Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Путь Кассандры

…или Приключения с макаронами.

…или Приключения с макаронами.

Они очень разные — и в чем-то похожие, героини повестей Юлии Вознесенской "Мои посмертные приключения" и "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами". Одна — разбившаяся насмерть сорокалетняя писательница-диссидентка Анна, другая — юная Сандра, живущая — или прозябающая? — в своей квартирке на одном из тысяч "Титаников", застывших у многокилометровых причалов Лондона, в 2031 году. В мире, где правит воцарившийся Антихрист (Месс). В стремительно разрушающемся и гибнущем мире, так напоминающем разные уровни преисподней, мучительно пройденные героиней "Посмертных приключений". И та, и другая — погибшие души, почти уже затерявшиеся в безпросветном мраке торжествующего ада, — почти, но милость Божия, молитва глубоко верующих близких (в "Посмертных приключениях" — это дедушка Анны — священномученик, распятый безбожниками, а в "Приключении с макаронами" — бабушка, отказавшаяся поклоняться Мессу), наконец, не заглушенная до конца собственная упрямая воля выжить, спастись, вернуться к свету, к потерянному раю — помогают и Анне, и Сандре пройти единственно спасительный путь. К Богу. К жизни.
Нет, Кассандра в начале повести живет не в квартирке — это лишь место ее обитания. Настоящая жизнь ее, полная упоительных приключений и романтических подвигов, проходит в Реальности — так, с большой буквы, именуется виртуальный мир, ставший прибежищем для нее, как и для всех остальных подданных Месса, и лишь в этом выдуманном мире у Сандры есть друзья-рыцари и возлюбленный — то, что сама она считает своей семьей. К друзьям и обращается она за помощью в трудную минуту — и получает… участливый совет полечиться, ведь помогать другому — это не принято, ни в "реальном мире", ни в быту.
В мире синтетической пищи, одежды и чувств нет места для жалости, для милосердия. Люди, уже превратившиеся в полуроботов, не случайно поселены в "Титаниках" — некогда, провожая в первое и последнее плавание настоящий "Титаник", кто-то сказал: "Этот корабль так велик и надежен, что его не сможет потопить даже Сам Бог!" Теперь, в повести-фэнтэзи Юлии Вознесенской, множество кораблей унаследовали это гордое имя корабля-утопленника — и приняли в свои каюты оставшихся после Катастрофы людей. Здесь все рационально, все продуманно — и зачем думать, ведь обо всех и за всех думает "Мессия"! "Планета процветала, несмотря на стихийные бедствия и эпидемии". Страшный дьяволох заполонил затопленные территории Европы и уже расползается по суше, но отряды экологистов очищают планету от расплодившихся сорняков и животных-мутантов — и, как выясняется позже, от асоциальных элементов, не поклонившихся Злу и не принявших персональные коды на руку. На заседании Мирового правительства обсуждается возможность "освободительного похода" на ставшую вновь монархической Россию — чтобы "спасти" россиян и их детей от Православия…
Мир этот, увы, узнаваем — уже сегодня все больше примет его вторгается в нашу настоящую, не придуманную жизнь. Те же "продукты новой линии жизни", неизвестно из чего и как получаемые, тот же отказ от одежды из природных тканей, то же агрессивное наступление виртуальной реальности — едва ли не в каждой квартире мальчишки и девчонки, — да что там, взрослые люди самозабвенно отдаются компьютерным сражениям с земными и инопланетными монстрами… И даже камеры слежения, появляющиеся уже сегодня в самых неожиданных местах.
В книге, которую кто-то из критиков уже назвал антиутопией, этот мир зла торжествует. И далеко не сразу обнаруживаются сокровенные островки не смирившихся с властью антихриста людей. Дом-крепость на островке среди Баварского леса, куда и спешит Кассандра к своему единственному верному другу — восьмидесятишестилетней бабушке Елизавете Николаевне Саккос. Спрятавшаяся в горах деревушка, где спасается маленькая Православная общинка. Монашеская обитель, на которую вот-вот обрушатся пули и бомбы… И даже старенькая макаронная фабрика, снабжающая Христиан макаронами. Зачем монахиням нужны макароны? Этот вопрос не раз возникает у Кассандры, отправившейся в долгий и полный опасностей путь, чтобы доставить ящики с макаронами на "островки спасения". Ответ прост: в эпоху абсолютного учета и контроля за всем и всеми не имеющими персональных кодов невозможно найти муку для выпекания просфор. И Христиане нашли выход: они размачивают макароны, превращая их в тесто.
Но путь Кассандры намного больше, чем поездки по полуразрушенным аквастрадам с коробками макарон. Это путь — к самой себе. В одиннадцать лет девочку оторвали от бабушки — и в школе "для социально-психической ориентации" у нее отняли крестик, под гипнозом отучили молиться даже мысленно и, невзирая на крики и протесты, под наркозом поставили печать на правую руку… Получив персональный код, Кассандра утратила "лишние" воспоминания — лишь память о горячо любимой бабушке вытравить не удалось. Для этого Сандру пришлось бы лишить жизни…

Настоящее перерождение Кассандры, ее возвращение к себе начинается в обители, прообразом которой послужила Леснинская Свято-Богородицкая Православная обитель в Нормандии (Франция), где живет и трудится садовницей сама Юлия Николаевна Вознесенская. Обитель, в которой и сама писательница прошла свой путь от задиристого несмирения диссидентки — к пониманию, насколько пагубным было слишком многое из того в ее прошлом, чем прежде она гордилась — литературное творчество с его богемным укладом, правозащитная деятельность, обличительный пафос статей. И "Посмертные приключения" были навеяны не только воспоминаниями леснинской игумении Афанасии, на самом деле возвратившейся с "того света". Надо было и самой писательнице умереть для всего света, и пять лет не браться за перо, — чтобы возродиться духовно. Как и ее героиням.
Приходит время, когда Кассандра должна сделать еще недавно невозможное для нее: пожертвовать своей жизнью — ради спасения уже любимой обители. И она принимает решение. Но остался еще один шаг, который, оказывается, тоже необходимо сделать. Персональный код — если его в случае ее гибели обнаружат на мертвом теле, это погубит и бабушку, и монахинь.
"Я вдруг поняла, что главное сейчас — избавиться от персонального кода, чтобы отвести беду от тех, кого я люблю. Я поглядела на большой палец своей правой руки с тусклой звездочкой антихристовой печати. Отрубить его что ли?…Я сжала зубы и изо всех сил вдавила мякоть большого пальца в раскаленную дверцу печки….Мне показалось, что это сама рука моя громко закричала от боли, но я сжала зубы и другой рукой еще крепче прижала палец с кодом к раскаленному металлу. Жуткая вонь ударила мне в нос, а из него — прямо в мозг.
— Господи, помоги! Господи, помилуй! — завопила я и, теряя сознание, рухнула в жуткую, полыхающую красным огнем бездну. Меня куда-то волокло сквозь нее, а вокруг оглушительно и угрожающе орали, визжали и рычали нечеловеческие голоса. И вдруг стало темно и тихо".
И — вернулись все так старательно стертые воспоминания детства. Вернулись прочитанные сказки. Вернулся счастливый миг Причастия: "Священник зачерпнул ложечкой огонь, тихо горевший в Чаше, я послушно открыла рот и проглотила огонек. Стало горячо и радостно внутри…" Вернулась детская молитва к Ангелу-Хранителю. "И еще… И еще… И еще…" И — "Потом я долго ходила одна по берегу, прислушиваясь к тому, что происходило во мне, и молясь: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, слава Тебе!"
Даже у захваченной в плен Кассандры до последних минут остается выбор. Только предай других, забудь о жалости — и можешь получить тепленькое местечко среди "ос"-надзирателей. Но можно и будучи совершенно безправной "пчелой", которую в любой момент могут вышвырнуть на корм собакам, оставаться человеком. Кассандра не сворачивает с избранного однажды тернистого пути. И приходит спасение… И даже любовь, и земное счастье.
Правдоподобен ли финал повести? На новом месте возрождается обитель; расположенная в долине среди вечных снегов, она отличается дивным климатом, сюда не достигают волны моря, уже затопившего расположенные в высокогорье местности. И даже подстреленный белый конь Лебедь, оказывается, выжил. Неравная борьба с Мессом продолжается — и это тот путь, по которому Кассандра идет вместе со своим настоящим, некомпьютерным возлюбленным Леонардо. Для Бога и с Богом все возможно!
…Скоро, уже в этом году ожидается выход в свет новой повести Юлии Вознесенской "Паломничество Ланселота". Ланс, Ланселот Озерный — один из девяти "друзей-рыцарей" Кассандры, встреченных ею в Реальности, и, стало быть, это — продолжение "Кассандры". Очень хочется поскорее прочесть и эту книгу.

Когда верстался номер. В номинации "Проза" первого Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества "Алые паруса" прошлого года премию получила Юлия Вознесенская за повесть "Путь Кассандры, или Приключения с макаронами", выпущенную московским издательством "Лепта". А в октябре Юлия Вознесенская была признана "Автором года" на конкурсе "Православная книга России". По просьбе Юлии Вознесенской премию получили сотрудники издательства "Лепта" Ольга Голосова и Алексей Головин. К сегодняшнему дню две книги Вознесенской разошлись общим тиражом около ста пятидесяти тысяч экземпляров. В начале 2004 года выйдут в свет новые повести Юлии Вознесенской — "Паломничество Ланселота" и "Юлиана, или Игра в киднэппинг".

Ольга Ларькина
23.01.2004
Дата: 23 января 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
8
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru