Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

«Слезы Богородицы»

…Так издавна называют этот святой источник.

…Так издавна называют этот святой источник.

Одно из ярких впечатлений от паломнической миссии «Волга Православная — 2003» — город Ростов-на-Дону. А ведь самарские паломники могли вообще не попасть на Дон. На Волге разыгрался нешуточный шторм, и 18 июня мы незапланированно причалили к пристани городка Пятиморска. Сильный ветер свирепствовал уже третий день, гнул высокие тополя. Штормовое предупреждение было еще на двое суток. Руководитель миссии иерей Сергий Проскурин позвал всех на молебен в носовой части корабля, был прочитан акафист Николаю Угоднику с просьбой о прекращении бури. И  — о чудо! — к вечеру мы поплыли по Волго-Донскому каналу в Ростов-на-Дону.

Ростов–на–Дону по холмам спускается прямо к реке. Красивый и богатый, «купеческий» южный город, в нем много старинных зданий. Поднявшись от речного вокзала вверх, попадаешь в центр старого города — площадь Соборную с прекрасным храмом с золотыми куполами, напоминающим Храм Христа Спасителя в Москве, только поменьше. Кафедральный Собор Рождества Пресвятой Богородицы построил в 1860 году известный столичный зодчий Константин Андреевич Тон, который построил Храм Христа Спасителя в столице, «одна рука» — вот причина сходства. Рядом с храмом раньше был памятник Императору Александру II, теперь поставлен памятник Святителю Димитрию Ростовскому. Собор с подворьем окружен высокой стеной, за которой шумит город, рядом — длинные цветочные ряды (ростовчане любят цветы), рынок с дешевой сладкой черешней, улицы, заполненные людьми и машинами. Собор как духовный оплот невидимо держит и сохраняет город от бед, он как магнит, притягивает к себе. Мое внимание обратило на себя объявление на входе в храм о том, что с благословения Архиепископа Ростовского и Новочеркасского Пантелеимона 27 июня в 10 часов совершится крестный перелет по границам города Ростова-на-Дону и станции Старочеркасской с благодарственными молитвами ко Господу и прошением об избавлении народа Православного от всяческих бед и о спасении России. В кафедральном соборе с 23 по 25 июня этого года пребывали честные мощи святого Апостола Андрея Первозванного, с круглосуточным доступом к ним (к сожалению, мы уже уплыли из Ростова). В древности это была территория Великой Скифии. Но Христианство здесь появилось уже в I веке, и принес его сюда Апостол Андрей.

Потом нас повезли на автобусах в возрожденный Свято-Иверский женский монастырь. Он находится вблизи новой жилой застройки, укромно расположен в низине, в излучине реки Темерник, рядом с монастырем — святой целебный источник. Кратким было наше пребывание в этой святой обители, только и успели, что поставить свечи, приложиться к иконам и заказать сорокоусты и Псалтирь, ведь монастырская молитва имеет особую силу. Но какая благодать охватила нас в этот час! В храме мерцают свечи у дивных икон, звучит Неусыпаемая Псалтирь, пол устлан еще с Троицы душистой травой, неслышно проходят монахини — такой мир и тишина бывают только в монастырях. Монастырь был основан в 1903 году, тогда это место было в 12 верстах от Ростова. Монастырь прозвали «Федоровский», так как его попечителем стал ростовский купец С.И. Федоров. По преданию, он строил монастырь для своей дочери, пожелавшей удалиться от мира. В 1908 году завершилось строительство храма в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1914 году, возвращаясь с Кавказских Минеральных Вод, в этом храме поклонились Иверской иконе Божией Матери Государь Николай II c Цесаревичем Алексием. В 1929 году монастырь закрыли, монахинь выслали. Главки храма и колокольню разобрали, в здании храма разместили клуб, а сад вырубили, источник начал захламляться, пруд превратился в болото. Но люди продолжали идти к источнику, который называли «Слезы Богородицы». Всякий, кто приходил сюда, чувствовал Ее незримое присутствие. Видимо, и мы ощутили Божественное присутствие самой Пречистой Девы, побывали словно не на земле, а на Небе. С 1991 года монастырь стал возрождаться, сейчас в нем более 20 монахинь и послушниц. Богослужения возобновились в нижнем храме в честь Святителя Димитрия Ростовского. Одна из самых почитаемых икон — Иверской Пресвятой Богородицы, писанная на Афоне.
К вечеру мы возвратились на теплоход, оставалось несколько часов до отплытия, и я решила пойти в кафедральный собор на Всенощную — дневная короткая «экскурсия по храму» не утолила души. Народу в великолепном храме было не много, но зато не было случайных людей, все сосредоточенно молились. Многие после службы с благоговением подходили приложиться к иконе с частичкой мощей святого Павла Таганрогского. Я попросила клирика кафедрального собора иерея Вадима Толмачева рассказать об этой и других святынях храма.

— Святого блаженного Павла Таганрогского канонизировали недавно, — начал свой рассказ батюшка. — Его могила находилась в Таганроге (этот город расположен в 50 километрах от Ростова), люди много лет ходили к его могиле и поклонялись святым мощам. Советские власти не раз пытались осквернить могилу. А когда в наше время решили блаженного канонизировать, стали искать мощи и долго не могли найти, обнаружили их на глубине трех метров. Так удивительно Господь их сокрыл! А коммунисты и гроб ломали, и сыпали туда все подряд, и дробили кости, а это была другая могила. Докопали до трех метров — и пошло благоухание. Когда несли честные мощи старца крестным ходом с кладбища в Никольский храм г. Таганрога, где они сейчас находятся, было невиданное событие: весь день сиял нимб вокруг солнца. Радуга была круглая, этот радужный круг потихонечку расходился и к вечеру разошелся совсем.
В советское время в храме произошло одно интересное событие. В нашем кафедральном соборе устроили… зверинец. И однажды львица начала рожать. Но не могла разродиться три дня. А когда ее вывели из храма, она тут же разродилась. В храме она не могла родить. Животные понимают, что это храм, а мы тогда не понимали, что это — храм Божий!..

Людмила Белкина
08.08.2003
Дата: 8 августа 2003
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru