Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Зарубки на память

Своими сокровенными мыслями делится с читателями профессор Владимир Мельник.

Своими сокровенными мыслями делится с читателями профессор Владимир Мельник.

Евгений Поселянин видел главное

Православный писатель Евгений Поселянин был на открытии мощей и прославлении в 1903 году Преподобного батюшки Серафима. Там он увидел, как к раке Преподобного восемь крестьян-мужиков с трудом несли бившегося в их руках немолодого, обросшего волосами мужика, напоминавшего собою страшного гнома из детских сказок. Из утробы его посторонний голос кричал с выражением муки и смятенности: «Выйду, выйду!» У раки мужик затих и весь напрягся от муки и боли, а когда его приложили к святым мощам, он очнулся и отошел здоровым. Дальше он затерялся в храме. Оказывается, он уже 30 лет страдал своим недугом, не мог исповедоваться и причаститься, не вынося святыни.
В то время как одни дивились чуду, а другие спешили записать это чудо и спрашивали у крестьянина его имя и место жительства, чуткий душой Евгений Поселянин подошел к этому мужику и спросил: натощак ли он ныне? Получив утвердительный ответ, прошел в алтарь и попросил священника исповедовать мужичка и причастить его. Что и было исполнено. Впервые за 30 лет болящий причастился.
Читая книги этого замечательного писателя, всюду видишь его любовь к Богу и людям, какой-то особенный талант душевной чуткости. Среди множества подробностей он всегда видит главное. Как писал, так и жил. Господь послал ему мученическую кончину от рук большевиков.

Преподобный Серафим приходит сам

Преподобный Серафим приходит к людям сам, когда они еще не знают его. Это замечено много раз. У одного моего знакомого путь в церковь начался с книги «Великое в малом» С. Нилуса, в которой с потрясающей силой рассказано о жизни и чудесах батюшки Серафима. В то время он вообще ничего не знал о святых. Как! Такие великие чудеса — и практически в наше время! Пушкин писал «Евгения Онегина», а в это же время старец в саровских лесах поднимал с одра обреченных на смерть…
Ничего случайного не бывает. Преподобный сблизил моего знакомого с Дивеевым и ведет его по жизни. Две операции перенес он в жизни — и обе в день Преподобного Серафима. День этот им чтится. Вторая, правда, была назначена на какой-то другой день, но потом ее неожиданно перенесли на 1 августа. Как он обрадовался! Сразу понял, что все пройдет хорошо. За два дня до операции успел съездить в Дивеево, окунуться в батюшкин источник, помолиться. Опухоль оказалась не злокачественная.

Патриарх Пимен в Ульяновске

Патриарх Пимен был в СССР на положении «птицы в золотой клетке». Ему не разрешали посещать епархий. Выверенный маршрут, по которому дозволялось путешествовать, был один: Москва — Одесса. Велика была тоска Святейшего по общению с паствой, по святыням. Когда поезд проходил мимо Киево-Печерской Лавры, Патриарх подходил к окну и молился. Но вот однажды ему почти инкогнито разрешили проехать на теплоходе по Поволжью.
Когда приплыли в Ульяновск, Патриарх попросил отвезти его в храм, где шли службы, когда эвакуировали сюда Патриархию во время войны. Но скромный экскурсовод предложила Его Святейшеству совсем другой маршрут «экскурсии»: Ленинский мемориал и Дом-музей Ульяновых. А в храм — нельзя. Патриарх вежливо отказался и вернулся на теплоход.

Демократия и монархия

Сейчас уже мало кого можно обмануть гуманным словом «демократия». А некоторые народы попробовали ее плоды еще тогда, когда Россия была монархической и, несомненно, сильнейшей державой в мире. Польский дворянин Михаил Чайковский, принимавший участие в польском восстании 1830-го года, сильно переживал, что у поляков не приживается монархизм, и считал это причиной «порабощения» Польши. Когда он увидел Императора Николая I-го, записал свои впечатления: «Император Николай Павлович произвел на меня столь сильное впечатление, что я постоянно думал: “Ах, если бы Польша имела такого короля! Отчего поляки не группируются вокруг него и своим послушанием добровольно не снискают его расположения, его любви? Лучше бы им было!» Поляки же издавна ограничивали свободу своих выборных (!) королей. Когда у короля кончались деньги, шляхта даже во время войны покидала боевые позиции. Интересно, что в конце концов Чайковский бежал к туркам и стал Садык-пашой. Так ему хотелось быть частью стройного иерархического порядка. Но русским стать почему-то не захотел…

Камень преткновения

В Бога веруем, а в храм не ходим. Во всех конфессиях это одинаково. Знакомый татарин говорил: «В Бога я сильно верю, но в мечеть не хожу».
— А почему?
— Недостоин.
Такое же «особо уважительное» отношение к Богу и у многих русских людей. Сосед по больничной койке, старичок 76 лет, ветеринар по профессии, говорил мне:
— В Бога я верую. Знаю, что когда сам планы строю — ничего не получится. Надо попросить Бога — и все выйдет! Сам удивляюсь.
— Правильно. Вот вы сейчас болеете. Надо сходить к святым мощам, в храм, попросить Бога о здоровье.
— Я не верю в чудеса. Я все-таки по образованию врач.
— А вот Святитель Лука Войно-Ясенецкий тоже был врач — и еще какой! Профессор, лауреат Сталинской премии. Его святые мощи теперь находятся в Симферополе — теперь он исцеляет мощами.
— Не-е-е-т. Я считаю — стыдно идти к Богу меркантильно, с какой-нибудь просьбой.
— Вы же сами говорили, что просите Бога о своих нуждах!
— ???
По его словам выходит так, что не просящие Бога и не заходящие в храм как будто более всех любят и уважают Господа. Вот только почему-то сказал Он: «Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби» (Пс. 90). И еще: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня…» (Мф. 11, 28). Да, конечно, надобно и научиться кротости и смирению, взять «иго». Не оно ли, не «иго» ли памятования о Боге на самом деле — камень преткновения? Но Господь знает, что тяжело человеку брать и малейшее «иго» — и утешает нас немощных: «Иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11, 30).

Подмена

У храма Христа Спасителя в Москве до революции стоял памятник Александру III. Храм освящали при этом Государе. Теперь умные головы решили восстановить памятник, но посадить на троне не Александра III, а его отца — Александра II, Царя-Освободителя. При этом Императоре в России прошли многие либеральные реформы, закончившиеся тем, что семинаристы двинулись в революционеры, а сам Царь-Освободитель был убит бомбой в 1881 году. Тоже был великий Царь, и тем более мученик. Но кто же эти люди, которые так откровенно желают подменить памятник, не допустив на трон Александра III, при котором Россия успокоилась и стала сильной как никогда? Да наши либералы. Сейчас уже возводится ротонда.

Народ-инок

Святитель Игнатий Брянчанинов напомнил, что «раздаянием имения предваряется взятие креста». Вступающий в иночество должен раздать свое имение. В противном случае «крест будет постоянно сниматься с рамен и заменяться средствами, доставляемыми имением» («О милостыни»). Россия ныне явно «раздает свое имение»: природные богатства отдала олигархам, Крым — Украине, дальневосточные острова того и гляди перейдут к Японии. Отдали образование, отдали медицину, отдали науку и многое-многое другое.
Не только по безволию и глупости все это делается, но, очевидно, и по Божиему Промышлению. Ибо сказано Господом: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод» (Ин. 15, 16).
Отдав имение, народ русский окончательно становится народом-иноком, восходящим на крест распятия своих страстей. Не каждому народу это дано: «Кто может вместить, да вместит» (Мф. 19, 12).

Владимир Мельник
08.05.2005
923
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru