Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

«Жертва Богу дух сокрушен»

Проповедь известного Православного писателя протоиерея Николая Агафонова на начало Великого поста.

Проповедь известного Православного писателя протоиерея Николая Агафонова на начало Великого поста.

В эти святые дни Великого поста многие задаются для себя вопросом: как надо правильно поститься? Что можно есть, а что нельзя? Но редко кто задается вопросом, а как надо вести себя во время Святой Четыредесятницы.

Перед тем, как выйти с проповедью Евангелия в мир, Господь наш Иисус Христос сорок дней постился и этим подвигом подал пример всем Своим последователям. Он же в Своей Нагорной проповеди учил, как надо поститься, говоря: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6: 16 — 18).

Люди далекие от Церкви представляют себе жизнь Христианина в какой-то мере ущербной по сравнению с жизнью светского человека, не «обремененного» церковными канонами. Этим людям и невдомек, что, напротив, жизнь Христианина намного интересней и разнообразней жизни человека далекого от Церкви. Потому что Православный Христианин в своей жизни постоянно выходит за пределы обиходного бытия и становится сопричастником Домостроительства Божия. Этот выход он совершает через Церковь с ее Богослужением и Таинствами, с ее обычаями и традициями, которые делают человека сопричастником Царства Божия уже здесь, на Земле. Потому Великий пост — это целый мир, со своими канонами и правилами отличными от всего, что мы переживали до поста. Пост — это скоробь о грехах и радость о Боге.

Если бы пост был исключительно воздержанием в пище, то он мало бы чем отличался от диеты, которую назначает больному врач. Надо помнить, что Христианский пост только тогда угоден Богу, когда он сопровождается молитвой. Сам Спаситель учит нас, что «Сей же род (бесовский) изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17: 21). Потому-то Великий пост — это не только воздержание в пище, но это еще и время особых, необыкновенных богослужений и молитв. Такого нет ни в одном другом посту.

Уже на первой седмице поста Церковь взывает к нам: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» Но едва ли сможет душа человека, пресыщенного телесными удовольствиями, восстать для покаяния. Нет у нее для этого ни сил, ни желания. Но как только человек встает на путь воздержания, у него появляются силы, которые он до того тратил на переваривание жирной, калорийной пищи.

Телесный пост — это лишь одно крыло, а для полета нужны два. И вот второе крыло — это молитва. Только не та молитва, которая просит у Бога земных благ, а та, которая просит освобождения от грехов, молитва покаянная. «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития?» — вопрошает нас из глубины веков преподобный Андрей Критский, и, странное дело, сердце отвечает на этот призыв с каким-то неизъяснимым чувством духовного восторга. Потому начинать Великий пост надо по возможности с каждодневного хождения в храм на чтение Покаянного канона преподобного Андрея Критского. Это очень важное правило вхождения в пост. И первую неделю надо поститься как можно строже.

Пост — это скорбь по своим грехам, но это и радость духовного возрождения человека. Поститься мы должны не только телесно, но в первую очередь духовно. И этому нас учит само постовое Богослужение, а особенно каждый день по нескольку раз повторяемая молитва преподобного Ефрема Сирина. «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми…». Постом у нас не должно быть праздности, то есть мы должны непрестанно занимать себя полезными для души делами. Но если мы не будем праздны, то и не будет у нас уныния, ибо больше всего унывают праздные люди, а тем, кто занят делом, унывать некогда. «Всех чаще мне она приходит на уста и падшего свежит неведомою силой…», — писал о молитве Ефрема Сирина Александр Пушкин.

Пост — это отказ от развлекательных зрелищ. Блаженны люди, вообще отказавшиеся от телевизора в доме. Но не у всех из нас есть для этого воля. Бывают и телепередачи, а также фильмы, не наносящие вреда нашему духовному здоровью. Есть и церковные телеканалы, такие как «Союз» и другие. Но все же, чтобы не искушаться самому и не искушать других, на Великий пост лучше накинуть на экран телевизора темное покрывала и снять его только после праздника Пасхи.

Пост — это время добрых дел. За две недели до Великого поста, во время чтения Евангелия за Литургией, нашему вниманию предлагалась притча о Страшном суде. За что же человек будет подвержен суду Божию? Об этом довольно ясно сказано в притче. За жестокость и черствость сердца, выраженную в отсутствия добрых дел по отношению к своим ближним. «Идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня… истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали мне» (Мф.25: 41-45). В посту, когда мы с вами освободили время от суетных дел, надо их заменить делами милосердия. Далеко за этими делами идти не стоит, надо подумать о тех, кто рядом. Может быть, болен наш родственник или сосед по дому…

Пост — это воздержание от пустых разговоров и сплетен. Любим мы почесать языки и часто проводим за этим занятием очень много времени. Постом же мы должны запретить себе ходить в гости, где может быть соблазн нарушить пост не только в пище, но и в пустых разговорах и пересудах. А если к нам пришли гости, то надо предложить им почитать вместе Псалтырь перед иконами, и будет не до праздных разговоров.

Пост — это скромность в одежде и поведении. Как одежда, так и поведение человека есть лишь отражение его духовного состояния. Если мы стяжали мир в своей душе, то это обязательно отразится на нашем внешнем состоянии. Если коротко сказать, оно будет спокойным, миролюбивым. Но есть и обратная связь: если мы стараемся вести себя сдержанно, то душа наша начинает успокаиваться. Одежда также накладывает на стиль нашего поведения свой отпечаток.

Пост — это примирение со всем Божиим миром, в том числе и с животным (отказ от мяса). Пост — это когда плоть немощна, а дух бодр.

Если мы так с вами сумеем поститься, то непременно посрамим врага рода человеческого. И тогда пост станет для нас полетом души на двух самых надежных крыльях — воздержания и молитвы.

Будем же, дорогие братья и сестры, поститься постом приятным, то есть тем, который принимается Господом как жертва духа сокрушенного и смиренного, которого Бог никогда не уничижит.

Протоиерей Николай Агафонов.

1588
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru