‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Новое имя. Иконописец Анна Байбакова​

Иконописный стиль Анны Байбаковой отличает задушевность, простота. Но главное - это то чувство умиления, которое дарят ее работы.

Талантливая художница и иконописец Анна Байбакова родилась в Санкт-Петербурге, училась в Москве. Юность и детство прошли в Краснодаре. Сейчас она живет в подмосковной Балашихе. Училась во ВГИКе на факультете художника-постановщика анимационного кино, то есть, проще говоря, она по профессии художник-мультипликатор. И это очень чувствуется в ее иконописных работах. Пишет акварельные и масляные картины. Занимается иллюстрацией, графикой, оформлением сайтов. В последние годы немалую известность получили ее необычные, ни на чьи работы больше не похожие, иконы. В них есть простота и искренность, есть некоторая «мультяшность», но главное - в этих иконах есть свет, есть полет. Вот как сама Анна рассказала мне о начале работы в иконописи:

- Я училась писать иконы в Холуе в 1990-х, а больше расписывала шкатулки по славянской тематике. Это было очень модно тогда, а потом спрос как отрезало. Такой продукции иностранцы «наелись», а, как сказал мне один человек, Бог давал мне деньги на то, чтобы растить ребенка. И потом был 20-летний перерыв. Села писать первый образ Святителя Спиридона Тримифунтского - после сорокадневного чтения акафиста Святителю Спиридону. Молила, просила святого за болящую дочку. И вот как-то села, сразу и быстро написала его с овечками, вроде даже и не собиралась, а села как в благодарность, порисовать. Очень он добрым показался, хотя по житию вроде как даже суров. Работа была просто на дощечке, не иконной, потом написанная икона ушла в Шипкинский монастырь в Болгарию. Очень понравилась эта работа знакомому монаху из этого монастыря. С того момента стала писать снова. Икону Симеона Богоприимца я тоже писала уже давно, в 2019-м году, и я себя не оценивала, да и сейчас не считаю себя иконописцем.


Блаженная Ксения Петербургская.

С самых первых ее работ Анну ждал успех. Ее заметили как профессионалы-иконописцы, так и просто верующие люди. На ее работы появился спрос. Можно уже говорить о том, что сложился определенный иконописный стиль Анны Байбаковой. Его отличает задушевность, простота, порой доходящая до сознательного примитивизма. Но главное - это то чувство умиления, которое дарят ее работы. А это дорогого стоит!

Анна Байбакова не пытается «играть» в иконописные каноны, смело и прямо нарушает их (все-таки больше ощущает себя художником, вот и иконы у нее получаются авторскими, узнаваемыми, написанными в едином присущем ей стиле). Есть как бы два направления в иконописи. Одно - безпроигрышное: когда художник копирует, «входит» в то состояние духа, изображает то явление, которое было уже кому-то открыто когда-то в прошлом, давно. И теперь задача лишь в том, чтобы грамотно передать на иконной доске прошлые открытия. Войти в труд прежних иконописцев, ничего не испортить, «не расплескать», ничего у них не отнять, а может быть, даже и улучшить, украсить. И такие иконы всегда востребованы, всегда нужны. Но есть и другой путь. Он в иконописи всегда под сомнением. Это - поиск своих путей. Жажда своих художественных откровений. На этом пути бывают не только заметные открытия, но и досадные падения. Это тернистый путь. Но по нему идет Анна. Берет то, что открылось лично ей. И не боится это являть миру.


Преподобный Герасим Иорданский.

Да, настоящий иконописец всегда выражает то, что ему открылось Свыше. А просто художник, даже и занимающийся иконописью, в первую очередь выражает себя, показывает свое. Как совместить одно с другим в иконописи? Это сложно. Но Анна нашла какую-то золотую середину, в ее иконах и самовыражение, безусловно, присутствует (в смелых поисках сюжетов, например, в изображении святых Петра и Февронии, на одной из ее икон как бы сросшихся спинами друг с другом). Но и все же главное в ее работах то, что идет Свыше. Она настоящий большой художник, со своим особым видением мира, и ей одной только лишь иконописи ну как бы недостаточно. Много у нее прекрасных (и не совсем прекрасных тоже хватает, прямо скажу) живописных работ. И все же художники такого уровня, как она, встречаются. А вот именно иконы ее стали большим, неповторимым явлением в современном религиозном искусстве. Как совместить в творчестве смелость поисков с личным смирением - как соединить одно с другим - каждый художник-христианин решает для себя сам. Пока что Анне Байбаковой удается найти свою тропинку в Небо. Пожелаем ей удачи.

Антон Жоголев.

На всех четырех страницах цветной обложки журнала представлены иконописные работы Анны Байбаковой.

На первой странице обложки икона свв. князей Петра и Февронии Муромских. На второй странице - икона Симеона Богоприимца. На третьей странице обложки - иконописная работа «Поцелуй Иуды». На четвертой странице - икона Святителя Спиридона Тримифунтского.




384
Ключевые слова иконопись
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2022 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru