Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Молящиеся в скалах

На земле древней Тавриды Бога славят в каменных пещерах.


На земле древней Тавриды Бога славят в каменных пещерах
В восьми километрах от Севастополя, на берегу реки Черной, находится самое загадочное место Крыма — Инкерманский Свято-Климентовский монастырь. Эта древнейшая святыня Христианства находится в громадной скале, расположенной на высоте сорок метров над уровнем моря. В каменных пещерах, высеченных много веков назад, и сегодня можно встретить бородатых черноризцев, отрекшихся от мира сего…

В пещерной келии
Потемневшие скалы, живые памятники древней Тавриды, ежегодно притягивают к себе сотни и тысячи туристов. Отсюда хорошо просматривается вся Севастопольская бухта, опоясанная скалистыми берегами.
В синеве крымских гор виднеется долина, на каменных «балконах» которой стоит монастырь. Вход в него расположен в нижней части скалы (в средневековье там было не менее трех входов). С правой стороны коридора-тоннеля вырублены небольшие окна и балконные двери, с левой — три пещерные церкви: святого Мартина Исповедника, святого Апостола Андрея Первозванного и священномученика Климента. За дверными проемами — небольшой уступчик, резко обрывающийся вниз, к железнодорожному полотну. На такой высоте у паломников может закружиться голова. Того и гляди свалишься вниз, так и не успев надышаться свежим воздухом.
На крутой лестнице, ведущей в верхнюю часть храма, можно увидеть гробницы с человеческими останками. Здесь хранится около сорока мощей святых угодников. Некоторые из них до сих пор мироточат и исцеляют больных. По скалам рассеяны скромные жилища отшельников — пещерные келии. Паломников туда, как правило, не пускают. Возможно, это вызвано мрачными воспоминаниями монахов о событиях 13 сентября 1996 года, во время которых трагически погибли иеромонах Агапит и Архимандрит Августин. Кто поднял руку на служителей Божиих, до сих пор неизвестно. Их похоронили в монастырском дворике у подножия скалы. С тех пор многие отшельники стараются быть более бдительными при встречах с мирянами. На вопросы о жизни и быте монастыря они отвечают весьма сдержанно и кратко.
— У нас очень жесткий режим. Достаточно сказать, что устав армейский взят с устава монастырского, — говорит иеромонах Вениамин. — Живем в пещере, греемся от пристроенной печки. Страдаем от сырости, что может пагубно сказаться на здоровье. В таких условиях стараемся искоренить свои немощи и страсти. Каждый отшельник имеет возможность уединиться, но полностью связь с внешним миром не прекращает. Миряне приходят к нам на исповедь, за советом и духовной поддержкой. Здесь более строгие Богослужения и особая благодать, исходящая от икон и частиц мощей святых угодников: Апостола Андрея Первозванного, Преподобного Сергия Радонежского, равноапостольной Марии Магдалины…

Храм под водой
По словам монахов, самым старым храмом Свято-Климентовского монастыря является церковь Андрея Первозванного, вырубленная римским Епископом Климентом, учеником Апостола Петра. Она небольшая по размеру, с низким горизонтальным потолком.
Каменный алтарь отделен от храма сплошной скальной перегородкой с царскими вратами посредине и двумя маленькими окошками. Судя по всему, возле правого окна исповедовали (и, наверное, исповедуют сейчас) кающихся: там до сих пор сохранилось каменное седалище для священника. Стены, свод и престол в алтаре, примыкающий, как и принято, к восточной стене, тоже мастерски вытесаны из камня. Вероятно, этому искусству святой Климент обучился «благодаря» римскому императору Траяну, который отправлял Христиан на каторжный труд в каменоломнях Херсонеса. Почти две тысячи лет назад находясь здесь в положении раба, Римский Папа Климент и в ссылке действовал как Архиерей. За семь лет ссылки он построил семьдесят пять церквей и обратил в Христианство множество народа: ежедневно крестил около пятисот человек. Толпы язычников потянулись к Богу после того, как по молитве святого Климента узники утолили жажду из источника, внезапно появившегося прямо у подножия каменной стены. Это предание подтверждают и современные археологи: между двух скал инкерманских каменоломен они с удивлением обнаружили колодезь с вкусной и чистой водой. После свершения такого чуда разгневанный Траян приказал утопить Епископа в море, повесив на его шею тяжелый якорь.
Во время раскопок в XIX веке на маленьком островке в Казачьей бухте (Севастополь) обнаружили небольшой островок, отделенный от морского берега узким перешейком (сейчас он засыпан слоем грунта). Внутри квадратной каменной ограды была маленькая часовня с нижним ярусом. Именно в ней, по мнению ученых Айналова и Бертье-Делагарда, долгое время покоились мощи святого. Археологи также были вынуждены согласиться с преданием о том, что по молитвам двух учеников святого Климента — Корнилия и Фива — море отступало и открывало доступ к нетленным мощам в подводной церкви, которую назвали Ангельской: говорят, ее воздвигли руками… Ангелов. По свидетельству современников, там происходило немало исцелений и других чудес.
До наших дней сохранилось предание об одном отроке, затерявшемся во время паломничества к подводной церкви. Его смогли увидеть только через год, когда море снова открыло раку с мощами святого Климента. По свидетельству мальчика, все это время он провел со старцем, который и кормил, и утешал его. Родители с радостью забрали сына домой, а весь народ прославил Бога за свершившееся чудо спасения ребенка.
В VI веке о «подводных» мощах святого Климента писал архидиакон Феодосий: «В день его памяти весь народ и священники садятся в ладьи, и когда приплывают туда, море высушивает шесть миль, и на месте, где находится гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служится там Литургия, и Господь совершает много чудес». Со временем, по сообщению некоего Анастасия Библиотекаря, море перестало показывать свой храм из-за насмешек жителей Херсонеса, пораженных неверием и ересью иконоборчества.
И только в 861 году после усердных молитв равноапостольных Кирилла и Мефодия мощи святого вновь были обретены. Одну часть из них отправили в Рим, другую почти через сто лет Князь Владимир доставил в Киев. Народ воспринял это событие как непосредственное участие Римского Епископа в крещении Руси.
Приклониться к мощам святого Климента можно и сегодня: его честная глава находится в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

«Хощу зде учинити Русь»
Во времена Золотой Орды мощи святых Инкерманского монастыря оказались в руках захватчиков. Вот как это описал очевидец Василий Хромой: «В недавних годах собрались татары, и взяли мощи из гробницы, и отнесли от того городка в степь верст на пять, и закопали в землю глубоко… Наутро мощи обрелись в гробнице. Татары, опять покусясь, отнесли их в ту же яму, но утром они снова обрелись в гробнице. В третий день с великою яростью пришли в церковь окаянные агаряне, рыкая, как львы: думали, что Христиане переносят мощи. И, оцепивши за ноги веревкою, потащили мощи на прежнее место в степь, бросили в ту же яму, наложили сверху тяжелое каменье, поставили сторожей и отошли. И наутро мощи обрелись в своей гробнице. Один татарин, исполненный яростью, пришел в Церковь и, взявши мощи из гробницы, сбросил их в красное окно на землю — а паперть от земли сажен в пятьдесят… И дал Бог отмщение рабу Своему: в то время как скверный татарин, ругаясь мощам, свершил злое дело, в дому его невидимою силою побило громом все: жену, и детей, и скот… С тех пор татары не смеют ходить в ту церковь…»
В 1634 году посол московского Царя Михаила Федоровича священник Иаков Лызлов, приехавший в Крым, был потрясен чудом, свершившимся на его глазах. Тайно зайдя в Инкерманский монастырь, он вынул мощи из гробницы и вытер с них пыль. После теплой воды «те мощи покраснели, как у живого человека». Перед возвращением на родину отец Иаков поставил гроб с нетленными мощами на повозку и замаскировал его камнями. Но потом был вынужден вернуть святыню на прежнее место. Говорят, во сне ему явился святой (образ которого находился слева от гробницы) и строго-настрого запретил увозить из Крыма свои останки: «Мните мя, о друзи, взяти мощи моя на Русь, а аз убо хощу по-прежнему зде учинити Русь. А имя ми и память моя бывает в Симеонов день». Как оказалось, это был святой Симеон. Впоследствии его слова начертали на камне, заложенном в арку крепостных ворот на плато Монастырской скалы.
Когда Крым присоединили к России, в Инкерманском монастыре побывала Императрица Екатерина II. По высочайшему повелению Императрицы и ходатайству Архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия Священный Синод выдал разрешение на возобновление и освящение Инкерманской киновии во имя священномученика Климента. В 1867 году Император Александр II подарил Свято-Климентовскому монастырю 256 десятин земли и большой участок леса возле деревни Ай-Тодор.
После прихода большевиков к власти монастырь был надолго закрыт и запущен. Последними насельниками киновии были всего четыре человека: настоятель Архимандрит Венедикт, отец Прокопий и два восьмидесятипятилетних старца — отец Герман и отец Митрофан. После того как все монастырское имущество передали Севастопольскому музейному объединению, «ценители искусства» устроили там музейную выставку. Но вскоре ее пришлось закрыть: экспонаты начали портиться от сырости… В годы Великой Отечественной войны в монастырских стенах размещался штаб 25-й ордена Ленина Краснознаменной имени Чапаева стрелковой дивизии. Об этом свидетельствуют и мемориальная доска, и памятник на братской могиле воинов, и… следы от пуль на мощах святых угодников.
Возрождение Инкерманского монастыря произошло сравнительно недавно: первые послушники постриглись в монахи только в 1991 году. С тех пор строгий молитвенный дух соседствует здесь с суетой мира сего. В мягкой известняковой скале прорублен узкий и длинный тоннель, по которому ездят машины. В метрах двадцати от скальных стен монастыря проносятся пассажирские поезда. А за строительным инвентарем и кран-балкой виднеется башня византийской крепости Каламита, воздвигнутой для защиты торговых путей из степной части Крыма в Херсонес.
Некогда эти руины были прекрасной обителью, где кипела жизнь, процветало земледелие, плодоносили монастырские сады и виноградники… И сегодня здесь вместе с кротким величием природы чувствуется грозное могущество прошлого. Когда смотришь на скальный монастырь, охватывает трепетное благоговение перед Всевышним. В такие минуты хочется забыть всю житейскую суету и молиться, молиться, молиться…

Наша справка: Инкерманский Свято-Климентовский монастырь основан предположительно в VIII-IX вв., достраивался в XIV-XV вв. Согласно церковному преданию, отдельные крипты были вырублены в скале в первые века Христианства. В 98 году сюда на каторжные работы в каменоломне был сослан и проповедовал священномученик Климент, Папа Римский, ученик Апостола Петра. После революции, 15 декабря 1931 г., были закрыты пещерные храмы, а их имущество передано Севастопольскому музейному объединению. Еще в 70-х годах в бывшей монастырской гостинице жили люди, а над неохраняемой и оскверненной обителью глумились воинствующие атеисты. Так, пещерный храм во имя святого Климента лишился украшавших его колонн по прихоти заезжих киношников. В 1991 г. трудами Архимандрита Августина Инкерманский монастырь был возрожден. Сейчас восстанавливается храм во имя Святой Троицы. В пещерном храме во имя святого Климента хранится частица мощей от его честной главы, переданной в монастырь по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и вcея Украины.

Валентин Ковальский
г. Киев.
02.12.2005
1025
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru