Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

Всматриваясь в бездну…

Чему нас должна научить эпидемия коронавируса?

Чему нас должна научить эпидемия коронавируса?

Об авторе. Леонид Евгеньевич Болотин родился 5 декабря 1957 года в Ташкентe. С 1968 года проживает в Москве. Окончил факультет журналистики МГУ. С 1984 года занялся активным распространением православной литературы через ксерокопирование святоотеческих книг, а также книг о святых Царственных Страстотерпцах. Был штатным редактором общества «Радонеж», сотрудником пресс-службы Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Был сотрудником общественного движения «Россия Православная». В 2000-2002 годах был московским сотрудником пресс-службы Архиепископа Владивостокского и Приморского Вениамина (Пушкаря). В 2009 году окончил вечернее отделение исторического факультета МГУ по специальности «преподаватель истории». Женат, отец четверых детей.

В марте-июне 2020 года мы все, и верующие, и неверующие, безотносительно нашего гражданства, подданства, места жительства, возраста, заглянули в бездну. Хорошенько насмотрелись в нее. Именно каждый из нас и одновременно мы все вместе.

Память смертная с мыслью о Вечности тронула буквально всех: и кто сам чем-то переболел, и кто пережил болезнь, смерть близких и знакомых, кто лечил больных и обезпечивал карантинные мероприятия. Кто считал, что угроза с пандемией Ковид-19 реальна и реален, очень опасен сам COVID-19, и тех, кто возмущался, считал, что совершается какая-то гигантская мистификация для безпрецедентного по массовости теста человечества на предмет его способности в своем подавляющем большинстве пойти под власть антихриста, стремящегося закодировать людей. Продолжительное, многодневное вглядывание в бездну стало достоянием всех и буквально каждого, даже тех, кто сегодня или потом скажет: со мной такого не было… Было!

Такой всеобщий феномен особенно поучителен тем, что в недавние десятилетия в православной публицистике порой встречалось предупреждение для тех, кто любит разного рода ужастики - фильмы про вампиров и зомби, интересуется оккультизмом, магией, астрологией и тому подобными душевредными занятиями. Это предупреждение в разных вариациях звучало примерно так: не засматривайтесь в адскую бездну, иначе она засмотрится в вашу душу и поглотит ее. Причем авторы без конкретных ссылок приписывали подобное рассуждение неким православным старцам, а то и неназванным Святым Отцам. Да для верности собственного наставления порой приводили слова из Псалтири: Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною (Пс. 41: 7-8).

Даже некоторые батюшки позволяли себе подобные высказывания, так что более опытным духовникам и наставникам неоднократно приходилось публично разъяснять, что, конечно, смотреть ужастики и увлекаться магией совсем душевредно. Но сие наставление про «вглядывание в бездну» вовсе не имеет отношения к православным старцам и тем более к неким Святым Отцам. Оно является праздным рассуждением безбожного немецкого философа-нигилиста Фридриха Ницше (1844-1900): «И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя».

Но и бездна бездне рознь, ведь есть и бездна Божьего милосердия, бездна Божественного человеколюбия, бездна Господней любви и всепрощения. Апостол Павел так выражает свой восторг перед Господом: О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11: 33-36).

И притом опытные духовники напоминали, что в современном Православном Предании содержится совсем иное, даже противоположное по смыслу наставление Преподобного Силуана Афонского, полученное им в откровении от Самого Господа Иисуса Христа: «Держи ум твой во аде, и не отчаивайся». И конечно, православные, переживая нынешний духовно-психологический морок пандемии, не должны бояться того, что совершенно душеспасительная память смертная будто бы таит угрозу, что «адская бездна засмотрится» в их душу и поглотит ее. Не этого совсем надо нам опасаться…

От действительности отворачиваться нельзя. Великая скорбь посетила всю землю и не обошла она наше Отечество. Сверх обычной статистики в мирное время человечество потеряло тысячи людей. Для нашей страны особенно пронзительны цифры потерь среди представителей тех социальных групп, которые в силу своего призвания оказались на переднем рубеже. Своей численностью поражает даже далеко не полный мартиролог врачей и медицинских работников. Наполняет скорбью также неполный перечень лиц духовного звания. Если не смерть, то тяжелые заболевания воспалением легких среди родни или близких знакомых затронули многих соотечественников.

Все это, а также порой непомерные, возможно, в чем-то избыточные карантинные ограничения со стороны светских властей, которые потребовали жестких ограничений от властей церковных, вызвали напряженность среди части ревностного духовенства и православных мирян. Предложение праздновать Пасху Христову сидя перед телевизором шло в разрез с тысячелетними воззрениями православных о Церкви Христовой, о ее храмах и монастырях как целебницах не только душ, но и телесных недугов. К тому присоединились и запреты на Крестные ходы.

Особая напряженность возникла вокруг ежегодного традиционного (известен с начала XV века!) многолюдного и многодневного Великорецкого Крестного хода в Вятской губернии (Кировской области) 3-8 июня из Вятки до села Великорецкого и обратно. На тот многолюдный Крестный ход многими тысячами собираются верующие со всей России почтить цельбоносную Великорецкую икону Святителя Николая Чудотворца. Причем в этом случае с требованиями его запретить выступили не только власти Кировской области, но и многие жители сел и деревень, которые расположены по пути шествия.


Владимир Крупин в Великорецком Крестном ходе.

Чтобы как-то снять духовное напряжение, примирительным увещеванием к постоянным участникам торжества обратился подлинный певец и многократный участник Великорецкого Крестного наш замечательный современник - писатель Владимир Николаевич Крупин: «Необходимо мужественно, со спокойной душой пережить то, что в нынешний год Великорецкий Крестный ход будет иным» (28 мая 2020 г.).

Некоторых православных активистов-общественников слово писателя только раззадорило, раздались окрики и упреки в адрес нашего современного классика. Владимир Николаевич решил если не осадить «активистов», то высказаться категоричнее в слове «Самочиние - это самая настоящая гордыня, мать грехов» (1 июня 2020 г.): «Будем смиреннее и мудрее. Усилим келейную молитву. Услышим друг друга. Сердца наши бьются в унисон. И, как всегда «единым сердцем, едиными устами», обратимся ко Господу и к любимому нашему Святому, Святителю Николаю Великорецкому…»

Однако многие мужественные крестоходцы, ревностные чтители древней традиции, вопреки запрету и светских властей, и церковных все же на Ход пошли и прошли его, обходя жилища малодушных местных жителей и ночуя в чистом поле или на лесных опушках. И Крупин вновь обратился к соотечественникам с поразительным по своей мудрой покаянной глубине и духовной высоте «Послесловием к Великорецкому Крестному ходу» (10 июня 2020 г.):

«Честно скажу: все время испытывал чувство радости за вас и упреки себе: чего ради я уговаривал вас не ходить на Крестный ход. Я же знал, что вы все равно пойдете. Но писал свои Обращения искренне и ничуть не раскаиваюсь в написанном. Священноначалие, не благословляя паломников идти в этот год, брало на себя молитвы за них. Почему было не поверить наставникам? Кто главный в мире? Господь Бог. А на земле? Слуги его, священство. Но видите, как получилось, что нынче священство было подмято санитарными врачами. Объяснить последним про верховенство Высшей власти было просто некому, командовали они. Приказали - носим маски, указали - сидим дома. О, как оживились, как возликовали в вирусное время безбожники всех мастей! Как походили они в нынешний год на большевиков и коммунистов, гнавших крестоходцев при советской власти. Очень многих я еще застал: и легендарных Прокопия Ивановича и Маргаритушку, многих… Причем начальство не хуже меня знало, что люди все равно пойдут. Значит, как они рассуждали: ну и идите, если не слушаетесь, идите, замерзайте, пусть вас клещи кусают, пусть вам есть будет нечего, и врачи вас не будут сопровождать, мы же о вас заботимся. Такое отношение запуганного начальства я даже мог и понять, хотя ничем не оправдываю. Но более всего меня до боли сердечной поразили письма жителей, которые отказывались принимать в свои дома паломников. Боятся заразы? Но есть же баня, дровяник, сарай, хлев, крыша какая-никакая. Они не паломников не пускали, они Христа не принимали. А в хрущевские времена приютили бы обязательно. Наказывали за это, списывали трудодни, лишали 13-й зарплаты, переносили отпуск с лета на зиму. Но шли же, но находили же приют. И страшные слова приходится вымолвить: вера в Бога слабеет, Россия гибнет. Но Крестный ход шел - Россия жива! И в этих словах нет противоречия. Сердечно винюсь перед вами, братья мои и сестры. Если кого в чем огорчил, простите. Очень благодарен вам. И за меня помолитесь, чтобы дал мне Господь сил на старости лет дожить до будущего июня и хоть как-то поучаствовать в Крестном ходе. И вместе помолимся за наших власть предержащих, сами они молиться не умеют, ну так давайте за них помолимся. А в отношении священноначалия есть такое правило: нравится тебе священник - молись за него, не нравится - тем более молись, чтобы Господь его вразумил. Последнее: все-таки, придя на исповедь, покайтесь в самочинии. Думаю, батюшки поймут. И епитрахили покроют ваши головы…»

Мне при чтении особенно третьего слова В.Н. Крупина сами собой припомнились и скорбное «Моление Даниила Заточника» (90-е годы XII столетия), и душераздирающее «Слово о погибели Русской земли и по смерти Великого Князя Ярослава» (вскоре после 1246 года), и по таким историческим меркам совсем недавний скорбный «Плач по Руси Великой» приснопамятного Владыки Иоанна (Снычева) 1993 года.

Россия снова оказалась на краю. И Владимир Крупин на ситуацию с Великорецким Крестным ходом и протестами его земляков против нынешних крестоходцев не мог не откликнуться. В связи с ситуацией вспоминается его пронзительная и вместе с тем глубинно веселая драматическая повесть 1991 года «Прощай, Россия, встретимся в Раю». Как сам Владимир Николаевич недавно написал о положении дел: «давно идет поляризация, вирус ее ускорил».

Да, жизнь - не рай, один раздрай. Смерти, болезни только его усиливают, лютые недоумения в народе только заостряют положение дел. И меня печаль недавнего времени не оставляет в покое. Хотя Федор Тютчев нас уверяет:

Блажен, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир.

Вне всякой пандемии, но в результате многих болезней последних лет после бодрого и неустанного сопротивления им - лично для меня вдруг, но в путях Божьего Промысла ко благовремению 1 мая ушла от нас Ольга Николаевна Куликовская-Романова. Похожим образом без участия инфекции на 94-м году жизни 5 июня тоже мирно отошел ко Господу участник Великой Отечественной войны схиархимандрит Петр (Кучер). Для меня, начиная с первой встречи с ним в Елгаве в 1989 году, он занимал особое по смыслу место в моем духовном существовании.

Но в связи с уходом и О.Н. Куликовской-Романовой, и кончиной отца Петра, при всем осознании тяжести утрат, в моем сердце не образовалось пустоты относительно них, как поначалу в своих скорбях я опасался. Ольга Николаевна уже несколько раз мне снилась, и всякий раз в каком-то веселом расположении духа.

Отец Петр, хотя во сне мне не являлся, но его образ живет в моей памяти в неком тоже жизнерадостном ореоле. Их кончина меня сильно взволновала, духовно взволновала, но не повергла в тоску. Для них - началась новая Жизнь, совсем-совсем непохожая на нашу - такую суматошную, раздраенную и даже при всех потрясениях довольно скучную, без пиров с небожителями.


257
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru


Warning: fopen(/home/b/blagovesrf/public_html/cache/desktop/public_page_41579): failed to open stream: No such file or directory in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1260

Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1261

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1262