‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

На молитве я понял, что в Чкалов назначен по Произволению Божию

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского). Окончание.

Дневник Митрополита Мануила (Лемешевского).

Окончание публикации. Начало см.

1945 год. Город Чкалов (Оренбург).


Архиепископ Мануил (Лемешевский). Портрет работы П. Савицкого. 1955 г.

9 декабря. Обилие скорбей безысходных: от Лели нет известий, Ваня уехал. Жалобы - не находишь свой угол.

Уехал в Бузулук Ваня - тоска. [Ваня - так в дневнике Митрополит Мануил называл своего келейника и духовного сына - Иоанна Снычева, будущего Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.]

Воскресенье. Во время часов и дважды за обедней чувствовал сильные позывы голода, но ощущение было, словно голод этот истощевательный... от общего истощения, упадка питания… Но, слава Богу, никакой слабости не ощущал.

Вечером правил всенощную Знаменскому лику Владычицы с акафистом. Я вспомнил свою жизнь в Семипалатинске и все переживания, которыми я связан был четыре года со Знаменским женским монастырем... И вдруг пришла, как молния, мысль:

- Если умрешь здесь, то вели в своем завещании похоронить себя у паперти, как сделал это митрополит Тобольский и Сибирский Филофей. Пусть ногами попирают мой прах, пусть вспоминают меня и добрым и недобрым словом, входя и выходя из храма... Ни оградки, ничего, кроме плиты каменной с высеченными датами моей жизни...

Вечер. Служил в квартире хозяев своих обещанный и прощальный молебен с акафистом св. вмч. Варваре. Было грустно... Последняя моя ночь здесь, и впереди неизвестная жизнь, неведомая... Потому что людей не могу подобрать для обслуги своей. Феня, кроткая и смиренная, колеблется, Ксения не годится по характеру, а другие стесняют. Бедная Наташа, так называемая архиерейская келейница (у последних оренбургских архиереев Павла и Арсения), на днях сломала правую руку и выбыла из строя месяца на два с половиной - три. Верю, что Господь не оставит меня и отзовется на мой призыв к Феклуше в Москву. Письмо пригласительное послано. Ответа надо ждать через три недели. Верю, что угодники Божии не оставят меня.

Вечер. После молебна хозяйка молодая поведала мне свой сегодняшний предутренний сон. Эти дни она по вечерам и ночам всё плачет, размышляя о моем переезде в новый дом. И вот сегодня под утро видит сон.

Будто плачет она, и подходит к ней неведомый седой старчик и спрашивает:

- О чем ты все плачешь?

- Мне жалко нашего Владыку, что он уходит от нас.

- Но он будет с вами. Ты не расстанешься с ним. Придет время, снова ты будешь ему служить, да еще при храме работать...

От радости этих слов сердце ее невыразимо сжалось, и она вскрикнула и… проснулась. Стала рассказывать свой сон страннице блаженной Ольге.

Хождение мое в церковь (4 километра) стало вожделенным (выполнение Богородичного правила и наведение тиши на свое внутреннее существо).

10 декабря. Сегодня утром я наконец-то перебрался [в только что купленный архиерейский дом]. На церковной лошади в два раза перевезли всё мое барахло. Больше всего оказалось книг, бумаг и разной мелочи.

К вечеру распаковал книги, развесил иконы и привел в порядок свою келию.

Не верится, не верится, что я (может быть, и ненадолго) в своем, то есть в Господнем уголке. С вечера в доме - абсолютная тишина. Окружающая местность еще более способствует этому. На душе от всего этого легко, но все еще не проходит тоска о жалобе верующих Патриарху и о неблагодарности их мне…

Приходила на новую квартиру с инокиней Анастасией Мотя и вместо Маруси и Фени порекомендовала инокиню Анастасию, деловую, хозяйственную, еще не старую, добрую и здоровую. Я послал Анастасию к монахине Херувиме как казначее за ее благословением на должность завхоза и келейницы архиерейского дома.

Итак, на днях придет совершенно новое лицо, мне незнакомое. Как с ней пойдет жизнь, но, по-видимому, с Феней само собой дело расходится. И явно в этом воля Божия сказывается. Очевидно, неполезно мне иметь ее при себе.

11 декабря.Телеграмма. Срочная. Москва - Леле.

Безпокоюсь Нининой болезнью, неполучением писем, газетных бандеролей. Вчера переехал новый архиерейский дом берегу Урала Форштадт Пугачева 12.

Сегодня я был на окраине города, на ул. Орджоникидзе, № 282, и служил там панихиду. За обеденным столом разговорились о разных церковных делах, и Ксения Федоровна стала вдруг рассказывать об одной оренбургской блаженной Иустинии, имя которой мне было до сего времени [не]известно. Тогда я понял, что, быть может, по молитвам Иустинии Господь открыл сегодня мне к принятию приглашения в Н. Стройку… Где в соответствующей обстановке воскресить и восстановить память усопшей блаженной. Я ей после трапезы и записи о ней возгласил вечную память.

Как я вспомнил о. Иринарха из Св. Ключей Знаменского женского монастыря в Семипалатинске... Почти год…

12 декабря. Инокиня Анастасия, несмотря на данную ей рекомендацию монахиней Херувимой, отказалась идти ко мне в келейницы. И почему-то стало мне от этого легко. Что-то сердце мое не лежало к ней.

Значит, так угодно Господу Богу. Теперь пошлю телеграмму Нине Васильевне о Феклуше и Кате Поляковой. Пусть при мне будет свой человек.

13 декабря. Беседа с о. Сергием, настоятелем. Сон: «Спасайся по Феофану», - и чудом нашел книгу [Святителя] Феофана [Затворника] «Путь ко спасению».

Подарок иконы святителя Иоасафа.

Я себя в прошлом переоценил. Слишком высокого мнения был о своей борьбе с обновленцами и близостью к Патриарху Тихону.

Ваня прибыл из Бузулука благополучно. Корабль с книгами потерпел крушение.

Ване с собой брать один диаконский стихарь, два стихаря для мальчиков.

14 декабря. С утра шел благодатный снег при тихой погоде весь день и густым покрывалом покрыл весь город. К вечеру вызвездило, и луна засветила. Вокруг тишина, как хорошо, легко на душе у меня... Боюсь этого хорошего настроения благодатного - дабы враг не восхитил бы его от меня неожиданными скорбями или чем-либо другим. Боюсь жить без скорбей, без очередных испытаний…

Сегодня была память трех приснопамятных великих Филаретов Русской Церкви:

Филарета Московского, Митрополита мудрого,
Филарета Киевского милостивого и
Филарета - Архиепископа Черниговского (говорливого).

На горизонте моей жизни появилось новое лицо - приехал (какой-то) иеромонах Сергий Благов. Тип - определенный. Был когда-то по призванию привержен к духовной жизни и монашеству, бросил 10 лет и вышел из 2-го класса и ушел в Саров, и т.д.

Автобиография его интересна, но написана безграмотно, а я надеялся его сделать личным секретарем…

15 декабря. Сегодня в течение дня (за панихидой в церкви и за всенощной) словно живые врезались в памяти моей забвенные мною некая Вера Ленкевич (Либава) и игумен Афанасий, которого я сильно осуждал за его «житие», живя в 1912-1916 годах в Семипалатинске. Упокой, Господи, их души.

Получил № 9 ЖМП. Просмотрел все новые назначения на епископские кафедры и нисколько не почувствовал сожаления о своем затворе и удивительном пренебрежении ко мне высшей Церковной власти. Чем-то далеким для меня, чуждым - повеяло от всей хроники Московской Патриархии.

Неужели это начало безстрастия, покорности воле Божией...

Сегодня за всенощной наш диакон подарил мне два пряника - жизнеописания:

безродного блаженного Иоанна и
блаженной старицы Ксении.

Спаси его, Господи, за усердие к местным оренбургским подвижникам и праведникам.

Днем заходила м. Ермиония и в разговоре с пришедшей с ней ее знакомой, моей благодетельницей Татьяной Васильевной, упомянула о здешней умершей монахине Варваре, о подвижнической жизни ее (скончалась почти накануне памяти св. Варвары). Татьяна Васильевна ухаживала за ней до ее смерти.

После всенощной воскресной. Итак, Ваня запоздал, не приехал вовремя и причинил мне много безпокойства. Мы его встречали на вокзале. Всё напрасно. Мария продрогла в ожидании запоздавшего от бурана поезда.

Я чувствовал еще ранее, что он запоздает на вечернюю службу.

Сегодня впервые в условиях свободной церковной жизни я могу достойно почтить память брата Андрея: обильною трапезою и деньгами нищей братии и св. молитвами...

16 декабря. Слезы покаяния (о. Аза, Евдокия, Мария и т.д.). Как вы близки мне по духу слезами вашими покаянными...

Себе наставление: «Старайся меньше всего утруждать ближнего своего».

Явление Андрея в 11.50 вечера в декабре, как живого.

Неизреченная сладость.

17 декабря. Молитва ко всем Российским святым.

О встрече с человеком, который мог бы быть секретарем и помогать в работе по агиологии.

Память св. великомученицы Варвары почтил я хорошо. И народу было много за обедней. И все остались на молебен с акафистом.

Отец настоятель проповедовал о подвигах преподобного Иоанна Дамаскина, и за молебном мы запевы и ему делали и пели величание.

Сознание не укорило меня за невнимание к ныне празднуемым великим святым.

Второй день идет ураган. Пустырь перед Уралом не видать - снежная пыль застилает всё кругом.

Все эти дни очень сильно болит моя левая укороченная нога. В приступах боли я черпаю терпение в несении этого, как я считаю, еще вполне терпимого испытания.

Последнее время я ежедневно употребляю по 7 чайных ложек соку и ягод черной смородины и чувствую себя превосходно. Одна только сонливость одолевает - от недостатка сна, в остальном бодрость, подвижность, четкая твердая походка. Моцион хождения в церковь и обратно (4 километра) также благотворно влияет, главным образом в деле сосредоточенности и выполнения Богородичного правила.

Господи, прости мне сии строки… Но ведь по Твоему попущению благому я всё это имею и совершаю.

За всенощной преп. САВВЕ [преп. Савва Освященный, память 18 декабря] в Никольском алтаре в углу бегали крысы и пищали. Этот писк навел на меня целый ряд воспоминаний и рассказов о крысах и их значении в жизни человека.

Их необходимо будет изжить, и это мы сделаем в ближайшее время.

18 декабря. Мысль об архиерейском особняке, его удобствах, также об обстановке и т.д. И о том, сколько добра можно было бы сделать за эти деньги, как живет духовенство мое.

Всенощная на Николу прошла при переполненном народом храме, пели монашки акафист нараспев, и служба затянулась до 11 часов вечера. Народ тихо, без скандала подходит к целованию иконы…

19 декабря. Сегодня рано утром одна р. Божия Александра на дому принесла свое покаяние. Необычайно было оно по своей силе и глубине. Она плакала, обнимая нози мои, и целовала их. Приходила она ко мне на прошлой неделе, 13 декабря, и просила исповедаться. И вот ее исповедь собственноручная (в тексте Дневника ее нет. - Ред.). К сему она принесла вопросник, на который я ей и отвечу на днях.

После обедни заходил ко мне тридцати лет молодой человек Андрей Андреевич Савин, который переговорил со мною и дал согласие:

1. быть иподиаконом;

2. быть секретарем епархиальным;

3. поехать в ближайшие дни в Москву с докладом к Святейшему Патриарху Алексию и к Колчицкому.

20 декабря.Значение приема секретаря Андрея: мой незабвенный Андрюша прислал мне помощника также Андрея.

Промыслителен и быстрый приход его ко мне после молитв всем русским святым.

- Друзья встречаются вновь - Архиепископ Иоаким (б. Оренбургский) Нижегородский.

23 декабря. Молебен в архиерейском доме.

24 декабря. Готовлю в поездку своего нового секретаря А.А. Савина.

Снял знамя-пелену с кистями. На лицевой стороне Божия Матерь, попирающая змия. Из рук струятся снопы золотистые - лучи. Над Ее главой - вышитые слова. На обратной стороне - Спаситель с овечкой.

Феклуша уже приняла хозяйство, и я стал спокоен за всё наше хозяйство - верный преданный человек ведет его.

Сестра алтарницы Еванфии Мария стала капризничать и ревновать приезжую москвичку и самовольно ушла из дому со всеми своими пожитками.

26 декабря. Сегодня со скорым поездом уехал в Москву мой иподиакон новый и секретарь А.А. Савин. Господь невидимо сопутствовал ему в получении билета и посадке в вагон. Божия милость почивала на нем, так чудесно Господь устроил мой приезд к нему на дом, прощание с ним и его быструю доставку на вокзал. На моих глазах он сел в вагон… и поезд скорый умчал его в Москву. Дай Господь ему всяческой удачи во всех его хлопотах обо мне и об открытии Димитриевской церкви. Храни его Владычице на всех путях его.

С Андрюшей послал Святейшему Патриарху Алексию письмо о Филаретовской премии следующего содержания:

Ваше Святейшество!

Мы с Вами являемся почитателями незабвенного приснопамятного святителя Московского Митрополита ФИЛАРЕТА. Среди моих близких также имеются его почитатели. Я имею горячее желание особенно отметить его память. Если Вы одобрите, благословите мое намерение. Я имею в виду следующее:

1. К осени 1946 года внести от своего имени и от почитателей М. Филарета в Богословский институт 50.000 рублей последним выигрышным займом и 50.000 наличными.

2. Наличные деньги предназначены на две Филаретовские премии (в 30.000 и 20.000) «По истории Русской Церкви» (темы у меня разработаны) и «Биографии Митрополита Филарета» с полной библиографией о нем.

3. Проценты с выигрышных облигаций (с возможными выигрышами) предназначены на напечатание этих премий.

4. Желающие писать о значении сочинения обезпечиваются вперед (чрез взнос в Богословский институт) стипендиями двумя по 6.000 руб. в год сроком на три года.

Все это - наметки. Подробности выяснились бы. Если я получу от Вашего Святейшества хотя бы малейшее одобрение или согласие, представлю на Ваше усмотрение подробный план этой Филаретовской премии и конспект работ (на выбор) по кафедре истории Русской Церкви.

В ожидании какого-либо ответа (я так привык за это время к безчисленным неудачам и невезению, что не обижусь за Ваше молчание по этому поводу).

Остаюсь нижайшим Вашим послушником скудельным рабом Божиим (Пс. 21:16)
Епископ Мануил.

28 декабря. Из записной книжки келейника моего иподиакона ИОАННА. Заглавие их: «Мои заметки в духовной жизни».

Блюдись, человек, возьми власть над языком и не умножай слов, чтобы не умножить грехов.

Положи перст на уста твои и узду на язык твой, потому что многоречивый человек не оставляет в себе места Духу Святому.

Понуди себя приставить крепкую стражу к устам своим, чтобы о ком-либо не сказать чего-либо худого, потому что худая речь хуже всяких ядов.

Глаголет Господь к возлюбленному… «Люблю кроткого, молчаливого и трепещущего словес Моих» (см. Ис. 66:2).

Не храняй уста своя от празднословия, не управлен на пути спасения (1-е мытарство, св. Иоанн Кассиан).

Ученик, если избрал себе безстрастного старца, которому вручил свою волю и разум, не должен его учить, но хорошее от него брать, а плохое не брать (Изречения Свв. отцев и преп. Иоанна Кассиана).

Дети, отроки, юноши двадцатого века будут управлять старцами, аще возможно и избранными. - А у святых отцов преподобных - наоборот. Мудрый да разумеет (Епископ Феофан).

30 декабря. Воскресенье. Сегодня было большое торжество. За часами произвел хиротесию во чтеца и иподиакона одного молодого человека, приехавшего по рекомендации секретаря Куйбышевского Архиепископа Алексия, - некоего Вениамина Григорьевича Ионова, а за обедней хиротонисал во иерея Бузулукского заштатного диакона Максима Свиридова, человека, известного верующим и мне как человека достойного. И совесть меня ни в чем не обличает и спокоен за это...

Потрясающие переживания во время хиротонии о. Максима - слезы.

Узнал о новой местно почитаемой блаженной Анне Васильевне в Бузулуке. Ходила в лохмотьях. Скончалась около 1943 года, погребена в Колдыбановке [погибла во время заключения в ГУЛАГе].

Николай на 40-й день своей кончины явился мне наяву - читал Псалтирь за него. Через отворенные ворота вошел во двор и обратно пошел на кладбище.

Ввести новый отдел «Уповательного правила» (12-ти Псалмов и молитвы о. Парфения).

Наставление. Проходя мимо храма - останавливаться и читать «ОТЧЕ НАШ».

Отдельные записи без даты

Люблю дерзающих и докучающих мне.

Диакону Василию писал:

«По молитве Господь устроит путь вашей жизни, если есть желание - готовьтесь на поступление в псаломщики. В нашу обитель если есть желание побывать, добро пожаловать!»

Рассылал отпечатанные на пишущей машинке наставления, вроде следующих:

1. Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное: все скорби посылает нам любящий нас Господь, всегда ко благу и вечному спасению нашему, - и каждому посылает скорбь по силам его.

2. Молитесь, поститесь, кайтесь, причащайтесь Св. Христовых Таин один раз в каждый месяц, по возможности неопустительно, давайте милостыни в остроги и нищим. Если не были, сходите в Саров, Дивеево и Понетаевку. Поминайте о упокоении протоиерея Иоанна Кронштадтского и блаженную Ксению (тогда они еще не были прославлены в лике святых - ред.).

34
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru