Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Слово пастыря

​Между вдохом и выдохом

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

Протоиерей Игорь Макаров из самарского поселка Прибрежный пишет письма своим прихожанам.

См. начало...

Об авторе. Протоиерей Игорь Анатольевич Макаров родился в 1967 году в городе Потсдам, Германия, в семье военнослужащего. Окончил Благовещенское высшее военное командное училище. С 1991 до 1995 года работал заместителем редактора Православной газеты «Благовест». В 1996 году рукоположен в сан священника. Настоятель храма в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской поселка Прибрежный г. Самары.

Письмо сорок первое.

Здравствуйте, мои дорогие!

Писать я любил с самого детства: что-то там сочинял... В молодости был журналистом (пытался им быть): умничал, размышлял… А потом — как отрезало... И почти двадцать лет — ни единой строчки от сердца... Лишь скупые записи в рабочем календаре и официальные письма. Которые, к слову сказать, я терпеть не могу. «Ты так много всего в этой жизни не любишь, — как-то заявила мне матушка, — ни телефонные разговоры, ни личные взаимоотношения, ни официальную переписку... Смирись и соответствуй своему положению…» Двадцать лет я смирялся со своим положением... А два года назад меня прорвало.

«От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12, 34). Но от какого избытка?.. От избытка чего?.. Доброты? Или мудрости? Или, может быть, духовного опыта?.. Я лучше не стал — это точно... И дело не в мудрости: мудрым людям всегда хватает ума отмолчаться... Да и опыт тут ни при чем: опыт — это не конь, а поклажа (не он тебя, а ты его тащишь). Но теперь я, кажется, знаю, от чего рождается слово. От благодарности!.. Избыток сердца — это благодарность, перелитая через край... Мне понадобилось почти что полвека: страх смертельной болезни, от нее исцеление, моя робкая вера, ваша любовь... — для того чтобы сердце мое наконец-то наполнилось!..

Вы не задумывались, почему наша вера называется Православной?.. Ведь славить Бога можно по-разному: торжественно и сокровенно, по совести и со страхом… Но правильно славить — это все-таки благодарить! Знать, за что Его славишь!.. А благодарность удержать в себе невозможно, она выплескивается наружу: на бумагу, на холст, в партитуру… «Горе мне, аще не благовествую», — признавался Апостол (1 Кор. 9, 16).

Шел первый год моего священства. Внешне всё было словно в тумане, а внутри — тишина и порядок... Сейчас, увы, всё по-другому, как-то наоборот… В тот год я неожиданно получил благословение сопровождать паломников в Иерусалим. Поездка была по-настоящему чудная! Это потом, в мои следующие посещения Израиля, меня смущали навязчивые торговцы у Храма Гроба Господня, раздражали жара и полуобнаженные туристы… А тогда — я был на Святой Земле!.. Как я скучаю по этому чувству — тихому благоговению!.. На Сорокадневной горе, где находится греческий монастырь Искушения, нас встретила русская монахиня Иоанна. В то время она была единственной насельницей этого древнего сурового монастыря. Здесь даже днем, в окружении людей, было как-то не по себе: жутковатое место... Матушка Иоанна оказалась человеком жизнерадостным и открытым. «На этом святом месте, где Христос победил гордость, мне бывает очень обидно видеть так много гордых людей, — говорила она. — О, сколько гордости сейчас в мире!.. Иной раз посмотришь на малых детей — два вершка от горшка, а уже гордецы!.. Гордому человеку не угодишь, весь мир его недостоин, и всего ему мало… А вы знаете, что гордого человека можно легко узнать по походке? Походка, или осанистость, очень многое выдает в человеке. Сейчас, как мне кажется, люди ходят совсем по-другому, не так, как ходили, к примеру, до революции. И уж тем более не так, как ходили Святые Апостолы в евангельские времена. Помните, как сказано в Писании: «Прекрасны ноги благовествующих мир!» (Рим. 10, 15)… А мы не ходим по этой земле — мы ее попираем…» А потом матушка Иоанна долго и очень забавно демонстрировала нам, как ходят гордые люди. Мы натужно смеялись, узнавая друг друга... Не себя, а опять же — друг друга…

Святыня монастыря Искушения на Сорокадневной горе (Израиль) — камень, на котором, по преданию, молился Господь Иисус Христос.

Так случилось, так устроил Господь, что я оказался на стыке двух духовных миров: жизни семейной и жизни монашеской. Но эта «зажатость» меня не только не тяготит, но, напротив, поддерживает и вдохновляет… Дорогой мне приход, и родная община!.. Являясь духовным отцом прихожан и монахинь, я имею возможность наблюдать духовную жизнь как бы в объеме, с разных сторон. Нет, я не сравниваю и не ставлю оценки. Но порою мне бывает тревожно…

Есть мысли, от которых буквально бросает в пот. Вот одна из них, для меня самая страшная: Бог доверил мне души!.. Стесняться сказать, терпеть, церемониться… По правде сказать, это так надоело!.. Не беседы — а вечные жалобы, не исповеди — а сплошное нытье… Уж простите за прямоту… Дорогие мои, неужели вы не видите всей этой Милости?! Неужели не чувствуете Любви?!.. Откуда у вас эта вопиющая неблагодарность?!..

Трудно сказать, кто больше неблагодарен: миряне или монахи. Конечно, неблагодарность монахов сразу режет глаза, она кажется такой неестественной, странной... Неблагодарность мирян не так очевидна, ее покрывают близкие люди, берут на себя эту муку — терпеть нескончаемый ропот…

Я знал одного скромного пастыря — старца по опыту и по чутью. Он как-то собрал своих чад и прямо спросил: «Чего же вам не хватает?» Кто-то начал жаловаться на редкость Богослужений, а кто-то на их продолжительность; кого-то смущали послабления в постах, а кого-то их строгость… И всем чего-нибудь недоставало, что-то не нравилось… Старец выслушал их — и ничего не ответил… «Что тут скажешь, — говорил он позднее, — кто-то в Церковь пришел только просить, а кто-то — благодарить…»

Через несколько дней — очередной осмотр в онкологическом центре. Это стало ритмом моей внутренней жизни (каждые три месяца). К концу этого злополучного срока моя жизнь становится напряженно-просительной, а потом (когда отлегло) — благодарной!.. Это как «вдох», а потом — долгожданный, благодарственный «выдох».. Раньше я жил больше «на вдохе», а теперь больше «на выдохе». Я — благодарен!

Как много людей живет только «на вдохе»… Наша беда — не в отсутствии милости, а в ее колоссальном переизбытке. Мы задыхаемся от кислорода, а нам всё навязчиво кажется — мало!.. Мы не можем усвоить, вместить, оценить!.. Всей этой милостью хоть как-то воспользоваться и насладиться!..

Я понимаю, что ритм моей внутренней жизни — довольно искусственный. Я — словно полуживой… Три долгих месяца между «вдохом» и «выдохом»... А как бы хотелось — каждый день начинать новым «вдохом», а заканчивать «выдохом»! Просить — и быть благодарным!

Простите.

Протоиерей Игорь.

P.S. Состоялся осмотр в онкологическом центре. Всё хорошо. Я снова «на выдохе»… Я — благодарен!..

См. продолжение...

Дата: 15 августа 2016
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
5
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru