Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

Будет ли в столице Царский храм?

Интервью с директором Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Государыни Марии Владимировны Александром Николаевичем Закатовым.

Жители Войковского района столицы встречают цветами священника на месте, где строится храм в честь Царственных Страстотерпцев.

Интервью с директором Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Государыни Марии Владимировны Александром Николаевичем Закатовым.

Первый в столице храм в честь святых Царственных Страстотерпцев должен быть построен в Войковском районе. Но его проект подвергается ожесточенным информационным атакам со стороны антиклерикалов и ультра-коммунистических группировок. Уже 12 лет прошло после канонизации Царской Семьи, но враждебные Русскому Царю и традиционной России силы все не унимаются. Вот что сказал об этом интернет-порталу «Религия и СМИ» директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Великой Княгини Марии Владимировны Александр Николаевич Закатов.

— Будущий храм на Войковской — это первый Царский храм в Москве. Почему, на ваш взгляд, до сих пор нет ни одного Царского храма в Москве?

— Я не стал бы использовать словосочетание «Царский храм». Царскими можно называть дворцовые домовые храмы или церкви, построенные для всеобщего посещения, но на личные средства того или иного монарха. Если же храм строится в честь того или иного прославленного в лике святых Государя, то это храм народный, построенный в честь святого Царя. В Москве есть ряд храмов, освященных в честь святых монархов — святого Владимира Равноапостольного, святого благоверного Великого князя Александра Невского, святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, святого благоверного Великого князя Димитрия Донского. Есть Данилов монастырь, носящий имя святого благоверного князя Даниила Московского. Есть домовый храм святой преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Но храмов во имя святых Царственных Страстотерпцев в Москве пока нет. Хотя их почитание распространено весьма широко и в каждом храме есть их иконы. По моему мнению, не стоит делать из строительства храмов святым Царственным Страстотерпцам что-то экстраординарное. Они такие же святые, как и другие прославленные Церковью подвижники, мученики и праведники, и сооружение храмов в их честь — дело абсолютно естественное и традиционное. Строительство таких храмов должно быть инициировано самими верующими и благословлено Священноначалием Русской Православной Церкви.

— В следующем году будет празднование 400-летия Дома Романовых. Можно ли считать храм в 6-м Новоподмосковном хорошим памятником Династии?

— Храм в 6-м Новоподмосковном переулке это, прежде всего, не памятник династии, а памятник сотням Новомучеников и Исповедников Российских, и еще большему числу погубленных соотечественников, которые не могут быть канонизированы, но память о которых тоже свята. Царственные Страстотерпцы и их верные служители, казненные в подвале Ипатьевского дома, — это символ всех жертв богоборческого тоталитарного режима. Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II очень точно сказал: «Расстрел Царской семьи — это начало репрессий и страшного террора над всем народом России».

— Войковский район до сих пор носит позорное название в «честь» одного из убийц Царской семьи. Насколько символично строительство храма в этом районе? Возможно, стоит переименовать этот район?

— Великая Княгиня Мария Владимировна призывает всех воздерживаться от реваншизма и стараться видеть прежде всего не то, что разобщает, а то, что сближает нас. Нужно уметь находить компромиссы, не делать ничего «назло», а если и возникает необходимость полемики и защиты своих взглядов и интересов, действовать цивилизованно, спокойно и корректно, исключительно в рамках закона. Наше общество состоит из людей разных взглядов, и у каждого есть свои дорогие символы. Однако в отношении Петра Войкова — по сути дела, террориста, убийцы детей и расчленителя трупов убиенной Царской Семьи, — по-моему, сами современные коммунисты должны бы были выступить за изъятие его имени из московской и российской топонимики. Если они этого не делают, а наоборот, держатся за имя этого безчеловечного убийцы, то мы вправе полагать, что кровавые методы большевистского террора ими не отвергнуты и не осуждены. Вряд ли это способствует общественному диалогу и народному единству.

В дореволюционной России тоже были палачи. Но в их честь не называли улиц и площадей, им не ставили памятников. Нам известно, что Православная общественность предлагает заменить все «Войковские» названия на имя одного из советских деятелей, например, космонавта Владислава Николаевича Волкова, дважды Героя СССР, погибшего при исполнении своего долга. И всё равно эти предложения вызывают полное отторжение у коммунистов. Сейчас, когда во всем мире идет борьба с терроризмом, сохранять в топонимике имена злодеев, ни перед чем не останавливавшихся в достижении своих целей — очевидный абсурд.

— Против строительства храма Царственных Страстотерпцев активно выступают наследники большевиков из РКРП («Российская коммунистическая рабочая партия») — Артем Буслаев и другие, а также атеистический фонд «Здравомыслие». Возможно, скорейшее строительство этого храма было бы лучшим и по-настоящему духовным ответом нашим оппонентам?

— Даже если следовать логике представителей левых партий, заявляющих о необходимости сохранять в неприкосновенности всё советское наследие, то ничем невозможно объяснить и оправдать их протест против увековечивания памяти святых и выдающихся деятелей дореволюционной России. Своими действиями современные большевики показывают, что их декларации об «уважении к истории» лицемерны. На самом деле им нужно не уважение к дорогому их сердцам советскому периоду, а продолжение преследования людей с иными взглядами. Ведь если мы признаем, что нужно деликатно относиться к чувствам людей, почитающих Ленина и Дзержинского, то почему же мы отказываем людям, почитающим Императора Николая II и других жертв коммунизма, в их праве на выражение своих чувств?

Если противникам строительства храма во имя святых Царственных Страстотерпцев удастся одержать победу, это, без всякого преувеличения, будет означать, что мы продолжаем оставаться в подвале Ипатьевского дома вместе с Царской семьей и их верными служителями. Что Православных продолжают грубо дискриминировать и нарушать свободу совести, оскорблять религиозные чувства. Это недопустимо в правовом государстве. Никаких законных оснований для отказа в праве строить храм и посвящать его всецерковно прославленным святым нет и не может быть. Если же кто-то заявляет, что храм ему «мешает», то с таким же успехом можно говорить, что кому-то «мешает» детский сад, школа или больница. Этот довод незаконен, нелогичен и неадекватен.

— Сейчас в столице идет масштабное строительство в рамках программы «200 московских храмов». Около двадцати храмов уже заложено и строится. Как вы считаете, что принесет столице этот проект? Учитывая хотя бы тот факт, что около тысячи церквей было разрушено в московском регионе за время советской власти.

— Программа строительства 200 храмов благословлена Святейшим Патриархом Кириллом, в целом получила поддержку и одобрение светской власти и прошла необходимые юридические процедуры. Необходимость строительства храмов в новых районах нашего мегаполиса очевидна. На Богослужениях в церковные праздники даже в центре Москвы, где храмов сохранилось больше, бывает тесно и душно. Это неизбежно нарушает молитвенную и праздничную атмосферу, тяжело влияет на пожилых людей и детей. В новых же районах проблема стоит еще острее.

Храмы нужны не только членам общины и постоянным прихожанам, но и многим людям, может быть, пока еще далеким от Церкви, но время от времени желающим хотя бы задуматься о Боге, побыть наедине со своими мыслями, порадоваться или поплакать в особой духовной атмосфере. Агрессивных воинствующих безбожников, к счастью, явное меньшинство. По крайней мере, таковых людей несравненно меньше, чем даже самых строгих ревнителей веры. Большинство же составляют те, кому храмы вовсе не мешают, а зачастую помогают. Даже сам факт открытия храма способствует духовному оздоровлению тяжелой атмосферы мегаполиса и украшает его внешний вид.

Разумеется, духовенство и верующие должны стараться, чтобы каждый пришедший в храм, независимо от степени его воцерковленности, встретил любовь, доброту и заботу, получил духовное утешение. Храмы дают многим из нас духовную пищу и врачевание. Препятствовать этому могут только неискренние люди.

— Великая Княгиня Мария Владимировна проявляла интерес к строительству храма в Войковском районе. В чем могла бы состоять ее помощь этому храму, учитывая ее авторитет в России и в Европе?

— Глава Дома Романовых высказала глубокую мысль о том, что нашему поколению выпало особое счастье стать свидетелями и участниками возрождения святынь, которые в течение десятилетий казались навсегда оскверненными, разрушенными, обращенными в прах. Мы даже счастливее тех, кто строил храмы до революции, потому что для них это был нормальный ход событий, и они не испытывали совершенно особенных радостных переживаний от соучастия в воскресении того, что считалось безвозвратно погибшим.

О тех, кто с болью и горечью видел, как варварски истребляется духовное и культурное наследие, вообще тут речи нет — они были глубоко несчастны.

Но мы счастливее и будущих поколений, потому что они опять будут думать, что храм есть всегда и дорога к нему открыта для любого, если он захочет в него войти. Нам же довелось знать, что такое жизнь без храма и не видеть дороги к нему. А теперь мы можем своими молитвами и трудами, своим вкладом участвовать в возрождении святынь.

К большому сожалению Великой Княгини Марии Владимировны и Цесаревича Георгия Михайловича, сейчас у них нет возможности своими материальными ресурсами поддержать дорогостоящее строительство. Когда-то Государи и члены Династии могли за собственный счет построить храм или даже обитель. Ныне Императорская семья обладает достатком семьи среднего уровня, поэтому из личных доходов может внести пожертвование только иногда и не намного больше, чем большинство из нас. Но у Императорского Дома есть авторитет, честь и доброе имя, которые всегда останутся дороже любых денег. И благодаря этому он способен оказывать существенную помощь делу возрождения наших святынь. Государыня и Наследник всегда готовы покровительствовать, а при возможности и лично участвовать в различных благотворительных акциях, направленных на сбор средств для возрождения святынь и социальной деятельности Церкви.

Государыне и Наследнику верные люди иногда дарят иконы — старинные или современные, но всегда ценные — как духовно, так и с точки зрения искусствоведения. Великая Княгиня и Великий Князь в таких случаях всегда принимают решение передать эти святыни в храмы и обители на Родине, чтобы они были доступны всем верующим. Сравнительно недавно две иконы дореволюционного письма, некогда преподнесенные св. Императору Николаю II, подаренные Великой Княгине Марии Владимировне собирателем Евгением Ряповым, были переданы Ее Императорским Высочеством, соответственно, в Высоко-Петровский и Саввино-Сторожевский монастыри. Точный список Феодоровской иконы Божией Матери, преподнесенный Государыне известным российским благотворителем Андреем Клишасом, подарен ею Николо-Угрешскому монастырю.

Это только некоторые формы сотрудничества. Императорский Дом открыт для разных предложений соработничества на благо Церкви, разумеется, если они не противоречат традициям и воле Священноначалия.

Наша справка. Петр Лазаревич Войков (1888-1927) член РСДРП с 1903 г. В 1917 г. член Екатеринбургского совета и ВРК. В 1918 г. комиссар снабжения Уральской области, один из организаторов убийства Царской семьи 17 июля 1918 г. Участвовал в расстреле и занимался уничтожением тел убитых большевиками членов Дома Романова и их верных слуг. Лично доставил серную кислоту, которая была использована для уничтожения тел убиенных Царственных Страстотерпцев. Один из руководителей операции советского правительства по продаже за рубеж по крайне низким ценам уникальных сокровищ Императорской фамилии, Оружейной палаты и Алмазного фонда (при его содействии были переданы заграницу уникальные Пасхальные яйца, изготовленные К.Г. Фаберже).

С 1924 г. полпред СССР в Польше, убит белоэмигрантом Борисом Ковердой в Варшаве 7 июня 1927 г. На судебном процессе в Варшаве Коверда заявил, что совершил акт мести за все то, что большевики совершили в России, а также за участие Войкова в убийстве Царской Семьи. Прах Войкова до сих пор погребен у Кремлевской стены.

Глава Дома Романовых признана «Человеком года-2012»

1 ноября состоялось заседание Экспертного совета Русского биографического института, который выбрал лауреатом премии «Человек года-2012» в номинации «Великая Россия» Главу Российского Императорского Дома Великую Княгиню Марию Владимировну. Она удостоена премии «за подвижническую деятельность в области культуры, образования, благотворительности и в связи с 400-летием Дома Романовых».

Национальная премия «Человек года» учреждена в 1993 году Русским биографическим институтом, главная задача которого — исследование российского общества сквозь призму деятельности наиболее видных его представителей. Премией награждаются достойнейшие граждане Российской Федерации. Премия присуждается за выдающиеся достижения, весомый вклад в развитие России.

1490
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru