Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Не знаю, как жить дальше»

На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

На вопросы читателей отвечает ключарь Кирилло-Мефодиевского собора г. Самары протоиерей Сергий Гусельников.

Добрый день. Не знаю, как правильно описать свое душевное состояние — но мне кажется, что мне ничего не поможет. Исповедуюсь очень редко, после последнего раза были ощущения, что уже поздно что-либо исправить в своей жизни. То есть надежды на воцерковление и спасение нет. Слишком велики грехи. У меня маленькая дочь 5 лет и мама-пенсионерка. Мне 33 года. Я чувствую, что живу не так. Я в основном домашний человек, но каждый день мне кажется, что я прожила его зря — даже если ничего плохого не сделала. А когда иду в церковь — ощущаю, что уже поздно надеяться на спасение и отвечать за все я буду после смерти. Подскажите, что мне делать — мне страшно
Ольга.

Уважаемая Ольга!

Давайте начнем с того, что вы совершенно правильно чувствуете, что живете не так. Как говорил Тертуллиан, душа человека по природе христианка, и она стремится к вечности и спасению. Поэтому земное и материальное рано или поздно ее перестает удовлетворять. Душе требуется другое — духовная жизнь, главные основы которой заключаются в покаянии перед Богом и в благодарении за Его благодеяния. Мы же чаще всего что-то просим у Бога, а вот благодарить забываем. Ну, а уж истинное покаяние у нас совсем редко возникает. Человек обычно вспоминает о своем Творце только в трудные минуты,   в остальное же время думает о себе. И это, конечно, неправильно. Господь говорит нам: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). То есть в любом деле мы должны просить помощи Божией. И еще говорит: «Что невозможно человеку, возможно Богу». И когда мы, смиряя свою гордыню, просим: «Господи, да будет на всё воля Твоя, как Ты хочешь, но не как я хочу!», то Господь устраивает все к лучшему, к спасению. «Не желаю смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему», — непрестанно повторяет Он нам. Нужно лишь обратиться к Нему. И Господь обязательно поможет. Но для этого необходимо пойти узким путем, ведущим в жизнь вечную. По словам поэта, «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь…», а не от случая к случаю. Вот Вы пишете, что редко исповедуетесь. Это — то же самое, что редко мыться, смывать с себя телесную грязь. Представьте себе, что Вы не мылись целый год. Легко ли Вам будет тогда отмыться от въевшейся в тело многомесячной грязи? А душевную грязь отмыть гораздо труднее. Умываться принято каждый день, а купаться хотя бы раз в неделю. Так и повседневные грехи мы исповедуем Богу каждый день в конце вечерних молитв: «Исповедаю Тебе, Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и поклоняемому, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся мои грехи…». А полностью очищаемся от грехов в Таинстве исповеди. Грех есть преступление, в данном случае — преступление Закона Божия, за каждое же преступление положено наказание, хочет того человек или нет. Христианин, осознающий это, старается исповедоваться (омываться от душевной грязи) как можно чаще. Напомню, что в Православной Церкви принято исповедоваться и причащаться хотя бы раз в месяц. В большие посты благочестивые люди исповедуются и причащаются каждую неделю. Показателен в этом плане пример из духовной практики актера и певца Петра Мамонова, о чем я писал недавно в своей заметке о встрече с ним в нашем соборе. Он исповедался и причастился в Москве, но через день в Самаре снова пришел исповедоваться, потому что новый грех не давал ему покоя. Мы должны четко понимать, что грех мешает нам жить и ведет к тяжелым последствиям.

Но есть еще один важный момент. Мы должны научиться правильно исповедоваться. Не механически перечислить совершенные нами грехи, а глубоко осознать их, оплакать в своем сердце, раскаяться и в противовес им совершить добрые дела, то есть, принести плоды, достойные покаяния. К исповеди необходимо тщательно готовиться. Мы же не заходим в ванную и не включаем сразу душ, как минимум нам надо приготовить сначала мыло, шампунь, мочалку, полотенце, чистое белье. А исповедь есть словно второе крещение, «баня пакибытия».

Вы упоминаете, Ольга, о своих великих грехах. Но нет таких грехов (кроме хулы на Духа Святаго), которые бы не простил Господь. Преподобная Мария Египетская в своих грехах дошла до бездны падения и даже не смогла войти в Храм Гроба Господня. А раскаявшись, стала великой святой, переходившей Иордан, как посуху. Священномученик Киприан был колдуном, а после покаяния стал одним из самых почитаемых в Христианской Церкви святых. Благоразумный разбойник, висевший на кресте рядом с Распятым Христом, раскаявшись и исповедав Его Сыном Божиим, сразу вошел с ним в Царство Небесное. Примеров много. Нужно только так покаяться, чтобы Господь принял наше покаяние. Каяться надо от всего сердца, и проявить решимость не повторять раскаянные грехи…

А самое главное — непрестанно благодарить Бога. Как говорил Святитель Иоанн Златоуст: «Слава Богу за все — и за скорбь, и за радость!». Эти замечательные слова должны быть лейтмотивом нашей греховной жизни. И если мы научимся благодарить Творца не только за радости, но и за скорби и болезни, посылаемые нам для очищения души, Господь обязательно поможет нам. Верую, Господи, помоги моему неверию! Попробуйте, Ольга, изменить свою жизнь, и Вам тогда не будет казаться, что спасение невозможно.

 Нераскаянный грех

Пару лет назад, страдая от неразделенной любви, у меня возникали мысли о самоубийстве. Сейчас, слава Богу, таких мыслей нет. Но я на исповеди говорила, что у меня плохие помыслы возникали. Но я не имела ввиду мысли о самоубийстве. Надо ли отдельно называть этот грех?

У меня семья совсем недавно пришла к вере. Но папа не хочет ничего слышать об этом. Он ни разу не был на исповеди. И очень часто говорит мне, что вера мне ни к чему. Я даже и не знаю, что делать. Подскажите. Заранее благодарю.

Наталья.

Уважаемая Наталья!

По Евангельскому учению любое намерение к греху, любая мысль о грехе приравнивается к самому греху: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействует с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). На основании этого мысли о самоубийстве являются тяжелым грехом. Следовательно, их нужно обязательно исповедовать отдельно. Плохие мысли — это слишком общее понятие, к ним можно отнести столько всяких мыслей… Поэтому их необходимо называть конкретно. Положено конкретно исповедовать даже плохие сны (они могут быть блудными, богохульными и т.д.).

Слова Вашего папы о ненужности веры — не его слова, а слова извечного врага рода человеческого, то есть дьявола. Человек — образ и подобие Самого Бога, поэтому без веры он жить не может. Без веры человек уподобляется животному, живущему инстинктами. «Без Православия русский человек — дрянь», — справедливо говорил Достоевский. Также широко известны его слова: «Если нет Бога, тогда все позволено». Отступление России от Бога и от веры, по пророчеству того же Федора Михайловича и праведного Иоанна Кронштадтского, привело к разрушительным революциям и войнам, гибели десятков миллионов людей, разрушительным процессам в государственности, экономике, социальной сфере, культуре, а самое страшное — в семье и личности. Безбожие и вседозволенность привели к тому, что сейчас страшно становится жить. Только вера помогала русскому народу выстоять в годины лихолетий.

Величайшие ученые (Ньютон, Галилей, Менделеев, Эйнштейн), врачи (Павлов, Пирогов, Сеченев), полководцы и флотоводцы (Суворов, Кутузов, Ушаков, Жуков) и многие другие выдающиеся люди не могли жить без веры. Ньютон, например, написал толкование на Библию. Менделеев говорил, что Бог во сне (!) открыл ему принцип периодической системы химических элементов, а он только записал ее. Не думаю, что Ваш папа мудрее всех этих известных людей. Целая историческая общность — казаки — провозгласили своим главным лозунгом «Казак без веры — не казак».

Вера дает человеку главное — спасение безсмертной души. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16, 16). Даже более того: «Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов, будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 17-18).

Безусловно, вы должны любить и чтить Вашего отца, молиться о его вразумлении, чтобы и он пришел к вере, которую сейчас, по крайней мере на словах, отрицает. Проявите любовь и заботу и научитесь прощать слабости и заблуждения близких людей. И не смущайтесь их ошибочными суждениями.

Протоиерей Сергий Гусельников

Дата: 9 июля 2011
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
12
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru