Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Знамение времени

"Звуковая война"

Группа "Prodigy" — такой музыкой можно озвучить дно адово…


3 года назад Красная площадь в Москве подверглась очередному осквернению во время грандиозного демонического шоу, попущенного московской властью при стечении многотысячной толпы подростков. Рядом с куполами Православных святынь глумилось и безчинствовало агрессивное явление «Prodigy». Многотысячная толпа, занимающая всю площадь, пританцовывая в бешеном экстазе, вскинув руки в непристойном жесте, отвечала на приветствия своего кумира Кита Флинта...
Внимая настоятельным просьбам родителей, обезпокоенных тем, что их дети живут в атмосфере современной псевдокультуры, неотъемлемой частью которой являются «Prodigy», да и вообще техно-музыка, мы дерзнули поднять эту тему на страницах «Благовеста».
Поскольку это явление чуждо православному сознанию, мы решили для большей достоверности обратиться к человеку, который непосредственно занимается современной музыкой, работает звукооператором на радио «Ностальжи» и является «профессиональным» меломаном. Его зовут Сергей Бабайкин (г. Санкт-Петербург).


— Сергей, расскажите, пожалуйста, что вы знаете о «Продиджи»?

— Слово «продиджи» в английском языке имеет несколько значений: знак или предзнаменование; одаренный ребенок; чудо, чудовище. Как любое из этих понятий в отдельности, так и все они в многозначительной совокупности могли быть взяты в качестве определяющего слова для названия группы с весьма большими амбициями. Хотя внешне все довольно просто. У лидера этой группы одним из первых синтезаторов был синтезатор «Продиджи Мук», название которого он и позаимствовал для своей группы. «Продиджи» — неотъемлемая часть техно-культуры. Изначально музыка «Продиджи» была чисто танцевальной.
Основа группы — Лиэм Хаулэт. Он является композитором и основным генератором идей. Остальные участники изначально были танцовщиками и только потом стали втягиваться в «творчество». Кит Флинт, ставший «лицом» группы и часто изображаемый с рожками на футболках, является одним из самых экстравагантных персонажей многих видеоклипов группы. Негры играют в группе вторые роли, иногда произнося выкрики, всевозможные реплики, то есть используются в качестве заводил.
Группа возникла в 90-м году на северо-востоке Великобритании. В России группа приобрела популярность только в середине 90-х годов.
— Скажите, а какое у них образование?
— Скорее всего низкое. Я знаю, что Кит Флинт пытался учиться в университете, но, отучившись два курса, бросил учебу и уехал в кругосветное путешествие.
— Расскажите, пожалуйста, о корнях техно-музыки в целом, послужившей той питательной средой, в которой возникли «Продиджи».
— Чтобы хоть как-то вписать техно-музыку в мировую историю искусства, нужно обратиться к идеологическим истокам музыки «индастриал», которые лежат в традициях радикальной литературы и художественных перформансов начала XX века («перформанс» — от «performance» — «театральное представление» и «перформация — «перекодировка» — искажение логики вещей с целью изменить восприятие зрителя, слушателя, читателя). Конечно же, можно говорить и о том, что все направления «индастриал» имели предшественниками движения футуризма, дадаизма и сюрреализма, вобрали в себя их опыт и технологии и стали использовать их философию и приемы в своем творчестве (такие как безсловесная шумовая поэзия, эффект перформанса, использование шума как музыкального элемента, атональность, диссонанс и т. п.). К примеру, композитор-футурист Балилла Прателла писал в 1911 году: «Музыка должна передавать дух масс, огромных промышленных комплексов, поездов, океанских лайнеров, военных флотов, автомобилей и аэропланов». «Индустриальные» музыканты считают своим предшественником также композитора-демониста Александра Скрябина, пытавшегося в 20-х годах создать собственный музыкальный строй и экспериментировавшего с взаимодействием звука и света.
— А что известно о религиозном мировоззрении участников группы «Продиджи»?

— Для того, чтобы вести разговор о «Продиджи», нам пришлось внимательно просмотреть и прослушать видеоматериалы концертов и клипов этой группы. В клипах, без сомнения, сделан акцент на эстетику мистического происхождения и от зрителя требуется посвящение через просмотр оскверняющих душу языческих обрядов. Яркое свидетельство этому — видеоклип под названием «Вуду пипл» — «Люди вуду» (вуду — африканский демонический культ).

— Я думаю, что, как и многие европейцы, музыканты группы не интересуются религиозными вопросами. Вспомним рок-музыканта Роттона. По воле родителей он ходил до 13 лет в церковную школу, а потом сказал: «Я ненавижу все это!» — покрасил волосы в зеленый цвет и влился в движение английских панков. Размеренная жизнь, церковные школы, детские хоры... Вон, депешевские ребята (музыканты группы «Депеш Мод»), — они тоже в церковных хорах пели, а потом появилась песня «Персональный Иисус». Для них в Англии — это нормальное явление. И когда школьники подрастают, в них зреет протест: «А ну всю эту религиозность!» — так как с детства они видят фальшь.

Но это там, в Англии. Здесь, в России, в постсоветском обществе, в котором воспитание не было религиозным, такой протест неестественен, — вызванный кризисом постхристианского западного сознания, он несозвучен современной российской действительности. Однако «свято место пусто не бывает», и в России это незанятое место религиозного воспитания во многом неосознанно занимается наследием западной постхристианской культуры.

— В рэйв-культуре, основанной на транс-подобных вещах, какое место занимают наркотики, алкоголь?
— Конечно же, наркотики сопутствуют. Я бы не сказал, что это основа. Скорее, большое скопление народа на рэйвах — хороший рынок сбыта, и наркодельцы успешно этим пользуются.
— Но все же, Сергей, эта музыка непосредственно соприкасается с наркотическим сознанием. Ведь у «Продиджи» существует по крайней мере два клипа — инсценировка опьянений — наркотического и алкогольного — снятых глазами наркомана и алкоголика. Создается определенный коммерческий образ, который строится на обнажении страстей человека. Слушая такую музыку, люди достигают состояния релаксации, говоря по-русски — распоясываются...
— Ну уж не знаю...
— Сергей, а что вы скажете о клипе, который мы только что просмотрели и который называется «Яд»?
— Текст этой песни на русском звучит так: «У меня есть яд, у меня есть снадобье, у меня есть ритмическое, пульсирующее снадобье...»

Текстовой основой песен группы являются «сэмплы» (от английского «сэмпл» — «круг») — безконечно повторяющиеся короткие фразы, напоминающие собой чтение заклинательных сатанинских мантр и приводящие человека в экстатическое состояние. Соединение звукового и светового ритмов (на видеокассетах) усиливают этот эффект. На многих кассетах с таким содержанием имеется маркировка: «В этих кассетах содержатся стробоскопические эффекты, которые могут вызвать приступы эпилепсии». (Стробоскоп — прибор, создающий бешеные световые ритмы).

На эффекте «нового видения» построены все «измененные состояния» новых сект и религий с их магическими практиками. С этим связана и современная музыка, «рожденная в лоне оккультных ритуалов: несовпадение ее ритмов с ритмами человеческого существа и подчинение последнего ее ритмическому сюжету вызывает в человеке искусственные эмоциональные и психологические состояния, которые «отодвигают» реальность, подменяя ее гипнотическими фантазиями и экстатическими сенсациями. «Интересное» оказывается в прямой связи с деформированной реальностью и с искривленным сознанием, с «тенью»...
Современная музыка — и рок, и рэйв — есть неприкрытое самовыражение, бунт душевного «подполья», оргия чувственности, содравшей с себя все покровы культуры. (Олеся Николаева. Современная культура и Православие. М., 1999 г.)
Клипы и любительские записи группы «Продиджи» поражают постоянной несерьезностью, дурашливостью, ерничаньем. Мимика и жесты, эмоции — зыбкие и гуттаперчевые. На концертах Кит Флинт постоянно показывает публике язык. Наверное, это своеобразное «юродство» — протест против всепоглощающего американизма и цивилизации потребления. И даже один из их альбомов получил название «Жир земли» и посвящен «стране изобилия» — Штатам. Но это юродство не ради Христа, и такое поведение не может не отражаться на психическом состоянии участников группы, и, как следствие, — на музыке. Если человек постоянно несерьезен, он никогда не сможет ощутить страха Божия. А у неимеющего страха Божия очень быстро размываются границы дозволенного, что передается и публике.


— А есть ли хоть что-то в музыке «Продиджи» светлого?
— Да нет там ничего светлого...

Напоследок Сергей поставил «хард-кор» — жуткую демоническую музыку, доводящую ритм до абсурда, а звук — до страшных искажений. Представилось, что такой музыкой можно озвучить дно адово. Замечательно назывался лазерный сборник: «Звуковые войны следующих поколений».

Ксения Смирнова
08.12.2000
1183
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru