Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Взгляд

После Беслана...

Размышления Православного.


В 2001 году, после взрыва небоскребов в Нью-Йорке, крылатая фраза: “Мир после 11 сентября стал другим” довольно долго повторялась журналистами и политиками. По крайней мере, мир стал другим для Америки. То же самое, очевидно, можно сказать и о Бесланской трагедии. Мир после Беслана (по крайней мере, для России) стал другим. Враг будто бы показывает всем: это возможно, прецедент создан, и события разворачиваются по сценарию, обозначенному в Евангелии: “ваше время и власть тьмы” (Лк. 22, 53).

   Действие “тайны беззакония” вступает в новую фазу, и это очевидно. Сказано у Апостола: “Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога?” (Иак. 4, 4). После Беслана дружба с “миром” онтологически переросла во вражду... И, видимо, это будет продолжаться.
   Близ города Покрова Владимирской области, в лесу находится святой источник, из которого Православные издавна брали воду, употребляя ее во здравие души и тела. На месте источника стояла часовня. Сейчас уже никто не помнит, в честь кого она была освящена, но старожилы рассказывают, как в престольный праздник ходили на источник Крестным ходом, служили водосвятные молебны.
   Два года назад в Свято-Покровском приходе появилась инициатива обустроить источник: поставить колодец, сделать купальню; впоследствии построить часовню на этом месте. После получения благословения благочинного и разрешения районных властей стали собирать пожертвования. Были сделаны срубы купальни и нового колодца.
   В сентябре прошлого года районные власти (не указываем их имен в надежде на покаяние) необъяснимым образом отказались от сотрудничества с Православной общественностью, решив все дело по обустройству источника взять на себя. Первым шагом в деле обустройства было установление бетонных (!) колец на святом колодце. На вопрос о причинах и необходимости подобного деяния последовал ответ: так нужно в соответствии с требованиями санэпиднадзора.
   Православные решили не спорить с властями, а на свой страх и риск поставили купальню, надеясь, что совесть в их сердцах все-таки проснется (ибо нельзя бросать на ветер клятвенно данное обещание). Совесть, увы, не проснулась. Под угрозой судебных разбирательств власти потребовали демонтировать купальню. Аргументы опять те же самые: в купальне люди будут заражаться (?!) инфекционными заболеваниями. Как ни тяжело было на душе, купальню пришлось демонтировать.
   Видимо, напрасно Православный народ радовался, надеясь, что в праздник Богоявления здесь будет отслужен молебен и состоится купание во вновь отстроенной купальне. Очевидно, этому не суждено сбыться: 14 ноября купальню демонтировали, а следом произошло знаковое, по моему мнению, событие: в селе Леоново (в пятнадцати километрах от Покрова) сатанисты осквернили храм Богоявления Господня. Если несколько лет назад святотатцы просто похитили из церкви наиболее редкие иконы, то сейчас, кроме кражи икон, был совершен акт вандализма и глумления. Надо сказать, что в этом храме находится чудотворная икона Святителя Николая, написанная в честь восшествия на престол Государя Императора Николая II. Рядом с образом стоит четырехметровый поклонный Крест-Распятие, который обильно, в течение многих недель, мироточил пять лет назад. Демонтаж богоявленской купальни как бы бумерангом ударил по Богоявленскому храму.
   Еще одно событие, которое прошло совершенно незаметно для общественности. Уже более двенадцати лет в г. Покров идет тяжба Православных с властями за Троицкий собор. Впрочем, власти сделали некоторые шаги в сторону Православных. Например, отдали под воскресную школу алтарную часть придела во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба. Также поставили величественный, художественно выполненный Крест-памятник (в память о похороненных там воинах Отечественной войны 1812 года и жертвах политических репрессий). После ремонта на здание храма стало приятно посмотреть. Если бы не Дом культуры, который находится в его стенах. 5 ноября, под знаком дня примирения в зале Дома культуры прошел праздничный концерт. Раньше почему-то побаивались устраивать свистопляс, ограничивались отчетными концертами учеников. Внешне все происходило благопристойно и чинно: на сцене (на месте алтаря Святой Троицы) весело плясали плясуньи в народных костюмах, пелись частушки и песни. Периодически выходила конферансье и, став на месте, где ранее находился престол Святой Троицы, рассказывала веселые истории. Закономерен вопрос: примирение чего с чем? Автор этих строк просто встал перед залом и, сказав все, что было на душе, покинул его.
   Таких фактов, не замечаемых миром, можно рассказать еще множество. К примеру, покровчане давно привыкли, что по городским улицам разъезжают такси с телефонным номером 6-666-6. На вопрос к таксистам, знают ли они, что означает номер из трех шестерок, следовал высокомерный ответ: да, они знают. Но хотелось бы в завершение рассказать историю, хотя и не напрямую, но связанную с Бесланом.
   В 2004 году инициативной группой из Православных христиан Покрова и Санкт-Петербурга планировались подготовка и проведение Крестного хода “Во имя Песчанской иконы Божией Матери”. В том году отмечалось несколько больших юбилеев: 250-летие обретения Песчанской иконы, 250-летие со дня упокоения Святителя Иоасафа Белгородского, 250-летие со дня рождения Преподобного Серафима Саровского.
   Сказано: “И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; да будет это у вас юбилей...” (Лев. 25, 10). Под знаком этих священных юбилеев и планировалось проведение Крестного хода: вначале по северокавказским границам, а затем по линии фронтов Первой мировой войны. Государственные чиновники, депутаты и спонсоры синхронно, с объятиями встречали весть об этой инициативе, но так же синхронно потом поворачивались к нам спиной. В результате время было упущено. В конце лета один из членов “инициативной группы” поехал на Северный Кавказ искать поддержки у казачества. К чести казаков, терские атаманы единодушно поддержали инициативу проведения Крестного хода. К тому же происходящие в те дни события в Беслане не позволяли мыслить в ином направлении. Но одновременно с этим произошло другое событие, ниспровергшее все наши усилия. Один из главных жертвователей (на написание списка Песчанской иконы Божией Матери) решил прекратить поддержку Крестного хода. Далее произошло событие, которое никак не укладывается в рамки человеческой логики: посланные от этого мецената представители силой забрали икону, специально написанную для Крестного хода. И произошло это тоже в дни Бесланских событий.
   Человек этот является ктитором одного из храмов в центре Москвы.
   Список Песчанской иконы был сделан иконописцем Сергеем Осипенко. В молодости он жил с родителями в Кабардино-Балкарии, то есть рядом с Осетией. Его брат Михаил (автор списка Порт-Артурской иконы Богородицы) в начале сентября взялся за написание иконы “Бесланских мучеников”, написал их две. На сороковой день после событий в Беслане, 13 октября, Михаил вместе с группой из Санкт-Петербурга под руководством протоиерея Геннадия Беловолова повез иконы в Беслан, где после панихиды по невинно убиенным они были освящены Епископом Феофаном Ставропольским. Супруга Михаила Осипенко Елена по национальности осетинка, поэтому Беслан — это боль иконописца и его семьи. И написание иконы “Бесланских мучеников” было его духовным ответом.
   Отец Геннадий Беловолов обнаружил в спортзале школы полуобгоревшую иконку “Аз есмь с вами, и никтоже на вы”; он забрал ее с собой как великую святыню. В некоторых местах на стенах спортзала остались обугленные частицы человеческой плоти — возможно, это была плоть детей. Отец Геннадий срезал эти частицы и также забрал их, как святыню.
   Видимо, события в мире действительно перешли в состояние, о котором сказано: “скверный да осквернится еще: и праведный правду да творит еще, и святый да святится еще” (Отк. 22, 11). И, видимо, пропасть между теми и другими становится все более непреодолимой.

Александр Сороковиков,
г. Покров Владимирской области
28.01.2005
854
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru