На вопросы наших читательниц отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
На вопросы наших читателей отвечает Благочинный Безымянского округа г. Самары протоиерей Олег Китов.
Мой друг женат, живут в браке уже более двадцати лет, есть дети. Ходят с женой в церковь, приобщают и детей. Но как-то он доверил мне свою печаль, а я толком ничего не смог ему посоветовать, так как вопрос очень непростой. Дело в том, что его жена уже более десяти лет назад взяла самостоятельно, без его согласия, обет безбрачной жизни. Вопреки его протестам она оставила супружеское ложе и живет в комнате с детьми. Брала ли она на этот подвиг благословение у своего духовного отца или нет, неизвестно. Ее стремление к праведной жизни покалечило жизнь мужа. Он уже много лет страдает и вот сейчас готов даже разводиться, но не может понять, имеет ли он на это право с точки зрения правды Божией. Ведь с точки зрения правды человеческой он прав, по сути, жена изменила своему обещанию быть верной женой. Освобождает ли такое поведение жены от обязательств перед нею?
Владимир
Прежде всего в такой ситуации надо вспомнить, что сказал наш Господь: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6). И брак установлен Богом для создания семьи, а именно для рождения детей. Чадородие является смыслом брачного союза, а не услаждение плоти. Конечно же, та природа, которая заложена в человеке, влечет друг к другу мужчину и женщину, обещая радость близости и физической, и духовной. Иначе совместная жизнь была бы проблематичной. И в браке должны быть баланс и гармония этих двух сторон супружества. Очень важна для счастливой жизни супругов их физическая близость. Но так же важна и духовная общность или хотя бы душевная симпатия. А в идеале — конечно же, если супруги оба верующие Православные Христиане — то при благословленном Богом венчанном союзе духовная близость и, можно даже сказать, родство освящает и одухотворяет физическую сторону супружества, благодатным плодом которой являются дети.
Что же касается так называемого чистого жительства в браке, то оно должно проходить только при добром согласии мужа и жены. Если же этого нет, то супруг или супруга, уклоняющиеся от ложа супружеского без согласия другого, грешат — так как толкают своего супруга или супругу на прелюбодейство и даже на развод. Были в истории Церкви примеры высокой святости и девственного жития в браке, но все они были на высотах духа и только по взаимному согласию супругов. Яркий и близкий к нам по времени — пример святого праведного Иоанна Кронштадтского.
Безусловно, такая ситуация, которая описана в вашем письме, при которой супруга отвергает своего мужа и проводит свою жизнь, как ей мнится, в «чистоте», весьма искусительна, и обстановка в такой семье не может быть духовно здоровой. Можно извинить жену только в том случае, если она чем-то болеет и по этой причине не может быть физически близкой мужу. Но в этом случае она должна объяснить ему все без всяких недомолвок.
Как же быть в этом случае супругу? Опять же, вспомнить о смысле и предназначении брака. Это дети и спасение душ супругов. В этом случае дети, слава Богу, уже есть. Но нельзя забывать и о взаимной духовной помощи в самом главном деле нашей жизни — обретении Царствия Небесного. То есть спасении душ во Христе. Когда мы вступаем в брак, то Церковь напоминает нам в молитвах и песнопениях в Таинстве венчания о святости союза, дается благословение на все блага земные и небесные, которые даруются супругам через брак. Но мы также увещеваемся о тех трудностях и даже мучениях, которые неизбежны при совместной жизни. Муж и жена плоть едина. Каждый заботится о своей плоти. Бывает ли так, чтобы мы вольно отсекли у себя, предположим, парализованную руку или ногу? Или какую другую часть тела, или часть внутреннего органа, если только тот не поражен неизлечимым заболеванием, таким как гангрена или рак? В отношениях супругов это можно ассоциировать только с прелюбодейством. Все остальное — это болезни и нестроения, которые можно и нужно лечить и терпеть. Если эта женщина здорова физически, но решила по «духовным» соображениям уклоняться от физической близости с супругом, то, скорее всего, она находится в духовной прелести (одна из форм прелести — это такое духовное состояние, когда человек возомнил о себе, что угождает Богу, а на самом деле далеко отстоит от правды Божией). Супругу же надлежит озаботиться скорее не проблемами своей плоти, а состоянием духовной жизни жены, как и подобает мужу.
Необходимо прибегнуть к помощи приходского священника или, если батюшка благословит, какого-либо опытного старца-духовника, чтобы он разъяснил «подвижнице» ее заблуждение. Если же она будет упорствовать, то молиться за нее в терпении и надежде. Но не разводиться и не бросать ее в беде (а прелесть — это беда, как и любая другая болезнь, и даже страшнее), потому что это будет предательство и повод для прелюбодейства.
Вот что писал об этом Апостол Павел: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7, 4-5).
Помоги Бог!
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru