзя брать в пример. Святых отец надо и из Евангелия. Мы возмутились этим. Пожалуйста Вы нас успокойте, больше не поминайте их. Вы наш орел, а мы за Вас цепляемся и только Вами и дышим. Прошу св. молитв. Недостойная м. Ермиония.

Вечер. После беседы об Ангелах занес мне Библию и другие книги Ваня, да и говорит:

- Знаете, Владыка, я сегодня видел сон. Хотя Вы и говорите, что не надо верить снам и что Митрополит Филарет также не верил снам, но сегодня во сне приходит ко мне незнакомая старушка и говорит: «Ты ведь ничего не знаешь, твоего Владыку переведут в другой город».

Я немного смутился. Сейчас я бы не хотел уходить: неустроенные епархиальные дела, зима, новый архиерейский дом и новая жизнь в нем...

Вспомнил сегодня сказанные на этих днях Ваней знаменательные его слова (а в глазах мольба безсловесная):

- Пожалейте меня, когда переедем с Вами в новый дом, поменьше принимайте к себе «пчелок».

- Что это значит, каких «пчелок»?

- Ну Вы сами хорошо знаете, о ком я говорю... Они меня могут волновать, а мне это неполезно, а пагубно.

Я понял и дал обещание как можно меньше принимать молодежь.

Стихотворение «Дар напрасный» было написано Пушкиным в 1828 году и помечено днем рождения поэта, ему исполнилось 29 лет. Эта дата усугубляет тяжесть его настроения, выраженного в стихотворении. Вот что написал поэт:

26 мая 1828
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Стихи эти подвигли чрезвычайно занятого Митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2:9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни. Митрополит Филарет решил ответить поэту не проповедью, не увещеванием, но на его «поле деятельности» - в стихах. Ответ Митрополита Филарета есть напоминание о Боге и вразумление человеку, впадающему в грех отчаяния:

Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, -
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

Участие столь знаменитого церковного иерарха взволновало поэта. Узнав о стихотворении Владыки от Е.М. Хитрово и еще не прочитав его, Пушкин пишет ей, что это «большая удача». Свое стихотворение «Дар напрасный…» он уничижительно называет «скептическими куплетами». Полтора года миновало со времени их написания, и теперь он вынужден признать, что стихи рождены были не глубоким разочарованием в жизни, а поверхностным скептическим настроением. Прочитав же стихотворное наставление Владыки Филарета, поэт отвечает с благодарностью:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей
Вверял изнеженные звуки
Безумства, лени и страстей.
Но и тогда струны лукавой
Невольно звон я прерывал,
Когда твой голос величавый
Меня внезапно поражал.
Я лил потоки слез нежданных,
И ранам совести моей
Твоих речей благоуханных
Отраден чистый был елей.
И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.
Твоим огнем душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

(В другой редакции:
Твоим огнем душа палима
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе серафима
В священном ужасе поэт
.)
19 января 1830.

Отвечая Митрополиту Филарету этими стихами, Пушкин не только выражает благодарность за внимание к его душевным терзаниям, но и показывает, что он, несмотря на слабости и греховные заблуждения, также чадо Церкви Христовой.

3 декабря. Скопилось такое множество дел, писанины канцелярской, идут срочные письма, и я в отчаянии - не хватает времени все закончить.

Все эти дни очень скорблю, не получая никаких известий от Лели. На телеграммы мои - полное молчание. Что это значит? И Лобовы молчат на мои открытки, и Анюта молчит и ничего не пишет. Все замерли в своих берегах и насторожились. А мне здесь, такому одинокому, каково при всех епархиальных скорбях переживать еще эту новую скорбь… Ежедневно переживаю мучительно. С каким трепетом ежедневно поджидаю почту - и всё словно нарочно... всё напрасно: ни писем, ни телеграмм.

После обедни приходит ко мне какой-то особенно восторженный, словно очарованный...

- Уж больно хорошо служил обедню о. Сергий, как благоговейно, как и сколько поклонов кладет он!..

Что же мне сказать на это? Возблагодарить Господа Бога за то, что Он послал мне истинного пастыря и молитвенника.

4 декабря. Телеграмма. Москва 69 Конюшковская 28, кв. 6. Розановой

Здоров, сердечно поздравляю именинницу Екатерину, жду какой-либо весточки. Книжных бандеролей не получал. Витя

Особая молитва о скончавшихся в глубокой старости. - Подвижник М. Филарет - 84 л.

5 декабря. О доверии Бога нам - об ожидании исправлений.

6 декабря. Все безпокоятся о моей худобе телесной. Мнимому посту и воздержанию, а того не понимают, что по Митрофану в воздержании есть...

Память 23 декабря. Празднование св. вмч. Екатерины в Ленинграде в 1923 году. Помянул всех скончавшихся и прихожан.

Окончание следует.


[1] Экзарх Прибалтийский, Митрополит Сергий (Дмитрий Николаевич Воскресенский, † 29 апреля 1944 года). Владыка Сергий остался в Риге, оккупированной германскими войсками. На оккупированной территории Прибалтики и Северо-Запада России действовал экзархат Московской Патриархии. В августе 1941 года Митрополит организует Православную Миссию в Латвии. Он направил в Псков Православную миссию для возрождения религиозной жизни. Владыка сохранял каноническое подчинение Московскому Патриархату, несмотря на усиливающееся неудовольствие немецких властей. Остались свидетельства, что Владыка Сергий был всей душой против оккупантов, никогда не упоминал их в проповедях. И к концу 1943 года потерял поддержку оккупационных властей. 29 апреля 1944 года Экзарх выехал из Вильнюса в Ригу. Существует версия, что убийство совершили нацисты. Похоронен Владыка на Покровском кладбище Риги. В одной из проповедей Владыка Сергий произнес: «Теперь русскую землю своими грязными сапогами топчут все, но придет час, и уже наступает это время, когда все, кто дерзнул попрать ее, преклонятся перед ней, будут просить прощения, ибо русский народ непобедим».

[2] Речь идет, по-видимому, о известном своей прозорливостью Василии Прокофьевиче Мартынове, 1854 г.р., из самарского села Курумоч. О нем читайте в книге А. Жоголева «Новые мученики и исповедники Самарского края», Самара, 1996 г.

[3] Архангельский Ксенофонт, протоиерей Покровского собора г. Самары. Выслан из Самары в 1929 г.

[4] Вера Ивановна Лемешевская (в девичестве Гарусова; 27 апреля 1855 года - 16 октября 1924 г.) в 1880-е годы занимала должность начальницы женской прогимназии в Луге. Потомственная дворянка. Будущий Митрополит Мануил - Виктор Викторович Лемешевский - родился 1 мая 1884 года в Луге и был третьим из девяти ее детей. Отпевание р.Б. Веры Лемешевской совершил Епископ Шлиссельбургский Григорий (Лебедев) в сослужении сорока двух священников и девятнадцати диаконов. Похоронили Веру Ивановну Лемешевскую на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Могила сохранилась.

[5] Постные дни - среда и пятница на протяжении всего года, за исключением особых сплошных недель, когда пост отменяется вообще. В среду и пятницу Церковь вспоминает предательство и смерть Господа Иисуса Христа. В некоторых случаях к этим постным дням добавляется еще и понедельник. Понедельник посвящен воспоминанию святых Небесных Сил безплотных - Ангелов. Ангельский мир - мир духовный, ангелы в пище не нуждаются. Бытие Ангелов протекает в непрестанном бдении и молитве. Пост в понедельник является неким подражанием Ангелам, их, так сказать, «постническому бытию». Понедельничать - значит соблюдать пост дополнительно и исключительно по желанию - еще и в понедельник.

[6] Митрополит Филарет (Василий Михайлович Дроздов; 26 декабря 1782 [6 января 1783] - 19 ноября [2 декабря] 1867) - Митрополит Московский и Коломенский. Действительный член Академии Российской; почетный член Императорской Академии наук и впоследствии ординарный академик по Отделению русского языка и словесности. В 1994 году Русской Православной Церковью прославлен в лике святых. День памяти - 19 ноября (2 декабря).

89
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru