Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Итак, выход – Христос»

Книги о наболевшем. Доктор филологии Владимир Мельник рассказывает о книгах иеромонаха Макария (Маркиша).

См. также

Книги о наболевшем.
Доктор филологии Владимир Мельник рассказывает о книгах иеромонаха Макария (Маркиша).

Для справки: иеромонах Макарий (Маркиш) — неутомимый миссионер. Он выступает на радио, печатается в журнале «Фома», ведет свой Живой Журнал в интернете. Книга иеромонаха Макария (Маркиша) «Псевдоправославие. Вопросы и ответы» и другие его книги в этом жанре — заметное и отрадное явление в нашей сегодняшней Православной литературе. Казалось бы, жанр этой книги далеко не нов: «Опять вопросы и ответы». Но я, будучи наслышан о батюшке Макарии, с удовольствием взял книгу в руки, а прочитав, понял, как много изменилось в нашей церковной жизни за последние десять лет. Прежде всего, изменились мы сами, читатели, изменились и священники, отвечающие на наши вопросы. Конечно, не станем абсолютизировать, но просто отметим некоторую тенденцию: ранее книги типа «Вопросы к батюшке» писались все-таки с позиций не только священнического авторитета, но порою и авторитаризма. И мы, едва войдя в Церковь и слегка растерявшись от новизны, именно искали простых и однозначных ответов от батюшек. Да и вопросы наши первое время были таковы, что на них легко можно было ответить однозначно и просто: просфору надо есть только натощак, на поминках пить водку не желательно, от этого покойнику только вред, и прочее. В книге иеромонаха Макария, естественно, есть и такого рода вопросы: «Со стены упала икона. Что это значит?», «Нашла крестик и по незнанию подняла его. Что делать?», «Можно ли праздновать Новый Год?» и пр. Но таких вопросов в книге единицы. Батюшка понимает, что теперь, когда воцерковившийся народ освоил азы церковного благочестия, когда люди стали понимать, что Христианство — это не набор запретов или установлений, а безконечное и непростое примеривание Евангельских наставлений к повседневной жизни, стали возникать куда более сложные вопросы. На эти вопросы и отвечать сложнее, и ответы на них далеко не всегда однозначны. Сегодня уже ясно, что простых решений жизненных вопросов в духе Евангелия не так много: надо ко всему подходить со здравым смыслом, с чувством реальности и меры, с учетом сильных и слабых сторон каждого конкретного человека. И далеко не каждый батюшка сможет дать правильный ответ: здесь нужен священник «рассуждающий», а желательно и знающий духовный опыт и душевные силы вопрошающего. Вот вопросы: «Что значит сохранить достоинство? Является ли чувство собственного достоинства замаскированной гордыней?», «Позволительно ли священнику заниматься бизнесом?», «Не знаю, как отличить подлинную заботу о ближнем от суеты, пустых хлопот, которые вредят душевному и телесному здоровью» и пр. Отец Макарий отвечает на такие вопросы, приглашая людей прежде всего научиться думать самим, научиться привносить Евангелие в свою ежедневную жизнь. Это главное в книге. Многим и многим людям ответы отца Макария помогут ясно осмыслить свою жизнь в свете учения Христа, помогут избавиться от стереотипов «околоцерковного» мышления, приобрести навык самостоятельно смотреть на повседневную жизнь, с ее сбивающими с толку мелочами, в евангельском свете.

Батюшка Макарий хорошо понимает, что наш церковный народ имеет одно прекрасное свойство: всегда и во всем апеллировать к сердцу, к умилительному чувству. Это всегда отличало Православных, в особенности в России. И это прекрасно. А как же рассуждение? Контроль ума над чувством? Это ведь тоже непререкаемый опыт и учение Святых Отцов Церкви. С этим у нас, надо признать, не так хорошо. И вот в книге есть такой вопрос к отцу Макарию: «Почему Вы столь высоко ставите разум и образованность? Не напрасно ведь говорят про горе от ума…». Не стану приводить весь ответ, только некоторые строки: «Да, горе от ума бывает, но если поглядеть вокруг, то горе от глупости обнаружим в тысячу раз чаще и последствия его гораздо трагичнее». На многие вопросы батюшка отвечает нам, опираясь не только на свою духовную интуицию, но и на твердое знание, обращаясь к мнению различных (но отобранных по духовным критериям) специалистов своего дела. Новая особенность в «Ответах и вопросах», и особенность замечательная! Зачем придумывать велосипед? Зачем священнику отвечать на вопросы, чем лечить онкологические заболевания? Даже тем доверчивым, простодушно верующим людям, которые знают твердо и твердо верят: «По вере вашей да будет вам». Батюшка проявляет разумную осторожность в подобных вопросах. Но не уклоняется от ответов. Например, среди врачей бывает полный разброд в том или ином вопросе. Кому верить? Вот тут-то и нужно духовное чутье священника, чтобы увидеть, где нарочитая ложь, сбивающая с толку и отправляющая в аптеку за дорогими лекарствами, а где — забота о ближнем.

Но не всё к рассудку, к сложности, к умению мыслить призывает батюшка. Найдутся и обратные примеры. В книге иеромонаха Макария есть такие прямые и острые ответы, которые не всем могут понравиться. Некоторые могут даже шокировать. Но виноват ли в этом батюшка? Приведу пример.

«В одном храме я подала записки о поминовении живых и усопших членов своей семьи. Мне сказали «Платите 650 рублей», — а у меня нет таких денег. Как надо поступать в таких случаях?

— Очень просто: прямо по Евангелию (Мф. 21, 13) скажите: «Вычеркните имена, которые вы записали. Я шла в Православный храм — дом молитвы, а попала, к сожалению, наверное, не по адресу». Если будем так поступать, эта болезнь быстро исчезнет».

Или: «Можно ли брать плату за совершение соборования?

— Взимание платы за совершение Таинств, за молитву (в отличие от добровольных пожертвований) — искажение церковного порядка. Святейший Патриарх Алексий напоминал, что о платах за требы все уже сказано. Христос изгнал торговцев из храма бичом (Ин. 2, 13-16)».

Да, разумеется, должны быть добровольные пожертвования. Ведь надо же священнику и налоги платить, и храм ремонтировать, и у него ведь тоже есть семья. С этим никто не спорит. Но тогда сколько нужно на духовной ниве трудиться священнику, чтобы все эти вопросы решить без фиксированной платы за совершение треб, церковных таинств, среди которых и соборование. Тут не закроешь храм после службы и не пойдешь домой, а будешь еще долго вести беседы со своей паствой, умножая с каждым днем число пасомых. Тогда надо будет вспомнить дореволюционный опыт: что считалось приходом и какова должна быть приходская жизнь. Для многих проще вывесить ценник на требы. А что в итоге? Не будет ли отец Макарий в числе немногих, кто предупреждает о гибельных последствиях «легкой жизни» в церкви? Ведь один раз мы на эти грабли уже наступали. Не дай Боже повторить страшный опыт. Не легче ли вовремя услышать таких вопиющих к нам в уши батюшек, как отец Макарий?

Книга отца Макария учит думать. А думает каждый по-своему: и я не всегда и не во всем соглашусь с батюшкой. Тем более, что от некоторых важных вопросов он предпочел, по сути, уклониться (это вопросы, связанные с глобализацией, экуменизмом). Но главное поймет каждый: в каждой отдельной ситуации нужно искать чувство меры — между безценным даром умиления и спасительным рассудком, между детской верой и здравым смыслом. Спасибо батюшке за хорошие и нужные книги!

Владимир Мельник,

доктор филологических наук, профессор Государственной академии славянских культур, г. Москва.

Поздравляем!

Мы поздравляем с юбилеем нашего автора, который уже около 15 лет сотрудничает с «Благовестом». Этой осенью Владимиру Ивановичу Мельнику исполнилось 60 лет. Круглая дата застала его в хорошей форме — в этом году он издал целых семь (!) книг литературоведческого и богословского характера. О некоторых из них мы уже писали («Хронология жизни Преподобного Серафима Саровского», «Зарубки на память»), другие книги тоже пользуются популярностью у Православных читателей. Например, не залеживается на прилавках церковных лавок его фундаментальный труд «Николай Мотовилов: под кровом Преподобного Серафима». А в планах у нашего давнего друга и соратника — новая книга. Посвящена она еще одному «птенцу гнезда Серафимова», Михаилу Васильевичу Мантурову и его сестре монахине Елене (Мантуровой), прославленной в лике преподобных дивеевских.
Дорогой Владимир Иванович! Многая и благая лета! Новых книг, новых успехов!

Редакция.

891
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru