Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

​Наше общее дело

Вне Церкви нет спасения… Признавая эту истину, мы невольно задаемся вопросом: а каким образом православный человек может не формально, а реально быть членом Тела Христова?

Вне Церкви нет спасения… Признавая эту истину, мы невольно задаемся вопросом: а каким образом православный человек может не формально, а реально быть членом Тела Христова?

Жить жизнью единой семьи

Как-то в нашем небольшом храме, находящемся в Киеве, поминали новопреставленного Анатолия — пожилого человека, который умер после продолжительной и тяжелой болезни. Около пятнадцати лет он был членом нашей дружной семьи. Многие до сих пор помнят, как он старался что-то смастерить и оказать посильную помощь в тех или иных нуждах общины.

Разумеется, мы не могли проявить равнодушие, когда узнали о неожиданной смерти дедушки Толи. Пришли к нему домой и вместе с батюшкой совершили чин отпевания. После этого две прихожанки остались у смертного одра, чтобы ночью читать Псалтирь об усопшем. И хотя душа его уже отошла в мир иной, но имя этого человека осталось в нашей памяти и поминальных записках. Наверное, такие поминания и являются той книгой жизни, благодаря которой обретается надежда на милость Божью.

Этот случай также является напоминанием о том, что наше спасение в одиночку невозможно. Мы спасаемся через ближних, в первую очередь через родную общину. Другого пути у нас просто нет. И это понятно. Ведь спасение возможно только в Церкви, куда мы входим через конкретную приходскую общину, через ее конкретный храм, где совершается крещение Духом Святым. Значит, чтобы наследовать жизнь вечную, нужно посвятить себя Православной общине. Именно в общине мы становимся членами Тела Христова: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор. 12, 13).

Жизнь в приходской общине — это жизнь единой семьи, о чем свидетельствуют такие обращения между нами, как «брат» и «сестра». Возможно, поэтому сегодня, как и во времена ранних христиан, слово «церковь» часто употребляется для обозначения отдельной общины, которая осознает себя в единстве со всей Христовой Церковью. Основанием нашей общинной жизни является заповедь Спасителя: «Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34-35).

Сам Господь собирает нас в общину для новой жизни во Христе, присутствует среди нас, помогает нам проявлять деятельную любовь друг к другу. Исходя из этого, становится ясно, что общинная жизнь не может проходить в одиночку. Ведь все члены маленькой церкви призваны иметь единство во Святом Духе. Как показала вся 2000-летняя церковная история, самыми верными овцами Своего Пастыря были именно те христиане, которые были объединены в общины.

«В общении и преломлении хлеба»

Наша церковная жизнь осуществляется прежде всего через участие в Евхаристическом собрании. Этим служением мы уподобляемся ранним христианам, которые всегда собирались на «одно и то же» — epi to auto, то есть на Евхаристию (греч. «благодарение»). Упомянутый термин epi to auto заимствован из новозаветного текста (Деян. 2, 47): «Господь ежедневно прилагал спасаемых к одному и тому же (epi to auto)».

Молебен у киевского храма в честь Свт. Петра Могилы. Слева на снимке с водосвятным сосудом алтарник Валентин Ковальский, автор статьи.

В русском переводе вместо фразы epi to auto используется слово «церковь». В результате указанный новозаветный стих в русской Библии звучит немного иначе: «Господь ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Исходя из этого, само пребывание в церковной общине означает участие в Её евхаристическом собрании. Это участие раскрывает подлинную природу Церкви Божией как Тела Христова. Начиная с Тайной Вечери, а потом и Пятидесятницы, христиане призваны жить Евхаристией. На это указывает Новый Завет: «Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян. 2, 42). Причащение всех членов общины всегда следовало из самого смысла совершаемого Богослужения. Именно поэтому каждому приходу необходимо соделаться евхаристической общиной, объединенной вокруг Тела и Крови Христа и осознающей необходимость непрестанного приобщения Им.

Каждый раз во время Божественной Литургии мы слышим то, что было сказано еще во время Тайной Вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). Далее Господь говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Здесь важно отметить, что Спаситель обращается к нам в повелительном наклонении: «примите», «ядите», «творите»…

Таинство Евхаристии — это величайшее чудо Божье, которое постоянно напоминает нам о Церкви как Теле Христовом. Совершителем Евхаристии является Сам Бог, Который невидимо присутствует в храме и действует через священно-служителя (предстоятеля). Для нас Евхаристия — не просто символическое действие для воспоминания Тайной Вечери, но и сама Тайная Вечеря: она продолжается с той самой пасхальной ночи, когда Господь возлежал с учениками в сионской горнице.

Без Евхаристии невозможно наше спасение. На это указывает нам Христос: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53; 56). Поэтому для нас, православных, святая Евхаристия — не плод отвлеченных размышлений, а вполне реальная возможность соединиться с Христом. Совместное причащение прихожан является свидетельством единства христиан. Ценность евхаристического собрания в том, что оно — не некая «сумма» грешных людей, а Тело Христово.

Божественная литургия, по слову преподобного Феодора Студита, является повторением Божьего домостроительства спасения. Здесь благодатно переживается все: от Боговоплощения до Его Вознесения. Вспомним стихи перед Причащением: «Боготворящую Кровь ужаснися, человече, зря... Божественное Тело и обожает мя и питает…». Как замечательно пишет преподобный Иустин Попович: «Святая Евхаристия — это вершина Богочеловеческой реальности. Богочеловек Господь Иисус Христос стал видимой и безсмертной действительностью неба и земли… Самый убедительный свидетель этого есть Церковь, Богочеловеческое Тело Христа. Церковь — Тело Христово, Евхаристия — Тело Христово. Тождество в существе. Церковь в Евхаристии, Евхаристия в Церкви. Будучи Телом Христовым, Церковь есть соборное единство, а также единство соборности. Это касается и Евхаристии как Тела Христова: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17)».

Сердце — Богу, руку — человеку

Находясь в церковной общине, мы становимся народом святым, царственным священством, родом избранным (1 Пет. 2, 9). Нашей миссией является исповедовать присутствие Христа и Его Царства в мире. Для нас, как и первых христиан, община — не только место общения с Богом, но и центр попечения о нуждающихся. Ведь Церковь — общность не только тех, кто призван быть с Господом, но и тех, которые призваны участвовать в том, что Он делает. То есть принадлежать к Божьему народу означает быть вовлеченным в Божественное действие. Это важнейшая особенность жизни во Христе.

Жизнь в приходе должна носить соборный характер, а не быть «индивидуальным» средством спасения. Отдельно взятая община призвана дать человеку то же, что и вся Церковь в целом — приобщение Христу. Опыты миссионерской работы свидетельствуют о том, что наиболее успешно воцерковление людей происходит в том храме, где выполняется целый ряд важных моментов: частое (еженедельное) причащение, общие и домашние молитвы друг за друга, беседы со священниками, совместные паломничества, материальная поддержка и социальная помощь нуждающимся, забота о тех прихожанах, которые неспособны прийти в храм.

Любая деятельность общины направлена на общение не только с Господом, но и с братьями по вере. Именно в приходе реализуется главный христианский принцип: сердце — Богу, руку — человеку. Только так происходит евангельское рождение Свыше. Пребывая в общении со Христом, Который победил смерть, мы тоже надеемся на свое воскресение. Нигде, ни в каком другом месте невозможно такое глубокое единение со Христом, поскольку падший человек пребывает в тесных связях с грешным миром. Только в церковной общине возможны личные отношения со Спасителем, и в этом общении реализуется личность человека. Поскольку община всегда связана с церковным служением, то ее членам сообщаются дары Духа Святого: «…каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Кор. 12, 7-9). Для того чтобы жить в Духе Святом, мы должны пребывать в общении со своим приходом, участвовать в молитвенной жизни, приступать к Таинствам и прислушиваться к наставлениям своих пастырей. Именно в Церкви Бог вводит нас в совершенно новую жизнь, жизнь, которая начинается уже сейчас, но продолжается в вечности.

Силы для служения Богу и ближним дает нам вера в слова Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её» (Мф. 16, 18).

Валентин Ковальский,
выпускник Киевской Духовной Академии, г. Киев.

Дата: 3 ноября 2017
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
4
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru