Слово профессора Московской государственной консерватории Вячеслава Медушевского.
Слово профессора Московской государственной консерватории Вячеслава Медушевского[1].
Об авторе. Вячеслав Вячеславович Медушевский родился в 1939 году в Москве. Доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, член Союза композиторов России. Автор книги «Духовный анализ музыки» (2014 год). Живет в Москве.
Что видим ныне? Мир в движении. Натиск либерализма слабеет. Народы потянулись к самобытности. Что впереди? Страны разбегутся кто куда? Нет, - самобытности обнимаются в вышине. Пред всеми - выбор бытия. Какой критерий?
Критерий - не ценности. Критерий - безценность: восторг бытия, в котором только и могут сближаться самобытности мира, и где противен нацизм.
О законах благобытия и пойдет речь. Они охватывают тысячелетия, все цивилизации, выявляются в духе жизни в целом: в духе власти, хозяйственной жизни, науки, искусства, СМИ, образования… По мысли Платона, от малейших изменений в тоне музыки мгновенно меняются все важнейшие политические и государственные установления. Мысль верная: эпохи крайнего либерализма не случилось бы в мире без развязной шоу-попсы.
Ну а лучший выбор бытия - где он для нас, музыкантов? Есть ли скрипач, который целью жизни поставил стать самым негодным музыкантом на земле? Нет, все ждут гениальности. Что это? Я написал «Теорию музыкального исполнительства». В таком ключе веду занятия со студентами. И вот вывод: шедевры исполнительства - входят в законы мирозданья. Ее законы - в каждом кванте звучания. Даже в крохотной по времени, но великой по значимости музыкальной цезуре (паузе): цезура разделяет, чтобы соединить разделенное в чуде. Миг восторга - и вспыхнула красота как грань. Нет жажды - цезуры нет. Музыки нет. Есть мертвечина.
Выслушаем поучение квантовой механики. Для чего суперпозиция, слитность «да» и «нет»? Она для выбора. Выбор прекращает квантовое состояние неопределенности. Через выбор возможность переходит в действительность. Какую?! Какую хотим. Проход через выбор - ключ к бытию: для того возможность выбора, чтоб Вселенная не была часовым механизмом, и мы - шестеренками в нем.
Вот перед каким выбором поставил Бог, устами Моисея, народ Израиля: «Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь…»
А само бытие, сам акт творения мира - для чего? Вопрос к Творцу.
До Его ответа тень уныния была по всей Земле. «Всё суета сует», «нет ничего нового под солнцем». Как жить без будущего? В ветхие времена Екклезиаста, Конфуция, Пифагора никогда б не взлетели самолеты, не появилась мобильная связь, не было б Ньютона, ни Рахманинова. Взрыв свежести и нескончаемой новизны - от откровения: мир создан для царства Божественной любви. Оно созидается согласием человеческой воли с замыслом Творца. От этого согласия полились на землю потоки благодати. Океан откровений, изумлений, озарений, безпредельной восхищенности духа! «Музыка есть откровение более высокое, чем мудрость и философия», - это слова Бетховена. Он говорил, что знал. Мы со студентами, идя по следам музыкальных откровений, изумляемся их красоте. Красота - от небесной любви.
Любовь, вечно творящая сила, - творит свежесть, крепость и достоверность бытия. Бытие есть общение в любви.
Почему Бог не создал клонов? Для чего различия призваний и дарований? Для любви - отвечал Иоанн Златоуст. Ради нее множится разнообразие. Бытие есть восторг, а клоны ничем не могут одарить друг друга. Ради океана восторга Моцарт не заменит Бетховена, и Бах - Чайковского. И как замечательно, что Скрипичный концерт Хачатуряна, такой яркий и национально-самобытный армянский, запечатлел и дух русской цивилизации!
Любовь и красота - сестры, всегда вместе. Красота - язык любви. Как в библейской Песне песней:
«О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! глаза твои голубиные.
О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!»
«Красота спасет мир», - говорил Достоевский. Как иначе? Красота - дух восхищенья. До третьего неба был восхищен Апостол Павел, и слышал там глаголы неизреченные. С Неба в музыку бытия льется несказанная красота.
Сомерсет Моэм писал: «Самое главное в любви - вера в то, что она будет длиться вечно».
Вечность - еще один обертон в сиянье красоты. Вечность вознесла человека над миром животных.
Самарский фотограф Сергей Курочкин сделал этот снимок в Ставропольском районе Самарской области. Обратим внимание: Ставрополь – означает город креста. На лесной опушке стояла вся в белом цвету дикая яблонька, по форме четко образующая шестиконечный крест. |
Самый надежный для археологов признак появления человека на земле - захоронения! Только человеку явлено вопиющее противоречие бытия: между вложенным в сердце призванием к вечности и краткостью жизни. Вечность - атрибут бытия Бога, она зовет нас. На все следует смотреть, по латинскому изречению, sub specie aeternitatis - с точки зрения вечности.
Вечность, грань истины, - для ума, для настройки ума. Божественная любовь и небесная красота - для сердца. А для воли что?
А для воли то, что Апостол Павел назвал синергией - соработничеством Бога и человека. Соработничеством в чем? В движении к последней цели бытия, ради которой сотворен мир.
Почему бы Всемогущему Богу не создать Царство всеохватной любви и красоты Самому, изначально? Это противоречило бы смыслу. От Своей абсолютной свободы и всемогущества Бог некую часть уделил и нам - чтоб не быть нам автоматами. Автоматическая любовь - абсурд. В рай палкой загнать нельзя.
Ради стяжания Царствия и дана нам возможность соработничества с Богом. Свобода - не для пошлого либерализма. Выбор ее ответствен: либо Царствие Божие, либо ад как ужас безбожия навсегда.
Для воспитания к Царствию создано время. Подобно стреле, летит оно к цели, а несогласные вслед за дьяволом соскакивают в бездну.
Итак, не прошлое - ключ ко времени. Не тосковать по золотому веку надо! Глаза у нас впереди, а не на затылке. Время организовано будущим. Новизна, неумирающая свежесть - из будущего, свобода - из будущего. Она никак не повреждается детерминизмом причинно-следственных связей, который для материи - управляемой, а не управляющей стороны бытия.
Не всегда так было. В индуизме Брахма то миллионы лет спит, то миллионы лет пробуждается, чтоб затем вновь впасть в спячку. Какой скучный механизм! Для Гераклита бытие - огонь, временами разгорающийся, временами затухающий. По Екклезиасту - ветер всегда возвращается на круги своя, и что было, то и будет, и нет ничего нового под солнцем, и всё суета сует. В ветхом времени развитие - абсурд. Нелепостью была б сонатная форма, симфонизм…
Но в сердце надежда будущего века вложена изначально. Пророки пророчествовали о Мессии, который что-то радикально изменит на земле. И вот, открывшаяся близость Царствия зажгла сердца, перевернула время на 180 градусов. Не было будущего у человечества, - и вот оно дано! Вдохновением любви и восторга оно напоило настоящее. Будущее открылось как причина настоящего.
От соработничества наших усилий и подхватов благодати родилось развитие. Дикостью была б эта категория до радикальной перемены в бытии.
Что может развиваться? Часовой механизм не может. Труп не может. Их закон - ржаветь, растекаться гноем. Необходимость распада вытекает из третьего закона термодинамики, который говорит о росте энтропии.
Странное противоречие: закона развития нет, а мир развивается. Значит, развитие не от мира. Наука определила условие: развиваться может только открытая система - открытая внешней (вышней) энергии и информации. Следовательно, и материальный мир в целом может быть только открытой системой. Итак, материя, как уже сказано, - управляемая, а не управляющая сторона бытия.
Человеку дана власть творить действительность. Благую - если он сам откроется Богу и Его путям. Кошмарную - если закроется. Негативная возможность предусмотрена - дабы свобода не была иллюзорной. Вот у камня свободы нет. Он падает не потому, что хочет того, а потому что альтернативы нет, свободы нет. Он весь - сплошная необходимость. А человек - это его выбор.
Дьявол первым «озлился и не захотел», первым совершил негативный выбор. Стал первым аутистом в бытии. За ним в пропасть самости ринулась треть ангелов, ставших бесами, затем принялись разлагаться люди, противящиеся Богу. В Новейшее (апокалиптическое) время, пропитанное ненавистью ко всему небесному, врата ада широко раскрыты. Но выбор остается и в эту величайшую из эпох.
С появлением развития появилось в нем и то, что я называю вероятием - приятием чаемого будущего. Оно ярко проявляется в игре гениев музыки.
Приведу примеры из опыта человечества. Какая сила поднимала цивилизации?
В Древней Греции Олимпийские игры были своего рода экзаменом на аттестат зрелости. Вот клятва каждого эфеба, 23-летнего выпускника эфебии[2]: клянусь не оставить отечество в прежнем положении, но сделать его лучшим. Готов ли современный школьник, студент, спортсмен с восторгом повторить эту клятву?!
Один европейский политик назвал Россию «цивилизацией, которая притворяется нацией». Он прав. Россия - не кровь. Россия дух, витающий над народами. Мыслитель Владимир Соловьев писал: «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности». Эта ключевая идея заквасила парадоксальное бытие страны-цивилизации. Потому натиски извне оборачивались чудом. Без победы над Наполеоном не было бы золотого века русской культуры. Вторжение объединенной армии Европы исцелило страну от французомании и франкмасонства. Позднее, в 1860-е годы, новое увлечение: немецким социализмом. За то святой Феофан Затворник предрек тяжкие вразумления от немцев. Кто чем без меры увлекается, тот тем и вразумляется! Вторжение германских нацистов, наша Победа в 1945-м привела к преображениию русской культуры советского времени. А сейчас? Даже и попса в России звучит - на английском языке. Этой напастью и вразумимся. Уже вразумляемся. После позора 1990-х разрушенная страна потаенно стала набирать силу. И ныне натиск мирового гегемона приведет к тому, что Россия займет особое место в истории человечества.
Всё может разрушиться. Но законы благобытия нерушимы. Если кто упал с высоты и разбился - гравитация не виновата.
Смотреть с Неба на землю - полезно для ума: дает зрячесть. Небесная тишина в сердце - оградит от страстей недовольства, ожесточения, страха. Воля, которая для творческой радости, - как созидать ей во времена крушений? Безоблачности не обещано. Обещано лучшее: невозможное человеку возможно Богу.
Вячеслав Медушевский
доктор искусствоведения.
[1] Выступление на Международной научно-практической конференции «Мухтар Ашрафи - композитор, дирижер, педагог» 15 ноября 2022 г. Ташкент, Государственная консерватория Узбекистана (по направлению: «Актуальные проблемы развития образования и творчества в контексте национальных культур»).
[2] Эфебия - государственная организация в Древней Греции для подготовки юношей 18-20 лет к военной и гражданской службе.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru