Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Свет сызранских икон

В Самарском Епархиальном музее открылась новая выставка.


Вот уже второй месяц в Самарском епархиальном музее действует выставка с необычным названием: «Сызранская икона: миф и реальность». На открытии выставки, которое состоялось 17 сентября, присутствовали — и дали очень высокую оценку представленной экспозиции — Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Калужский и Боровский Климент, Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, вице-губернатор Самарской области Сергей Александрович Сычев. Представил выставку Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Владелец коллекции Андрей Александрович Кириков привез в Самару из Москвы около шестидесяти икон. В этих старинных, покрытых патиной веков, иконах дышит святость, в них запечатлены благородство и сдержанность тонкого письма.
Андрей Александрович убежден, что все эти иконы были написаны в Сызрани, известной прежде своими иконописными мастерскими:
— Посмотрите, иконы отличаются широкой полосой с весьма типичным орнаментом, завитком. Вот это узорочье — вообще формальный «паспорт» сызранской иконы! Цветовое решение их весьма ограничено, можно определить всего три-четыре колористических варианта. Это традиционные иконы, известные среди старообрядцев как икона греческого письма. Лики абсолютно иконописны, лишены живописных изысков. В позд-нейшие времена, в конце XIX — начале XX века, конечно же, икона начинает тяготеть к господствовавшим тогда вариантам.
— В чем особенность старо-обрядческой иконы? — спрашиваю у Кирикова. — Чем она отличается от икон нового письма?

— Лучшие образцы старообрядческой иконы написаны в традициях древних, византийских. Естественно, что сложение перстов на этих иконах двоеперстное — это общеизвестно. Мы видим плоское изображение, без придающих объем теней. Искусствоведы с сожалением говорят о том, что в XVII веке в русское иконописание пришла европейская живопись и во многом лишила икону ее художественной простоты.
— Почему все же именно сызранская икона развилась как школа? Есть же более мощные центры старообрядчества, скажем, Иргиз.
— Иргизская икона тоже существует, но… Трудно сказать: может быть, в Сызрани иконописцы подобрались более творческие… Сызрань большой город, и старообрядческое купечество имело возможность финансировать этот промысел. С начала XIX века в Сызрани появляется несколько иконописцев. Что было до этого, сведения не дошли, но в эти времена иконописцы уже писали иконы, обучали учеников.
— Известны ли фамилии мастеров?
— Корневая вершина сызранской иконописи — это Давид Васильевич Попов, он же Порфиров: уникальная фигура, старообрядческий начетчик, то есть он был и руководителем общины. Он оставил очень много следов в архивных документах — не только как иконописец. С его именем связано усиление раскола в отдельных деревнях под Сызранью. Это, конечно, трагедия народа и Церкви. Но нельзя отрицать, что у старообрядцев сохранились древние традиции иконописи. И в то же время Попов воспитал целую плеяду иконописцев: это и Бочкаревы, и династия Качаевых, отец и сын. Иконы отца, Александра Павловича Качаева, представлены здесь, на выставке. 
Директор Епархиального музея Ольга Ивановна Радченко на открытии выставки высказала глубокую благодарность владельцу коллекции, а я задала ей вопрос:
— Почему экспозиция названа «…миф и реальность»?
— Кириков провел очень большую кропотливую работу, сличая иконы между собой, устанавливая по отдельным элементам принадлежность иконы тому или иному мастеру, вообще к сызранской иконописной школе. И все же здесь нельзя быть абсолютно уверенными в том, что все иконы коллекции принадлежат именно к сызранской школе. Владелец убежден в этом, он очень много работал в государственном архиве Ульяновской области, очень много просмотрел материала, связанного с иконописцами Сызрани. Но искусствоведы не все собранные Кириковым иконы относят к сызранской школе. Так, искусствовед из московского музея имени Андрея Рублева определила, что в этой коллекции есть и Палех, и Мстера. А это уже иконы не старообрядческого письма. На некоторых иконах на оборотной стороне стоят клейма, свидетельствующие о том, что это работы мастеров из Сызрани. Принадлежность других икон к определенной школе иконописи пока еще с абсолютной достоверностью не установлена. Так что точку ставить рано…
Как бы то ни было, уже сами по себе эти иконы — к какой бы иконописной школе они ни относились, старообрядческой или Православной, вызывают подлинное молитвенное  чувство, радуют дивным мастерством исполнения. Смотришь на них — и проникаешься убежденностью в том, что все они писаны глубоко и сердечно верующими иконописцами, для которых важно было не только неукоснительно соблюсти строгие каноны, но и передать величие и красоту Горнего мира…
До конца ноября продолжит свою работу выставка сызранских икон в Самарском Епархиальном музее. И вы еще можете успеть соприкоснуться с этим чудом неотмирной красоты.

На фото: Митрополит Калужский и Боровский Климент (слева) и Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий открывают выставку сызранских икон; иконы из собрания московского коллекционера Андрея Кирикова в Самарском Епархиальном музее; Митрополит Климент знакомится с иконами, представленными на выставке.

Ольга Ларькина
Фото М. Булаева
20.10.2006
1222
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть


Добавьте в соц. сети:





Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru