Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Взгляд

Зарубки на память

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Государственной академии Славянской культуры Владимир Мельник.

Своими размышлениями делится доктор филологических наук, профессор Государственной академии Славянской культуры Владимир Мельник


И дело, и молитва

В марте 1803 года в Саровской пустыни случился пожар. Загорелась крыша братской трапезной. Прежде всех на пожаре оказались саровские старцы, уединенные молитвенники. Летопись монастыря свидетельствует: «При погашении сего были и пустынники отец Серафим (будущий Преподобный Серафим Саровский — В.М.), отец Дорофей и отец Мефодий, кои, услыша в пустыни необыкновенной звон, скорейше поспешили на пожар. Отец Серафим во время пожара с молитвою осенял крестом своим, носящим на себе, горящее здание, отец Дорофей гасил пламя, а отец Мефодий, вышед вне пустыни на малое расстояние, стоя на коленях, молил Бога, дабы огнь погас и обитель избавилась от беды».

Пожар был потушен. Но каковы старцы? Действовали и крестом, и молитвой, и лопатой.

Расстрелянная икона

На Варварке, возле Кремля, множество старинных храмов. И среди них — храм св. великомученика Георгия Победоносца. Любопытно, что в храм нужно не подняться, а спуститься по ступеням. Открылся он сравнительно недавно — в 2005 году. Прогуливаясь по Варварке, заглянул я в этот замечательный храм. Как магнитом, притянула мой взор необычная икона Казанской Божией Матери. Я и сам сначала не понял, почему я потянулся к этой иконе. Может быть, потому, что она была выполнена в очень ярких красках? Или потому, что она была огромной по размерам, обрамлена цветами, увешана золотыми и серебряными украшениями?

Я подошел к образу Пресвятой Богородицы и стал молиться, а сам не мог отвести взгляда от Ее Пречистого Лика. Он напоминал лицо русской крестьянки, рязанской молодой женщины, на глаза которой навернулась легкая слеза. Она смотрела с иконы очень по-русски. Но что-то еще было необычное, и я продолжал вглядываться. И вдруг пронзило: так ведь икона же расстрелянная! Чья-то рука поднялась на Богородицу и Ее Превечного Сына!

Десять пуль было выпущено в изображение Пресвятой Богородицы и Младенца-Христа! Целились в Лик Пречистой, но ни одна пуля не попала в Лик. Зияющие раны как будто напоминали о той нечеловеческой ненависти, которую питали во все времена к Христу и Его Пречистой Матери враги Христианства. Чего боятся и трепещут они, отчего так ненавидят? Когда-то распяли Христа, и до сих пор пытаются стереть самую память о Нем! Стреляют из пистолета в Его изображение! До сих пор не дают покоя гонителям высказанные Им мысли и показанный Им пример: живи не телом, а духом, живи не сегодняшним только днем, но Вечностью, люби других, а не только себя. Человек любого мировоззрения или религии, если у него просто есть совесть, должен признаться, что выше идеалов Христа человечество не имеет. За что же стрелять? Поднимают руку на эти идеалы, на Христа, на Его изображение, независимо от религиозной принадлежности, те, кто хочет жить для себя, для своего тела — и кому очень неуютно под пронзающим Его взором.

Дежурная по храму девушка рассказала мне, что в 2005 году икона была пожертвована в храм неизвестными людьми — в честь открытия храма. Эксперты, осмотревшие икону, определили по диаметру пуль, что стреляли в нее из командирского нагана. Такие наганы выдавали в 1930-е годы. И самое важное было то, что пули, попавшие в доску иконы, прошили ее насквозь. А те пули, которые угодили в образ Богородицы — Ее тело, в ручку Младенца Христа, наружу не вышли.

Из храма я не смог уйти просто так: купил фотографическую миниатюру с этой иконы. И хотя образов Казанской Божией Матери в доме уже несколько, я поставил в святом углу еще один. Теперь, когда я молюсь перед этой иконой, хорошо чувствую, глядя на следы пуль, что Христос пострадал за нас не только на Кресте во времена Понтия Пилата. Пока Он будет призывать всех нас, больных духом и телом, в Свое Царство, будет раздаваться снова и снова крик: «Распни, распни Его!».

Он и Его Пречистая Матерь будут страдать за нас всегда — до скончания века, пока будут бороться в нас Дух и плоть.

4 февраля 2012 г.

Социальное служение и милосердие

На Западе не в пример нам отлично развиты социальные институты. Опыт Запада показывает: чем меньше сердца, сострадания, милосердия, тем больше «социального служения». Сегодня мы как-то прямолинейно и неуклюже пытаемся надеть эту чужую шапку на себя. Но при этом теряем свое главное сокровище: отеческое и братское милосердие. На правильном ли мы пути? А между тем диагноз поставлен еще в XIX веке, в книгах Достоевского, Салтыкова-Щедрина и других. Особенно ясно высказался писатель Иван Гончаров, который, попав в Англию, русским глазом взглянул на европейскую гуманность. В книге «Фрегат “Паллада”» он писал:
«Кажется, честность, справедливость, сострадание добываются как каменный уголь, так что в статистических таблицах можно, рядом с итогом стальных вещей, бумажных тканей, показывать, что вот таким-то законом для той провинции или колонии добыто столько-то правосудия или для такого дела подбавлено в общественную массу материала для выработки тишины, смягчения нравов и т. п. Эти добродетели приложены там, где их нужно, и вертятся, как колеса, оттого они лишены теплоты и прелести. На лицах, на движениях, поступках резко написано практическое сознание о добре и зле, как неизбежная обязанность, а не как жизнь, наслаждение. Добродетель лишена своих лучей; она принадлежит обществу, нации, а не человеку, не сердцу».

Да, хорошо, когда священник еще и социальный служитель, и успешный менеджер. Но важнее всего, чтобы остался он пастырем, отцом, батюшкой.

«Я вас услышу… »

Говорят, что не надо просить у Бога ничего другого, кроме того, что просил Иисус Христос в молитве «Отче наш». Это так и не так. Об этом, нисходя к нашим немощам и часто совсем не богатырскому духу, говорит Сама Божия Матерь. Пресвятая Богородица одна, а Её изображений иконописных много. Отчего? И отчего Она является на всяком месте (Казанская, Владимирская, Тихвинская и др.) ? Оттого, что Она всегда, во всякой нужде («Целительница», «Скоропослушница», «Споручница грешных», «Помощница в родах», «Умягчение злых сердец»), на всяком месте — с нами. Это Её главное дело — быть с нами. Сильный духом мыслитель-славянофил Алексей Степанович Хомяков не просил даже о здоровье своем — на то он и богатырь. Это путь для самых зрелых. В иконописи единичны изображения Бога-Отца. Господа Иисуса Христа, ходившего среди нас по земле, изображают на Тайной Вечери, при крещении в Иордане и еще в нескольких сюжетах. Есть Спас в Силах, есть Младенец Еммануил… Зато Божья Матерь почитается во множестве образов. Она и Сама напоминает о Себе явлениями среди нас. К Ней не стыдно и нужно припадать во всякой нужде, во всякой скорби. А далее — целый сонм святых. Они вышли из нашей среды, многие в начале пути были грешниками, знают борьбу со страстями, свойственными всем людям. Здесь безконечное множество оттенков жизни. Оттого у нас есть свои любимые святые и покровители. Как же нам к ним не обращаться за помощью? Ведь они уже прошли тот путь, которым пытаемся идти мы. Преподобный Серафим, блаженная Матрона и многие другие до своей праведной кончины говорили окружающим: «Приходите ко мне на могилку со своими нуждами и просьбами. Я вас услышу».

Владимир Мельник г. Москва.

Дата: 16 сентября 2013
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
3
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru