Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Мальчишка Богдан и гетман Богдан Хмельницкий

Виной всему происходящему сегодня на Украине — духовная слепота, считает самарский писатель Алексей Солоницын.

Виной всему происходящему сегодня на Украине — духовная слепота, считает самарский писатель Алексей Солоницын.

Что ни день, то среди новостей звучат сообщения, которые удивляют, чаще ошеломляют и вызывают даже оторопь.

Вот в эфире прозвучало название города, от которого встрепенулось сердце: Снежное.

Неужели тот самый город Снежное, о котором я впервые узнал в 1978 году, когда на радостях обнялись с братом Анатолием?

Да, именно тот город Донецкой области, откуда брат, уже известный артист Анатолий Солоницын, приехал с женой и сыном, который родился там во время съемок.

Родители назвали ребенка в честь нашего отца и меня Алексеем.

Я смотрел «Вести», когда прозвучало название города, которое напомнило о многом дорогом. Диктор, с трудом сдерживая волнение, говорил об артиллерийском обстреле войсками «национальной гвардии» города Снежное, о разрушениях мирных кварталов, где не было ни одного бойца сил самообороны Донецкой республики.

Но вот в голосе диктора невольно стали звучать трагические ноты. Потому что дальше пошел текст о том, что под завалами разбитых домов оказались дети, женщины, старики.

Только одного мальчика удалось вытащить из-под завалов живым.

Показали ребенка лет десяти-двенадцати, лежащего на больничной койке. Он так покалечен, что отправить его на лечение самолетом в Москву, где есть новейшее медицинское оборудование, нельзя.

Лицо мальчика бледное, отрешенное — от перенесенных страданий, ужаса темноты и боли, когда он один остался под руинами.

И все равно красивое.

Назвали имя мальчишки — Богдан.

Кадр из фильма «Предвещает победу», 1978 г. Справа — артист Анатолий Солоницын.

Близкие мне люди говорили: не пиши про сегодняшнюю Украину. Разберутся и без тебя. Я слушался, потому что сам болен, к тому же лето, пора отдыха и поправки здоровья. Надо лечиться, набираться сил.

Но куда же скроешься от действительности, которая день ото дня мрачнеет. Вот выступил министр культуры сегодняшней Украины господин Евгений Нищук.

Молодой, симпатичный, улыбчатый. Объяснил, почему подведомственное ему министерство запретило показ российских телесериала «Белая гвардия» и только что вышедшего на экраны фильма «Поддубный».

Это заявление коснулось лично меня как писателя и киносценариста, потому что речь зашла о любимом писателе и актерах, к которым я отношусь с глубоким уважением. К тому же события, происшедшие в городе Снежное, коснулись, как я уже сказал, меня лично.

И тогда я понял, что высказаться необходимо.

По преданию, название город получил от Императрицы Екатерины II, которая, проезжая в этих краях, воскликнула: «Какое снежное место!»

Это я узнал от старшего брата. В Снежном он снимался в фильме «Предвещает победу». Киевская студия имени Александра Довженко, режиссер Валерий Спивак. Анатолий Солоницын играл роль «спеца» Вершинина, дворянина, горного инженера, который по убеждениям пришел в революцию. Но вот рухнула от изношенности отопительная труба. Шахтеры второпях решили, что это вредительство «спеца». Вершинину удалось бежать от расправы. Встретилась ему на пути молодая женщина-комиссар, редактор шахтерской газеты, которая сумела разобраться, объяснить шахтерам, что Вершинин к аварии не имеет никакого отношения. К тому же инженеру представилась возможность оправдать себя — он предотвращает аварию шахты, хитроумно подготовленную главарем банды — а банда возникла из людей, продолжающих бороться с новой властью.

Аварии не случилось. Но главарь банды мстит: хитростью заманивает Вершинина и комиссара на якобы необходимую встречу у неработающей шахты.

И там расстреливает их.

Я потому пересказываю сюжет фильма, что он впрямую оказался объясняющим многие сегодняшние события на Украине. Именно в Донбассе, именно в Снежном. Смысл фильма «аукнулся» в сегодняшней жизни. По смыслу, конечно, по своей идейно-художественной направленности, хотя внешние события не совпадают и происходят в начале тридцатых годов прошлого века.

Всамом деле: невиновных объявляют виновными, грозят растерзать. Когда наступает прозрение и вроде бы мирная жизнь, обещающая счастье, тут-то наших героев предательски убивают.

Не так ли происходит и сегодня?

Из хроники:

«17 июля 2014 года в районе города Снежное был сбит самолет малайзийских авиалиний Боинг-777 с 283 пассажирами и 15 членами экипажа на борту. Все люди, находившиеся в самолете, погибли».

Всему миру сегодня уже становится ясно, что авария подстроена. И также более-менее ясно, кто ее организовал.

Но у официального Киева и их покровителей из США и Европы словно наступила внезапная слепота. Они ничего не видят и не слышат!

Их аргументы строятся на таких основаниях, что выглядят до смешного глупыми, нелепыми. Фальсификации очевидны даже школьникам — они увидели, что показанное видео причин катастрофы взято из компьютерной игры. Фото наспех и грубо, неумело смонтированы. Звуковая фонограмма переговоров командиров ополчения, также представленная в качестве доказательства вины ополченцев, неумело смонтирована.

Впрочем, школьники-то в электронных средствах коммуникации чаще разбираются лучше взрослых. Мой помощник — не школьник, правда, а студент — чуть ли не рассмеялся, когда в качестве доказательства американская сторона предъявила фотографию из социальных сетей. Стрелки и точки на фото очень низкого качества и без всяких опознавательных признаков на какой-то странной карте должны были показать, что ракетный удар якобы наносился со стороны ополченцев, а точками показаны якобы ракетные установки.

Но представительница Белого дома по фамилии Псаки (тут и Гоголь «отдыхает») на основе этих якобы доказательств говорила на пресс-конференции журналистам о вине народного ополчения Донбасса, которое называют сепаратистами и даже террористами. И конечно же, во всем виновна «стоящая за ними Россия». А когда рассудительный журналист спросил госпожу Псаки, где же более убедительные доказательства у администрации Белого дома, опять решившей прибегнуть к «новым санкциям применительно к России», у госпожи Псаки только и нашелся безсмысленный ответ, что она «обратится за дополнительной информацией к компетентным органам».

Ловушка, устроенная бандитами против народной власти в фильме «Предвещает победу», оказалась куда более убедительной, чем у современных борцов со своим народом. Но, тем не менее, это тоже ловушка, в которую сами провокаторы и попали.

В эти дни они стараются всеми возможными средствами прикрыть, доказать свою непричастность к гибели трех сотен людей из девяти стран мира.

Они вели огонь из всех огневых средств, у них имеющихся, чтобы как можно дольше не пустить международных экспертов к месту крушения самолета. Но возможности у них, как видим, постепенно исчезают. Впрочем, не надо обольщаться — все новые и новые уловки будут пущены в ход, чтобы замазать преступление, в чем им будут крепко помогать ловкие мастера подобных тайных игр.

В центре — Герой Советского Союза снайпер Людмила Павличенко.

Мы с вами уже знаем, что фильм, о котором я упомянул, называется «Предвещает победу». Победа будет, конечно же, на стороне народа. Защитники правды, такие, как герои киноленты Вершинин и редактор местной шахтерской газеты, могут быть предательски убиты.

И многие сегодняшние бойцы, в большинстве своем люди трудовой гвардии, защищающие свою землю, тоже могут быть убиты. Но они готовы все претерпеть и потому не боятся смерти. Они истинные патриоты своей Родины.

Как и было на Украине во все времена.

Господин Евгений Нищук, сегодняшний министр культуры Украины, высказался так, что фильмы «Белая гвардия» и «Поддубный» он не запрещал. Что никакой жесткой цензуры, политизированной тем более, у них нет. Он просто не выдал «разрешительные удостоверения» на прокат этих фильмов в кинотеатрах и по телевидению.

Ай да министр! Ну чем он отличается от госпожи Псаки с ее ответами? Ведь невыдача «разрешительного удостоверения» и означает запрет на показ фильмов.

Я сам испытал такие «запреты», когда в семидесятые-восьмидесятые годы моим документальным фильмам на нравственную, а потом и на Православную тематику не выдавались «разрешительные удостоверения» тогдашним Комитетом по кинематографии России. Фильму «Согласие» Свердловской киностудии, автором сценария которого я был, не выдавалось разрешительное удостоверение — по замечанию, что мы с режиссером должны убрать эпиграф «Тысячелетию Крещения Руси посвящается».

В фильме шла речь о вокальном квартете, который создал ведущий солист хора имени Пятницкого Игорь Воронов. Квартет первым в СССР стал исполнять Православные песнопения на концертных площадках.

С шестого, кажется, предъявления режиссер Борис Кустов фильм все-таки сдал, сделав поправки, но эпиграф к фильму оставил.

У руководителей тогдашнего Комитета по кинематографии была слепота чиновничья, лицемерная. Нам говорили: ребята, фильм хороший, но зачем вы сами себе вредите? Снимите эпиграф, уберите эпизод, где после концерта в сельском клубе на Северном Урале бабушка подносит певцам в качестве подарка трехлитровую банку молока и плачет, потому что через десятилетия услышала музыку своего детства, которая пелась в храме и навсегда вошла в ее душу.

Нет, стояли мы на своем, — это лучший эпизод фильма, и убирать мы его не будем, как и эпиграф-посвящение.

И чиновникам пришлось отступить — слепоту лицемерия мы преодолели тогда.

О фильме «Поддубный» господин Нищук сказал, что он его «не успел посмотреть». Но в фильме четко не указывается, что чемпион мира по борьбе Поддубный украинец. И в данной ситуации, по его мнению, фильм показывать не следует.

Журналист, задающий вопросы министру, оказался таким же спокойно-въедливым, как и тот американец Мэтт Ли, что задавал вопросы госпоже Псаки. Он напомнил, что Украины как государства во времена, показанные в фильме, вообще не существовало. Была Российская империя, в составе которой находилась Малороссия, представители которой, украинцы, почитались по их талантам, так же как русские. Кроме Поддубного, можно вспомнить немало имен украинцев по рождению, ставших выдающимися деятелями литературы и искусства, науки России, которые министр, недавний актер, может быть по молодости своей, не успел узнать, как «не успел посмотреть» и фильм «Поддубный». Напомню ему имена хотя бы Немировича-Данченко, или Короленко, или Ивана Франко, которые слишком известны и стали неотъемлемой частью нашей общей великой литературы и культуры. Напомню для того, чтобы господин министр осознал, что он хочет разделить, не выдавая «разрешительных удостоверений» на прокат российских фильмов. Кому и каким идеям он служит сейчас, вольно или невольно участвуя в общей оголтелой пропаганде против всего русского, что называется сегодняшней «прогрессивной» Украиной одним презрительным словом — «москали».

Вот, к примеру, один «москаль» — Андрей Тарковский. Что он великий кинорежиссер, теперь никто не оспаривает. А знает ли господин министр, что среди главных своих учителей Андрей Арсеньевич называл украинца Александра Довженко? А знает ли господин Нищук, что отец кинорежиссера, выдающийся поэт Арсений Александрович Тарковский, родился в городе Елизаветграде? Этот город, ныне Кировоград (если название не переменили), находится в центре Украины.

Или вот еще пример, тоже из кинематографии, раз речь у нас идет о кинофильмах.

Речь пойдет о другой слепоте, слепоте духовной, самой страшной, на мой взгляд.

Сейчас идут съемки фильма «Битва за Севастополь». Главным героем будет Людмила Павличенко из города Белая Церковь, что под Киевом. Она снайпер, герой Великой Отечественной войны. В историю она вошла, когда весь мир услышал ее выступление на митинге в Чикаго, в США.

«Джентльмены, — разнёсся над многотысячной толпой собравшихся её звонкий голос. — Мне двадцать пять лет. На фронте я уже успела уничтожить триста девять фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?!»

Второй фронт был открыт и благодаря выступлению этой героической женщины, силой духа которой можно восхищаться и сегодня.

Но вряд ли фильм о Людмиле Павличенко будет показан на экранах сегодняшней Украины.

Скорее, предпочтут снимать фильм о женщине-снайпере наших дней, тоже украинке. Ее фамилия Савченко. Она расстреливала тех, кто стоял на защите своей родной земли, своего народа. Методично вела корректировку огня. Ополченцам удалось захватить ее в плен, переправить для суда в Россию. Показали эту женщину по телевизору. Мрачное, злое лицо, темная какая-то сила. Презрительная ухмылка. Сказала, что выполняла свой воинский долг. До этой позорной войны, развязанной Киевом, воевала в армии натовских сил на Ближнем Востоке.

Типичный «солдат удачи»! Воюет ради того, чтобы воевать — неважно, с кем и за что. Лишь бы хорошо платили.

Если нет понимания того, что же является истинными ценностями, которые надо защищать, за которые надо сражаться, не жалея самой жизни, легко стать снайпером Савченко.

И тогда твои глаза закроет слепота духовная.

Но если есть твердо выработанное мировоззрение, осознание причастности к таким понятиям, как любовь к Родине, защита добра, справедливости, понимаемые с христианских позиций, тогда станешь снайпером Людмилой Павличенко, которая билась с фашизмом и имела право заявлять заокеанским демократам, что они «прячутся за ее спиной».

Да, она вряд ли была воцерковленной, глубоко верующей женщиной. Но она была в тысячу раз ближе к Богу, чем господин Порошенко, стоящий в храме с зажженной свечкой в одной руке, а другой рукой подписываюший приказы уничтожать города и села Донбасса, Луганска.

Шахтеры! Для всех нас, которые жили в стране, раскинувшейся от Мурманска и до Кушки, от Калининграда и до Владивостока, их олицетворением были герои фильма режиссера Леонида Лукова «Большая жизнь» — могучий Харитон Балун, сыгранный Борисом Андреевым, и его веселый друг Ваня Курский, образ которого буквально слился с актером Петром Алейниковым.

И сегодня, стоит только увидеть их на фото или в кино, которое все же иногда показывают по телеканалу «Культура», сразу всплывают в памяти эти замечательные персонажи, которые пили, гуляли, порой скандалили, как Харитон, намертво влюбленный в девушку Соню и от дурацкой ревности чуть не разгромивший девичье общежитие.

Но вот вся шахта принялась стыдить парней на собрании. И понял Харитон, что глупо тратит свою богатырскую силушку. А гулящего Ваню Курского захотел соблазнить деньгами и выпивкой тайный враг. И Ваня кинулся за вражиной, убил бы его, если бы не вмешались стражи порядка.

Ваня тоже понял, как и его друг, что удаль и жизнь свою надо отдать чему-то стоящему, чему-то хорошему.

И это славное, нужное людям и Родине дело не пришлось долго искать — взялись за ударный труд шахтеры, решили показать себя в деле, которое стало смыслом их жизни.

Напомню проникновенную песню из этого фильма, написанную композитором Никитой Богословским и поэтами Алексеем Фатьяновым и Владимиром Агатовым:

Спят курганы темные,

Солнцем опаленные

И дальше:

Дни работы жаркие,

На бои похожие,

В жизни парня сделали

Поворот крутой.

На работу славную,

На дела хорошие

Вышел в степь донецкую

Парень молодой.

После трудовой победы их встречает народ, и они радостно улыбаются — могучий Харитон и обаятельнейший Ваня Курский, которых полюбила, как родных, вся великая страна.

Они идут, и звучит шахтерский марш, хотя бы один куплет из которого хочу сегодня привести:

И в мирный час, и в боевое время

Своя страна шахтерам дорога,

Пойдет вперед стахановское племя,

Пойдет вперед громить в бою врага!

И вот таких-то людей сегодня хотят заставить отказаться от родного языка, своего уклада жизни, своего любимого, пусть и опасного и тяжелого труда? Хотят, чтобы они работали не на себя, не на благо своей Родины, а на манипуляторов с тугими кошельками, набитыми деньгами, которые лежат в иностранных банках?

В молодости мне посчастливилось недолго быть товарищем замечательного поэта Николая Анциферова — он рано ушел из жизни. Его лучшие стихи — как раз о родном Донбассе. Это ему, шахтеру, принадлежат чудесные, незабываемые строки:

Я работаю, как вельможа,

Я работаю только лёжа

Мы познакомились, когда он был заведующим отделом поэзии журнала «Москва». Помню, шли летним днем по Арбату, еще с одним поэтом, москвичом. Я тогда приехал на стажировку в «Комсомольскую правду», отдал свои первые рассказы в журнал по совету поэта из «Комсомолки» как раз через Николая Анциферова. Он рассказы мои прочел и рекомендовал их редактору. И мы как-то сразу понравились друг другу. Вот тогда я впервые, а потом и побывав в Донецке, узнал, что такое шахтерский труд, каков шахтерский характер.

И запомнились навсегда строки стихов Николая Анциферова — с народной простотой и лукавинкой, вроде бы такие простые, но по-народному мудрые:

Не найти работенки краше,

Не для каждого эта честь.

Это — только в забое нашем:

Только лёжа — ни встать, ни сесть.

Это Макеевка, родная Колина сторона… Которую сегодня обстреливают из тяжелых орудий…

Дожил бы Николай до наших дней, уверен, поехал бы в Донецк, вступил бы добровольцем в народное ополчение. Поэты народ горячий!

Последний раз мне довелось побывать в Киеве три года назад, на кинофестивале Православного кино «Покров». Радушная, дружеская встреча была между кинематографистами теперь независимых стран, а прежде союзных республик. Мог ли тогда кто-то из нас подумать, когда вместе шли к дому-музею Михаила Булгакова на Андреевском спуске, что экранизацию его великого романа «Белая гвардия», добротную, при всех ее неизбежных минусах, запретят в Киеве? Ведь даже Иосиф Сталин, которого «просвещенные интеллигенты» на Украине то и дело по разным поводам поминают, посещал спектакль «Дни Турбиных» (та же «Белая гвардия», только на сцене) во МХАТе четыре, или пять, или даже шесть раз! Разные есть свидетельства, но все мемуаристы в один голос говорят: «Дни Турбиных» Сталин видел многократно.

Что же вы, господин Нищук, выходит, цензор более жесткий, чем Сталин? Ведь даже он, ярый враг белогвардейцев, понимал, насколько замечателен роман и пьеса по «Белой гвардии» Михаила Афанасьевича Булгакова.

Могут возразить: а как же быть при диктаторском режиме, пришедшем к власти на сегодняшней Украине, в какие бы демократические одежды он ни рядился?

Ответ давно известен.

Не принимай участия в злодеяниях, в мучительстве своего народа.

Не хочешь жить в России, как решили для себя десятки тысяч беженцев Донбасса, Луганска, вынужденные бежать от бомбежек их мирных домов, так найди (пусть на время) другую страну, где бы мог жить в ладу со своей совестью.

Ибо совесть — это глас Божий в душе каждого человека.

Она ведь от рождения Христианка и рано или поздно проснется и возопит: «Не убий!»

И тогда спадет с твоих глаз духовная слепота.

Поступи так, как благоверные князья Борис и Глеб, которые могли взойти на Киевский престол после смерти своего отца, святого Владимира, ибо на их стороне были и войско, и любовь киевлян. Они дали себя зарезать, но не допустили братоубийственной войны. Уступили престол Святополку, которого народ окрестил Окаянным за то, что он предательски расправился со своими братьями.

Так и благоверный князь Игорь Черниговский, в подражание Борису и Глебу, предпочел смерть предательству и междоусобице. И потому также прославлен в лике святых.

Всегда есть возможность не стать врагом собственного народа.

Но прежде надо проснуться, открыть глаза, увидеть весь тот ужас, который так тщательно скрывают от народа киевские власти, окончательно погрязшие во лжи. А их покровители и за океаном, и в послушной им Европе только делают вид, что ничего не знают про разрушение городов, сел юго-востока Украины. Лицемерят совершенно спокойно, будто речь идет не об убийстве мирного населения, а о какой-то компьютерной игре или фильме про «далекую страну», вроде Ирака или Сирии. Пусть потом все прояснится, думают они, пусть убийцы будут названы убийцами, а праведники праведниками. Но сегодня-то мы завоюем новые территории, новые рынки сбыта, новые залежи полезных ископаемых, которые достанутся нам, а не каким-то отсталым народам, которые не понимают, что такое истинная свобода и демократия.

Но тщетны попытки успокоения, какими бы хитроумными они ни были. Философия людей, привыкших жить в комфорте и загребать жар чужими руками, так и остается философией разбойников.

Дом Булгакова рядом с Софийской площадью, которая, слава Богу, не загажена и не окровавлена, как Майдан.

Величаво высится конный памятник Богдану Хмельницкому.

В правой руке он держит гетманскую булаву, простирая её в сторону Москвы. После перестановки памятника не совсем так получилось визуально, но именно так осталось по своему духовному смыслу.

Ведь первоначальная надпись на памятнике гласила: «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия».

В 1919 и 1924 годах надпись была заменена: «Богдан Хмельницкий. 1888».

Но и сегодня Богдан зовет, как и перед Переяславской Радой, к объединению с Россией, с Москвой, со своими братьями и сестрами, у которых едина кровь, едина судьба, едина Вера Православная.

Напомню, что памятник Богдану Хмельницкому был установлен в дни празднования 900-летия Крещения Руси и стал символом Киева, да и всей Украины. Мы все: русские, украинцы, белорусы — крещены в одной днепровской купели.

А на «майдане Незалежности», или просто Майдане, как теперь эту площадь называют во всем мире, я бы предложил установить другой памятник. В бронзе и камне изобразить, как израненного мальчонку вытаскивают из-под железобетонных глыб защитники Отечества, защитники веры Православной — спасая от гибели не только мальчишку по имени Богдан, но и израненную, окровавленную Украину.

Алексей Солоницын 
писатель, киносценарист.

Август 2014 года.

1225
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
10
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru