Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Наша сила - в молитве!

Голос Православного киевлянина.

Голос Православного киевлянина.

Верующие Украинской Православной Церкви с недоумением и болью восприняли октябрьское заявление Синода Константинопольской Православной Церкви о том, что «Вселенский патриархат приступил к предоставлению автокефалии церкви Украины». Синод Константинопольской Церкви дерзнул отменить «юридическую силу Синодального письма 1686 года», согласно которому Патриарх Московский рукополагал Митрополита Киевского.

Для нас до сих пор остается загадкой: был ли в истории хотя бы один подобный случай, когда кто-то решил «отозвать» назад акт 332-летней давности? Из истории, как из песни, слов не выкинешь: как вообще можно упразднить сегодня то, что имело место в прошлом? Более того, каноническая территория Киевской Митрополии в 1686 году - это далеко не каноническая территория современной Украинской Православной Церкви.


Крестный ход пришел на Владимирскую горку в Киеве.

По мнению иерархов Украинской Православной Церкви, решение Константинопольского Синода является нарушением 17 правила IV Вселенского Собора: «Приходы в каждой епархии… должны неизменно пребывать под властью епископов, заведующих ими, и в особенности, если в продолжение тридцати лет безспорно они имели их в своем ведении и управлении». А ведь Украинская Церковь находится в составе Русской Православной Церкви не тридцать лет, а более трехсот! Подобные «новшества» являются вопиющим нарушением не только церковного, но и светского права. Представим, например, что президент Франции Эмманюэль Макрон решил отменить Парижский мирный договор, согласно которому в 1762 году Франция отказалась от всяких притязаний на Канаду, Новую Шотландию и все острова залива Святого Лаврентия. Наверное, излишне говорить, что подобные действия привели бы к новым конфликтам и войнам...

Пожалуй, самый большой шок у нас в Киеве вызвало заявление Синода КПЦ о том, что «были канонически восстановлены» в своем сане «патриарх» Филарет Денисенко и «митрополит» Макарий Малетич. Таким образом, как сообщили на Фанаре, «были восстановлены к общению с Церковью» (т.е. Константинопольской Православной Церковью) обе раскольнические организации - «Украинская православная церковь Киевского патриархата» («УПЦКП») и «Украинская автокефальная православная церковь» («УАПЦ»).

В результате структуры, которые были созданы вне Тела Христова, вдруг оказались «церковными». На каком основании? Если Собор Русской Православной Церкви наложил анафему на бывшего митрополита Филарета за учиненные им раскольнические действия, то как это решение может «отменить» константинопольский Синод?

Что же касается главы «УАПЦ», то и его «каноничность» тоже выглядит весьма странной. Малетич в прошлом был священником Русской Церкви. В 1993 году он стал на путь раскола и ушел к украинским «автокефалистам». Впоследствии этот сбежавший иерей стал «епископом» и начал рукополагать не только «батюшек», но и даже «архиереев» для своей малочисленной «церкви». Как видим, на самом деле нет никакого каноничного духовенства ни «УПЦКП», ни «УАПЦ».

К сожалению, это не первые сближения с раскольниками константинопольских иерархов. В апреле 1990 года Константинополь принял под свою юрисдикцию украинских раскольников, находящихся в канадской диаспоре. Так возникла УПЦ Канады. А через пять лет Патриарх Варфоломей принял под свой омофор еще одну раскольническую группировку, состоящую из американских украинцев, в результате чего появилась УПЦ США. Кто бы мог подумать, что в дальнейшем представители этих (уже вроде бы ставших с помощью Константинополя каноническими) организаций будут заниматься «автокефальными» процессами уже в самой Украине…

Недавно филаретовский «Синод» утвердил две формы титула своего руководителя (как еще назвать возглавителя неканонической структуры?). Согласно сокращенной форме его величают как «Святейший Патриарх Киевский и всей Руси-Украины». А полное название звучит так: «Святейший и Блаженнейший (имярек), Архиепископ и Митрополит Киева - матери городов Русских, Галицкий, Патриарх всея Руси-Украины, Свято-Успенской Киево-Печерской и Почаевской Лавр Священно-архимандрит». Исходя из этого, раскольники уже претендуют на обе Лавры, принадлежащие канонической Украинской Церкви. Синод Константинопольской Церкви своими действиями не уврачевал раскол, а присоединился к деятельности раскольнических группировок в Украине.

Как мы, Православные, должны на это ответить? Ответ очевиден: быть в единстве со своей Церковью и своим Пастырем Христом. Самое страшное - отпасть от Тела Христова! Поэтому нужно правильно извлекать уроки из нашей истории. Обратиться к нашей экклезиологии - православному учению о Церкви, в которой всё решается соборно. Некоторые Предстоятели Поместных Православных Церквей уже высказали свое мнение относительно антиканоничной деятельности константинопольского Синода. Молчать нельзя, поскольку создается непредсказуемый по своим печальным последствиям прецедент: одна Церковь вмешивается в дела другой Церкви, и получают как бы церковный статус целые раскольнические структуры. Это противоречит духу Евангелия и всем церковным канонам. В Православии никакого папизма нет. Ни Патриарх Варфоломей, ни вся Константинопольская Церковь не имеют власти над всей полнотой Православной Церкви.

Впереди нас ожидают новые волнения и потрясения, связанные с новыми угрозами захватов наших храмов, Лавр, монастырей.


Архиепископ Боярский Феодосий.

Всё это безчинство будет происходить (и, к сожалению, уже происходит) на фоне лукавых призывов Синода Константинопольской Церкви «к миру» в Украине. О каком мире вообще можно говорить, если на праздник Покрова уже были провокационные действия праворадикалов на территории Киево-Печерской Лавры…

Недавно пришло тревожное сообщение из Львовской епархии Украинской Церкви: под покровом ночи в микрорайоне Сихов неизвестные обклеили стену храма святого князя Владимира листовками с надписью «сталинской патриархат». Это уже второе нападение на Свято-Владимирский храм: в феврале этого года храм пострадал в результате поджога. Сейчас церковь восстанавливается на средства прихожан.

Неизвестно, как поведут себя священники и миряне в случае очередных нападений со стороны раскольников и ультранационалистов. В связи с этим хотелось бы привести неутешительную статистику: в течение последних четырех лет у Украинской Православной Церкви уже отобрали около полсотни храмов. И даже по светскому законодательству это делалось незаконно, поскольку многие суды представители Церкви выиграли. Увы, сейчас ситуация более сложная, поскольку захваты храмов могут приобрести «канонический» образ и как бы законную форму. Достаточно вспомнить, что в Верховной Раде Украины готовятся законопроекты, согласно которым начнут уже на вроде как законном основании отбирать наши святыни. Так что массовые столкновения, скорее всего, неизбежны. Но в любом случае истинно верующий человек надеется на закон не столько земной, сколько Божий. И Бог, как известно, не в силе, а в правде. Бог поругаем не бывает, а значит, и не даст Свою Церковь на поругание раскольникам.

Уже сейчас нам известно, что даже органы местного самоуправления ведут «конкретную» работу на своих территориях, чтобы вскоре после создания с помощью Константинополя так называемой «единой поместной православной церкви» передать ей наши храмы. Это будет очень сложная ситуация для верующих каноничной Украинской Православной Церкви, особенно для тех, которые проживают в сельской местности: там легче осуществлять давление и на прихожан, и на священников. Но мы уповаем на помощь Божью. Также придает силы общение с церковными людьми. Пример тому - молебен с чтением акафиста в праздник Покрова Божией Матери на территории Киево-Печерской Лавры. Вместе с монастырской братией там молились тысячи людей!

Наша сила - в молитве. Об этом хорошо сказал управляющий делами Украинской Православной Церкви Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. По его словам, когда человек чувствует свое безсилие, когда он кричит от безысходности и молит Господа, Божию Матерь о помощи в сохранении Церкви, тогда начинает укреплять его благодать Божия. И мы не должны поддаваться на ложные уловки. Нужно четко понимать: в Украине есть только одна каноническая Церковь - Украинская Православная Церковь, которую возглавляет Блаженнейший Митрополит Онуфрий. Поэтому нашим верным чадам запрещается участие в богослужениях и тем более в «таинствах» раскольников, которые уже величают себя «каноническими» после известных заявлений Стамбула. Как бы они себя ни называли, всё равно остаются они вне действия благодати Божией.

Раскольники действуют в своих общинах лишь по форме, не имея внутреннего духа и содержания. А для нас наступило время испытания и личной ответственности за свою жизнь, за свою Церковь и за будущие поколения. Нужно понимать: благополучие духовное и материальное ждет наше общество только в том случае, если мы сможем передавать будущим поколениям веру христианскую в духовной чистоте, не замутненной земными недостатками и грехами.

Очень больно нам было, когда стало известно о разрыве евхаристического общения не только с Константинопольским патриархатом, но и со Святой Горой Афон (находящейся под его юрисдикцией). Да, это очень тяжелый удар, болезненный разрыв. Но вместе с тем и вынужденная мера, поскольку Синод Константинопольской Церкви вышел за рамки церковных канонов.

Закончить эту статью хочу словами проповеди викария Киевской Митрополии Архиепископа Боярского Феодосия, произнесенной им недавно в Крестовоздвиженском храме Киева:

- Все верующие нашей Украинской Православной Церкви должны твердо знать: ничего в церковной жизни Украины не изменилось! Украинская Православная Церковь как была единственной канонической Церковью, несущей благодать своим верующим и всей Украине, - так и остается единственной благодатной, канонической Церковью Украины. Наша Церковь несет свое служение даже там, куда нынешняя власть Украины не достигает - в Крыму и на востоке. Православная Церковь Украины - от Ужгорода до Донецка и Луганска, от Симферополя и Севастополя до Сум и Чернигова - является самой большой, канонически основательной и, безусловно, благодатной Церковью Украины. Мы знаем, что не так давно украинские раскольники - группа бывшего митрополита Филарета и т.н. УАПЦ получили легализацию от Константинопольского Патриарха Варфоломея. Что это может значить для нас? Для нас это не значит ровным счетом ничего. И вот почему: Православная Церковь живет по своим правилам и канонам, которые мы, православные люди, считаем незыблемыми, считаем оградой для Православия. Время от времени различные церковные образования отходят от Православной Церкви, уклоняясь в раскол. Иногда этот раскол длительный, даже тысячелетний. Так однажды произошло с Римом - по причинам не столько духовным, сколько горделивым, властным, которыми нарушались каноны. Нечто подобное происходит на протяжении последних 150 лет с Церковью Константинополя. Константинопольский Патриархат пошел по тому же пути, по которому Рим пошел тысячу лет назад. В нарушение канонов и правил Церкви, в нарушение самого духа Православия! Там мирское стали ставить выше духовного. Законы человеческой светской власти, создаваемые по земному рассуждению, стали ставить выше канонов Православия. Если кто-то думает, что произошедшее сегодня в Киеве с Константинопольским Патриархатом, - нечто новое, то это вовсе не так. Константинопольский Патриархат на протяжении столетия, в той или иной форме, предпринимал шаги, не свойственные Православному Патриарху. Каноны твердо говорят, что ни одна Поместная Церковь, ни один епископ на чужую территорию со своими законами и правилами вступить не может, тем более совершать там суд и хозяйничать. Тем не менее, Константинопольский Патриархат последние 100 лет поступает по-другому - и далее дрейфует не по православным правилам церковной жизни.

В 20-е годы ХХ века Константинопольский Патриархат признал «обновленцев» - «единственной законной церковью» на территории Русской Православной Церкви, а Святого Патриарха Тихона назвал «человеком, который вносит смущение в церковную жизнь». Не правда ли, очень похоже на сегодняшние реалии? Где сейчас эти «обновленцы»? Кто о них помнит? А ведь им были отданы почти все храмы, и в том числе храмы нашего Киева. Но оставшиеся маленькие храмы были битком набиты верующими, желающими причаститься Святых Христовых Таин, потому что они знали, что благодать есть лишь в истинной Церкви, а не у «обновленцев», которых поддерживала революционная власть. Тогда же Священномученик Владимир (Богоявленский), Митрополит Киевский и Галицкий, был выведен за стены Киево-Печерской Лавры и расстрелян по наущению самосвятских священников, «самостийников», как их тогда называли. Где они? Никто не помнит о них, а Патриарх Тихон - во святых, а Церковь, которую Патриарх возглавлял, существует поныне и до скончания века будет существовать, ибо «врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16, 18). У нас, возможно, будут ситуации, когда придется твердо постоять за исповедание веры, своей Церкви. Надо прекрасно понимать: «филаретовцы» не стали благодатными, и те из них, которые имеют понимание, - возвращаются в Церковь из раскола. Это произошло буквально неделю назад в Ровенской епархии УПЦ. Один из филаретовских т.н. «священников» принес покаяние и был рукоположен в сан диакона, поскольку он понимал, что священником не является, что истина и благодать Христова - только в нашей канонической Церкви.

Не нужно забывать, что Киев является одним из уделов Пресвятой Богородицы. Божия Матерь выбрала его и создала, по Своему повелению, Киево-Печерскую Лавру, под Своим Омофором произрастила столько преподобных Печерских, которые нетленными мощами покоятся совсем рядом с нами. А значит - Божия Матерь, верим, никогда не оставит Своего удела, и если даст нам немного поскорбеть и потрудиться и проявить верность Богу и Церкви, то и даст нам встретить те времена, когда мы вновь спокойно вздохнем, когда наши храмы наполнятся людьми и больше никто нам не будет угрожать ни расправой, ни дискриминацией, ни ложью, ни клеветой, которая сейчас в изобилии льется из уст политиков на головы верующих Украинской Православной Церкви. Вспомним опыт 100-летней давности: правда Божия никогда не бывает посрамлена! Те, кто ее держатся, всегда оказываются правы - и в вечности, и в истории, - сказал Архиепископ Феодосий.

Валентин Ковальский, выпускник Киевской Духовной Академии, иподиакон храма
в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец»,
г. Киев, Украина.

125
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru