Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

​Внутренний свет

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

См. также...

Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.

Здравствуйте, мои дорогие!

«Столичный вуз, студенческое братство, безшабашная молодость… Была в нашей компании одна необыкновенная девушка, — рассказывал мне старый товарищ. — И имя у нее было необыкновенное — Саломея. А еще она была необыкновенно красива: мимика, жесты, какая-то неуловимая грация… И внутренний свет!»

Здесь наш рассказчик делает паузу… Есть у человеческой памяти замечательная способность — хранить пережитое, так сказать, в чистом виде. Это не гербарий увядших чувств, сплюснутых временем, это как путешествие в прошлое: мгновение — и тебя пьянят прежние запахи, волнуют те же слова, радуют любимые лица…

«От той Саломеи исходил свет, — продолжил рассказчик. — И это видели даже слепые, а мы тогда были духовно слепы. Саломея была первым верующим человеком, которого я встретил на своем жизненном пути. Она не скрывала свою веру, но внешне это было почти незаметно. В ней была какая-то внутренняя восторженность, или торжественность, или радостность — я не знаю, как это объяснить, словно ей было что-то открыто, то, что другие не видели. Мы почти не говорили о Боге, и, наверное, правильно; что бы тогда смог услышать самовлюбленный эгоист. Но именно в то безпечное время во мне зародилось уважительное, я бы даже сказал, благоговейное отношение к вере. Когда Саломея заходила в аудиторию или появлялась на какой-нибудь студенческой вечеринке (а она никогда не гнушалась веселых компаний), всё сразу менялось — и обстановка, и люди, всё становилось лучше. При ней никто не позволял себе пошлостей, но она никого не стесняла, не была молчаливым упреком. Рядом с ней было хорошо…»

А здесь уже я сделаю паузу… Говорят, хороший христианин — это тот, с кем жить хорошо. А я чувствую, как стало трудно со мной моим близким. Все, кто ко мне приближается, становятся заложниками моего «дурного расположения духа», а проще сказать, моей нелюбви. Кстати, на днях заставил себя посмотреть фильм с одноименным названием, недавно выдвинутый на «Оскар». «Нелюбовь» Андрея Звягинцева — сильный посыл, но опять — в никуда… И то, что смотреть его можно только с пультом в руке, постоянно переключая «откровенные» сцены (неужели еще нужно так долго и упорно доказывать, что «та любовь» — нелюбовь); и даже выпады в сторону Православия (кто виноват, что режиссер еще не открыл для себя Православие) — всё это меня мало смущает (ничего нового). А вот мрак, безпросветность, безсилие что-либо изменить — это пугает. Мне кажется, в каждом из нас заложен ген созидания — потребность творить что-то хорошее, доброе, новое, а главное — для других! «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю», — говорит Христос. Когда эта потребность (любить!) остается неудовлетворенной — человеку становится плохо. И всем окружающим тоже становится плохо. Причины этого тупого бездействия (нелюбви!) могут быть разные, но чаще всего мы оправдываем себя моральной усталостью, отсутствием внутренних сил. Есть у меня одно заветное правило — «правило первого шага». Суть его в следующем: если одолели лень и безсилие, не следует огорчаться, надо просто встать и сделать один только шаг, а дальше, как в песне поется, «сама пойдет». Это касается и молитвы, и обычного дела, и большого свершения. Только вот в последнее время это правило у меня не работает. Вероятно, одной человеческой воли уже недостаточно. «Как жить, когда кончаются силы?» — этот вопрос я не раз задавал своему духовному отцу. Ему уже давно за восемьдесят, а энергии столько, что хватит на двоих таких, как я, нытиков. И он мне всегда отвечает: «Жить надо с Богом!» Не слишком ли просто?..

Эту смешную историю рассказал мне всё тот же старый товарищ, друг Саломеи. Послушайте, она поучительна. «Сижу я как-то вечером на диване, бездельничаю. Звонит телефон, поднимаю трубку и слышу: «С вами сейчас будет говорить Президент Российской Федерации». От неожиданности я даже вскочил и, заикаясь, ответил: «Да — давайте…» А сам напыжился, как индюк, стою не дышу. В трубке — тишина. Торжественная такая, «кремлевская» тишина. И что только я не передумал за эти мгновения, какие только горы не свернул от ощущения собственной важности, покуда не услышал в трубке дружный смех своих друзей… Так меня разыграли. А я ведь, дурак, поверил. На мгновение только, но поверил же… Конечно, в этом есть гордость, но вот что мне кажется важным: если отнять эту гордость и оставить только торжественность и пробуждение внутренних сил, то разве не это мы должны испытывать на молитве, когда к нам обращается не то чтобы Президент, а Сам Господь Бог?!»

«Жить надо с Богом!..» Приходит момент, когда уже невозможно просто молиться, честно служить; когда уже невозможно оправдать себя верой, успокоить надеждой, обмануть человеческой правдой… Когда уже невозможно без Бога живого! «Зачем Ты скрываешься от меня?» — взывал преподобный Силуан Афонский. Лучше измучить себя этим дерзким вопросом, чем убедить себя, что ты «недостоин», что «надо терпеть»… Миром правят не взвешенные решения, а внутренние порывы. Важно не то, что мы думаем, а то — куда и как сильно стремимся. Можно научиться «правильно» говорить, «достойно» вести себя в обществе, но нельзя научиться быть христианином. Нас выдадут чувства, желания, страсти — то, что сильнее закона, позора и страха. Как вода после церковного освящения чудесным образом становится святой, так же и человек, когда рождается во Христа — меняется навсегда! В нем зарождается святость!.. Только безумец будет святой водой мыть полы, а мы растрачиваем себя на всякую материальную ерунду. Романтический период христианства когда-нибудь должен закончиться; на смену ему приходит практический; и лишь после этого возможен мистический, осознанно-благодатный период внутренней жизни. Но, к сожалению, мы чаще всего где-нибудь застреваем: либо в самом начале, либо ближе к концу. Ведь никому не хочется расставаться с христианской юностью, когда всё так легко и возвышенно. А практический период — это крестоношение. Но только тогда, когда человек окончательно истощится, когда на собственной шкуре познает телесную немощь и душевную нищету, наступает благодатный период внутренней жизни. Когда человек начинает жить с Богом (пророчески чувствуя Его близость), в нем проявляется внутренний свет, способность преображать окружающее.

Всё чаще и чаще возвращаюсь к светлому образу девушки по имени Саломея. Он вытесняет из моей страстной души образ другой Саломеи — Саломеи кровавой. Той безстыжей танцовщицы, что повинна в смерти Иоанна Крестителя. Ее имя надолго стало символом распущенности и коварства. Хотя Церковь знает и другую Саломею, одну из святых жен-мироносиц. И вот для нас тоже является Новая Саломея — скромная девушка-христианка, несущая свет! И всё в жизни меняется… Я назвал этот свет — свет Саломеи. Кстати, мой старый товарищ, рассказавший историю про Саломею, принял монашество. Не буду называть его имя, но открою секрет: он называет себя «не хорошим монахом», а мне рядом с ним — хорошо!

Простите.

Протоиерей Игорь Макаров.

266
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru