Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

События

«Соль земли»

С 20 по 24 сентября в Самаре прошел IV Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли». Его девиз: «Да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5, 16). А главная задача фестиваля — утверждение традиционных нравственных ценностей.

Режиссер фильма «Окружающий мир» Антон Уткин с главной наградой фестиваля – золотой статуэткой Архангела Михаила. Слева от режиссера – его жена Елена.

С 20 по 24 сентября в Самаре прошел IV Открытый Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль земли». Его девиз: «Да светит свет ваш пред людьми» (Мф. 5, 16). А главная задача фестиваля — утверждение традиционных нравственных ценностей.

В перестроечные времена были уничтожены почти все студии кинохроники по стране. Нет и Куйбышевской студии кинохроники, где было создано столько прекрасных лент. Но, видимо, пришло время не разбрасывать, а собирать камни. В 2008 году Поволжский общественный историко-культурный фонд выступил с инициативой проведения фестиваля документального кино. Это начинание было поддержано Министерством культуры Самарской области. Фестиваль «Соль земли» проходит по благословению Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Здесь показываются фильмы, утверждающие ценности Православной культуры, родного языка и традиционного уклада жизни в России. Фильмы-портреты наших современников и людей, оставивших след в истории страны. Фильмы-размышления о проблемах современного общества.

Четвертый год фестиваль собирает кинодокументалистов со всех концов России, из Киргизии и Белоруссии. Он приурочен к 19 сентября — воспоминанию чуда Архистратига Божия Михаила, бывшего в Хонех. Призом фестиваля является статуэтка Архангела Михаила.

 Все дни в Самаре в Центре социализации молодежи, где проходил фестиваль, собиралась на просмотры небольшая компания зрителей: киноведы, журналисты, просто любители кино. Люди пристально вглядывались в экран, сочувствовали героям, смеялись над забавными сценками, аплодировали понравившимся фильмам. У самарцев искренний интерес к документальному кино. Каждый затаенно ждал: что откроют ему документалисты о нем самом и о нашем времени? Фильмы очень разные. Но очень скоро стала очевидна тема, общая для всех: жива русская душа.

 Именно об этом — фильм «Деревенские паровозы» режиссеров Виктора Серова и Бориса Травкина из г. Новосибирска (первая премия в номинации «Здесь и сейчас»). Деревенскими паровозами прозвал один журналист мужчин из села Шайдурово Новосибирской области. На них держится это удивительное село. И это радостно: слишком много вокруг противоположных примеров — спивающихся или бездельных мужчин. Пожалуй, русскому мужчине в XX веке досталось особенно сильно: лучшие полегли на поле брани в мировых и локальных войнах, самых толковых, думающих гноили в лагерях, уничтожался генофонд нации. Но — выстояли! Жив русский человек!..

Авторы не могут нарадоваться, показывая «пасторальные картины» из жизни села. «Жива деревня! Здесь — рай! » — утверждают они, и зритель полностью согласен с ними. Простор. Крепкие дома. Море цветов в палисадниках. Пруд с белоснежными гусями. Гуси стайкой идут по дороге, рядом катаются дети на велосипедах. Курицы разгуливают в траве. Корова рожает теленочка. Движется большое стадо коров. Аисты стоят в гнезде. Комбайны убирают большое золотое поле пшеницы. Трактор на элеваторе  черпает огромным ковшом из горы желтого зерна. Мелькнет тревожный кадр — собирается гроза над деревней. И снова — ясный день и благодать. Уха, приготовленная на костре. Накрытый стол с пирогами.

На мужчинах-тружениках, рачительных хозяевах этой земли держится богатое село. Вот они стоят на поле, обсуждают, как лучше сделать. Работают на тракторах, на комбайнах, вместе стоят, вместе мастерят. 

Иван Сотников говорит: «Я из деревни никуда. Я хочу жить на этой земле», вспоминает о предках, которые хотели в Сибири обжиться, о своем деде, бравшем с гектара по 40 центнеров без удобрений.

А руководителя хозяйства безпокоит, что молодежь уезжает и не возвращается. Когда уйдут эти крепкие люди, что будет? Кроме кредитов, село мало что  получает. Отдает свою продукцию почти безплатно. 

Но все-таки «соль земли», это сказано в Евангелии о христианах. «Крестьяне» — это и есть «христиане», верующие люди. Но нет в кадре деревенской церквушки. Есть горячая любовь к этой земле. Но забыто, что «если другие страны граничат между собой, то Россия граничит с Небом». Что «без Бога не до порога», и других путей выхода из кризиса, кроме как пути к Господу, нет.

Получилось душевное кино. И это уже немало. Но хотелось бы прорыва — к Святой Руси, к небу.

 Жива душа старой мастерицы. 

Героиня фильма «Глиняных дел мастерица» режиссера Ольги Антроповой, г. Москва (первое место в номинации «Чти отца своего и матерь свою») — деревенская женщина под восемьдесят. Картина аскетична по изобразительному ряду. Все события происходят в доме вокруг игрушки, которую лепят, ставят в печку. Но при этом героиня общается с дочерью, размышляет, переживает за то, чтобы игрушка хорошо вышла. Открывается целый мир чистой души. Полунищее жилище, но его простые обитатели счастливы.

Протоиерей Алексий Богдан: «Документальное кино ищет правду, поэтому оно нужно зрителю».

А вот чистые души монахинь, которые воспитывают детей. Фильм «Нет предела милосердию» Валентины Матвеевой, г. Санкт-Петербург (первое место в номинации «Русский собор») рассказывает о монастыре, где монахини привечают непутевых мамаш и их деток, вкладывают в детей все силы своей души, растят из них настоящих людей. Эта картина о Христианской любви к ближнему.

Жива душа простой русской женщины. В центре фильма «Против течения» режиссера Марины Ивановой, г. Саратов (первая премия в номинации «Камо грядеши») простая  русская женщина, муж которой пил да умер, дети не очень благополучные. Но она смиренно относится к невзгодам, тянет на себе воз и всех любит и жалеет. Она все вынесет и победит. 

Прекрасна душа народной художницы Алены Киш, жившей в конце XIX — начале XX века и с любовью создававшей ковры с райскими картинами для украшения дома. Фильм о ней «Маляваны рай» режиссера Галины Адамович («Беларусьфильм») назван лучшим в номинации «Времена не выбирают».

Жива душа русского учителя из фильма «Окружающий мир» режиссеров Антона Уткина и Андрея Семашко, г. Москва. Он получил Гран-при фестиваля.

У этой получасовой ленты простой и незатейливый сюжет: учитель ездит в школу за семнадцать километров и учит единственного ученика. Мальчик с удовольствием занимается, взрослый с желанием учит. Весна, горит сухая трава. Горит земля. А учитель — учит, вопреки всему: логике, выгоде, любым земным соображениям. За этой картиной встает образ современной России, которая вопреки всему жива. Председатель жюри конкурса, профессор ВГИКа Армен Николаевич Медведев сказал: «Этот фильм вызвал наше всеобщее восхищение своей кажущейся простотой. На самом деле это мастерская, изящная, выверенная простота. Фильм отвечает на многие вопросы нашей жизни, которые звучали с экрана. Он дает простой и ясный ответ на эти тревожные вопросы: «Делай, что должно, и пусть будет, что будет».

«Серебряный Архангел Михаил» присужден за лучшую операторскую работу фильму «В том саду при долине» оператору Евгению Алексеевичу Корзуну (г. Иркутск).

Такой же приз «За многолетний подвижнический труд, за честь и достоинство в профессии» вручен режиссеру Вячеславу Васильевичу Орехову (о нем читайте в этом выпуске). 

Дипломами жюри награждены фильмы «Сапожник» (режиссер Н. Разакулов, г. Бишкек), «Марк Донской. Король и шут» (режиссер А. Бруньковский, г. Москва), «Иван Семенович Козловский» (режиссер Н. Тоболкина, г. Тюмень), «Город, где резной палисад» (режиссер  С. Малашина, г. Вологда), «Ангара» (режиссер П. Фаттахутдинов, г. Екатеринбург).

 Авторов многих фильмов, получивших и не получивших призы, интересует жизнь «маленького человека». Таков герой фильма «Сапожник». Простая жизнь маленькой дружной семьи на фоне гор. Отец семейства сидит за швейной машинкой и шьет обувь. Из его рассказа мы узнаем, что он тяжело переболел, стал инвалидом и потерял надежду на то, что создаст семью. Но не отчаялся, а купил машинку и стал шить обувь односельчанам, да лучше, чем привозную. И за него вышла замуж красивая добрая девушка, у них родился сын, они построили дом.  Герой говорит: «Я хочу, чтобы мои дети служили моему народу». Этот фильм — о преображении страданием. О силе духа, преодолении, о жертвенности души, которой Бог посылает за это и земное счастье.

Президент кинофестиваля «Соль земли» Мария Серкова награждает призеров фестиваля почетными дипломами.

Еще один фильм о преодолении — «Мой друг Сергей» (режиссер В. Марков, г. Казань). Его герой, инвалид, сумел стать нужным людям, жить интересно, полноценно. Он говорит: «Нужно ставить задачи немного недостижимые. Я не ропщу. Такая судьба была мне дана, и я ее отрабатываю». Герой  «Истопника» режиссера Якова Кордо, г. Ростов-на-Дону, открывает дверцу топки, а там — цветная радуга огня — сиреневого, розового. Красоту и в такой простой работе увидел автор фильма. Герой работает кочегаром и ночами в тишине вспоминает пушкинские строки, перечитывает пушкинскую прозу, сочиняет стихи: «Не плачь, придет и для тебя \ Тот час мечты твоей нежданный».

 Мы попросили поделиться своими впечатлениями члена жюри фестиваля «Соль земли», доктора искусствоведения, профессора ВГИКа Галину Семеновну Прожико.

— Документалистика этого года не сделала рывка вперед. В какой-то степени она воплощает самосознание нашего народа, который не очень хорошо чувствует свое будущее и не может отчетливо сформулировать вектор движения. Поэтому и в фильмах мы наблюдаем бытие отдельного человека,  а не общества в целом. Неслучайно много стариков на экране. Эти люди уже прожили жизнь, они определили  для себя ее смысл. Старость полна жизненным опытом и потому интересна сама по себе. Как и в игровом кино, не хватает молодых героев на экране. Но без позитивного героя,  без идеального образца кино не может существовать! Должна быть яркая молодая фигура, к которой тянутся молодые. Это непросто —  взять на себя ответственность и привести на экран нового героя.

Зато есть картины, и этим отличается наше отечественное документальное кино, которые стремятся постигнуть целостность мира через метафору. Увидеть ценность, поэзию, смысл жизни в делании добра. В фильме «Окружающий мир» учитель учит одного ученика. Он мог бы куда-то ходить, жаловаться, а он просто учит, созидает. Я считаю, что это и есть современный герой. Такие фильмы отличаются большей задачей, которую авторы ставят перед собой, большей ответственностью пред обществом. 

Православный режиссер Валентина Матвеева: «Не думайте, что нам будет легко, ведь мы Христиане. Но мы победим, потому что Христос победил мир».

Я много лет занимаюсь документальным кино и не устаю удивляться: даже если слабый фильм, но в нем  есть добрый герой, всегда возникает радость встречи с новым человеческим миром. Личность  преображает все, прячет все несовершенства.

 Нужно ли документальное кино Православному зрителю? Этот вопрос мы задали необычному зрителю фестиваля — ключарю Покровского кафедрального собора г. Самары, руководителю миссионерского отдела Самарской епархии протоиерею Алексию Богдану:

— Православный зритель только и смотрит документальные фильмы — о храмах, о святых, о паломничестве. Православные — это, наверное, главный зритель документального кино. Беда, что телевидение фактически  прекратило доступ кинодокументалистики на экран. Ведь в теленовостях информация отобрана и обработана, это часто лишь полуправда. А замалчивать проблемы — все равно, что спрятать гноящуюся рану под одеждой. Надо гнойник вскрывать, чтобы гной весь вышел. И тут бы очень многое могла сделать честная кинодокументалистика.

Фестиваль документального кино — единственное место, где люди могут увидеть на экране реальную жизнь, которой мы все живем. Документальное кино отражает нашу действительность. Режиссер или сценарист документального кино работает не по заказу. Конечно, свои страсти и пороки он тоже привносит на экран, без этого тоже не обходится. Но все же это попытка показать то, что на самом деле происходит, вскрыть проблему.

Православная кинодокументалистика переживает большой подъем, она знает своего зрителя. Такие фильмы помогают посмотреть на себя со стороны, побуждают исполнять Христианские заповеди. Это кино может стать  альтернативой тому гламурному образу жизни, который нам навязывают через СМИ. О реальной жизни там не рассказывают. А документальное кино называется так, потому что основано на документах, на реальных фактах. Это не чье-то изобретение или вымысел, а правда, пропущенная через сердца создателей киноленты. На фестивале «Соль земли» есть фильмы, которые очень честно отражают нашу действительность. Конечно, не каждый придет смотреть такие картины — они требуют работы души. Ведь документальное кино ищет правду. А кто нашел свою «правду» в ночных клубах или на рынке, где купил диск с очередным «триллером», сюда не придет.

 За годы существования фестиваля Поволжский общественный историко-культурный фонд собрал архив из более четырехсот документальных фильмов. В фонде мечтают о создании в Самаре клуба любителей документального кино, где можно было бы эти замечательные фильмы регулярно показывать. Их должны видеть зрители. На фестивале у его организаторов возникла идея показывать Православные документальные фильмы на Православных приходах Самарской области.

Людмила Белкина

Дата: 7 октября 2011
Понравилось? Поделитесь с другими:
0
0
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru