‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Преданность Дому Романовых

Главы из книги "Император Николай II в жизни Уфимского края".

Главы из книги "Император Николай II в жизни Уфимского края".

Здравствуйте, редакция газеты «Благовест»!
Много лет с интересом читаю вашу газету. Мне особенно запоминаются статьи, посвященные Царственным Мученикам. Уверена, что и далее Царская тема не останется без внимания. Поэтому спешу поделиться радостью с редакцией и читателями «Благовеста».
В Уфе вышла книга Т.В. Борисовой «Император Николай II в жизни уфимского края», посвященная 100-летию посещения уфимского края Императором Николаем II в июне-июле 1904 года.
Несколько слов об авторе этой книги.
Татьяна Васильевна Борисова — патриот своего края. Родившаяся и выросшая в глубинке, получившая университетское образование, она долгие годы работала главным редактором заводской газеты. Выйдя на пенсию, возглавила издательский отдел Уфимской епархии. Одновременно заведовала Епархиальным Церковно-краеведческим музеем.
Наше знакомство состоялось, когда епархией собирался материал для канонизации архимандрита Моисея (Чигвинцева) (о нем писал журнал «Лампада» в №5 за этот год — ред.) и готовилась к выпуску книга «Преподобный Моисей Уфимский», автором-составителем которой является Татьяна Васильевна. Придя в Православие в зрелые годы, она весь жар своей души вложила в книги, название которых говорит само за себя: «Слово жизни в акафистных песнопениях», «Уфимский Свято-Успенский мужской монастырь», «Преподобный Моисей Уфимский»… Новый труд — вышедшая к Царским дням книга — состоит из двух частей: «Император Николай II в жизни уфимского края» и «Стяжи дух мирен» (о почитании Преподобного Серафима Саровского в уфимском крае). Книга вызвала живой интерес у историков, краеведов и Православных мирян. В книгу вошли редкие фотографии, архивные документы, этот труд соединяет прошлое и настоящее Уфимской епархии.
В планах писательницы — выпуск книги о посещении Уфимской земли Великой Княгиней преподобномученицей Елисаветой Федоровной, которая дважды (в 1910 и 1914 гг.) посещала нашу епархию.
Если редакция газеты сочтет нужным опубликовать отрывки из этой книги, автор-составитель будет этому очень рада.
Галина Кормщикова,
г. Уфа.

От редакции. Мы публикуем несколько глав из книги Татьяны Борисовой «Император Николай II в жизни уфимского края», в которых рассказывается о современной подвижнице, Православной труженице схимонахине Серафиме (в монашестве Тавифе).

Преданность Дому Романовых

(Из книги Татьяны Борисовой «Император Николай II в жизни уфимского края»)

«Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтоб они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя. И чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь».
(Духовное завещание Царя Николая II, переданное его дочерью Великой княжной Ольгой весной 1918 года из Тобольска).

На Южном кладбище города Уфы есть скромная могилка с простым деревянным крестом и невысокой оградкой. На кресте надпись: «Схимонахиня Серафима. Кардаполова Зоя Михайловна. 31/18 февраля 1903-4/17 мая 1995 гг.». Это была удивительная женщина. Духовная дочь Архиепископа Андрея (Ухтомского) и святого Моисея Уфимского, она глубоко почитала Преподобного Серафима Саровского и всю жизнь свято хранила преданность Дому Романовых. Постриг в великую схиму матушка приняла за 11 дней до смерти, а до того часа носила монашеское имя Тавифа.
Схимонахиня Серафима умерла в 1995 году в возрасте 92 лет. Прожила свою жизнь в трудах и подвижничестве. Замуж по благословению матери не выходила, сохранив девство. Жизненный путь ее был непрост.
Родилась Зоя Михайловна Кардаполова в 1903 году — в год прославления Серафима Саровского. В голодный 1921-й умерли ее родители, и на попечении Зои остались шестеро братьев и сестер. Жили они в подвальном помещении, и Зоя заболела туберкулезом, но как могла работала. В 1921 году в Златоуст приехал Уфимский Владыка Андрей, и она попала на его Богослужение в соборе. Епископ Андрей, духовным оком провидя ее судьбу, попросил Зою описать свою жизнь на бумаге и на следующий день принести ему в храм. Так она стала духовной дочерью Владыки Андрея и переписывалась с ним. Владыка Андрей советовал ей для спасения души переехать в Уфу.
Сначала Зоя Кардаполова вела светскую жизнь. В 1938 году она как будто очнулась, вспомнила завет Владыки и переехала в столицу Башкирии. В то время Архиепископ Андрей был уже расстрелян. В Уфе Кардаполова до самой пенсии работала старшим корректором в газете «Советская Башкирия». Жила много лет на частной квартире и ходила в церковь. В 1946 году познакомилась с иеромонахом Моисеем (Чигвинцевым), который окормлял ее до своей праведной кончины.
Когда Зоя Михайловна достигла пенсионного возраста, она пришла в райсобес, чтобы отказаться от пенсии. Такой случай был первым в практике райсобеса. Собрались сотрудники, посовещались и долго убеждали Зою Михайловну, что пенсия заработана ею многолетним трудом и не начислить пенсию они не имеют права. В определенный день деньги стали приносить домой, тут же заявлялся сосед — просил взаймы и редко когда возвращал. А матушка и не просила.
Перед выходом на пенсию Зоя Михайловна получила квартиру. Чтобы поближе быть к храму, поменяла ее на половину частного дома напротив Покровской церкви. В возрасте 80 дет в Почаевской лавре приняла тайный монашеский постриг сначала в иночество, а через три года там же — в монашество (открыто принимать монашество при советской власти было опасно). За пять лет до пострига в тонком сне ей было видение, что Святитель Тихон Задонский совершает ее постриг с именем Тавифа. То же имя ей дали, не ведая об этом, и в Почаевской лавре. По благословению отца Моисея Зоя Михайловна в течение 25 лет держала постоянный пост и совершала ночные бдения. По его же благословению монахиня Тавифа более десяти лет носила вериги, пока они не проржавели и сами не спали. Ела матушка очень мало. Мясное она не вкушала с молодости, никогда не пробовала вина. Если не было поста, пищу принимала два раза в день маленькими порциями после Литургии и всенощного бдения. В последние годы матушка имела много духовных чад, которых учила Христианской жизни, и молилась о них.
Монахиня Тавифа с детских лет была добродетельной и жалостливой. Всех старалась утешить, голодных накормить. Одну лежачую больную она кормила за свой счет, много лет ухаживала и за своей болящей сестрой Вевеей, которая жила с ней и умерла у нее на руках.
О монашеской жизни матушка рассуждала так: «Раньше в Уфе всего несколько монахинь было. Теперь постригаться можно открыто. Много нашлось желающих. Постригаются без всякой подготовки, без призвания, просто захотелось нарядиться в красивые одежды. Одна говорит, что два раза замужем была, другая имеет трех детей, третья говорит, что она с мужем в одной квартире живет. Монашеские одежды священны. Я знаю, что если человек принял монашество, а сам не оправдал высокого предназначения, то душа его придет в мытарство, покоя не найдет. А одежды с позором будут сняты… Когда стало много монахинь, Владыка предложил мне стать старшей над ними. Я отказалась, сказала: «Я в строгих правилах воспитана, они их не выдержат, обижаться будут на меня. Да и стара я для этого, я уже человек умирающий». Монахиня Тавифа разбиралась в людях очень хорошо и не каждому священнику доверяла. Одного очень любимого многими уфимского протоиерея обходила стороной, говоря: «Он вхож к властям». Своих духовных чад матушка наставляла: «Время такое пришло. Смотрите, к какому пастырю идете».
В 1974 году, когда обменивались советские паспорта, монахиня не стала получать документ с изображением герба с пятиконечной звездой и, вместо Российского государства, с аббревиатурным названием государства СССР.
Перед кончиной ее уговаривали получить этот документ, мотивируя тем, что без него ее не похоронят и нельзя будет переоформить ее комнатку. Стали ходить с оформлением документов по всем инстанциям, за три дня до смерти принесли ей готовый паспорт, но матушка отказалась подписывать.

В маленькой комнатке старого деревянного домика напротив Покровской церкви, где она жила, кроме иконостаса, матушка Тавифа отвела уголок дорогим ее сердцу людям. Оттуда с портрета смотрел на нее Государь Император Николай II, лежали книги о Царе, в папке хранились вырезки статей из газет и журналов о Государе и его семье, которые начали издаваться в 80-е годы минувшего века. Уже тогда она возносила свои молитвы Царю-Мученику Николаю и его августейшей семье. Когда матушка Тавифа по немощи не могла посещать Богослужения в Покровской церкви, исповедовать и причащать ее приходил духовник епархии архимандрит Пантелеймон (Степаненко), который был назначен духовником после смерти отца Моисея. Каждый раз, видя на столике портрет Царя, он говорил: «Уберите, он не канонизирован». Духовные чада матушки убирали портрет, а после ухода архимандрита монахиня Тавифа слабым голосом просила: «Поставьте на место, Царь канонизирован, в моей душе он давно канонизирован».
За три года до смерти неожиданно для себя матушка Тавифа получила письмо из Парижа от Главы Российского Императорского Дома Великого князя Владимира Кирилловича Романова:

«Госпоже З.М.Кардаполовой. Париж, 7 апреля 1992 г.
Христос воскресе!
Я был очень тронут, узнав из письма иеромонаха Владимира удивительную историю Вашей жизни.
Сердечно благодарю Вас за верность и преданность Императорскому Дому.
Поздравляю Вас со светлым праздником Пасхи.
Владимир».

Письмо это матушка Тавифа получила в Великую Субботу, накануне Пасхи, когда уже стало известно, что 8 апреля Владимир Кириллович скоропостижно скончался. Ответ она адресовала дочери почившего — Великой княгине Марии Владимировне.
«Немного осталось в живых истинно русских людей, — писала матушка Тавифа, — сохранивших среди убийственных долговременных смут, терзающих Россию, верноподданство Законной Богоустановленной власти Царя-Помазанника и не приявших гражданства и подданства из рук узурпаторов, а избравших жребий странничества в своем Отечестве.
Неисповедимому Промыслу Божиему угодно было возвестить Главе Российского Императорского Дома (ныне почившему) Великому князю Владимиру Кирилловичу, странствующему по планете Земля вне своего Отечества, что он не одинок в своем странничестве на чужбине, а что в его родной России есть добровольные странники, желающие сохранить свое верноподданство Государю. Господу ведомо, а не нам: какими путями это известие достигло ушей и сознания Великого князя? Быть может, это известие внесло хоть каплю утешения в сердце Великого князя Владимира Кирилловича в последние дни его жизни.
…Я же приняла за истинное чудо полученное мною собственноручное письмо Его Императорского Высочества Великого князя Владимира Кирилловича, написанное Им… накануне кончины… Держа в руках письмо из Парижа от Главы Российского Императорского Дома, я долго не решалась его распечатать, думая, что вижу сон… Наконец дрожащей рукой вскрываю столь загадочный конверт. Осеняю письмо крестом… целую… На нем — Герб Российской Империи, так знакомый мне с детства, а потом уничтоженный враждебными силами. Плачу от радости… Из какого далека взглянула на меня моя родная Святая Русь?! Письмо в немногих словах исполнено чисто отеческих чувств и приветствий, от родного сердца излившихся!.. Всем чужой, одинокий престарелый человек, ожидающий вызов в мир иной, неожиданно встречается с самым родным человеком. Великие, мудрые люди говорят нам, что родственные по своему душевному содержанию (духовно близкие) люди, не видя друг друга телесными очами, сообщаются, несмотря на разделяющие их огромные земные пространства. Они знают, они чувствуют присутствие друг друга, не видя (блаженны не видевшие и уверовавшие), Верой я знала только то, что Царская Свеча не могла погаснуть, исчезнуть совсем с лица земли.

На другой день, в первый день Пасхи, после столь радостного письма я узнала о кончине Главы Российского Императорского Дома Великого князя Владимира Кирилловича. Как могло быть? Ведь только вчера его письмо беседовало с моей душой. …Народ уже видит плоды благотворного действия на жизнь Отечества… С денежных знаков исчезло внушавшее отвращение изображение иуды-предателя Ульянова (Ленина) и появился на них отрадный взору и сердцу знак — трехцветный национальный флаг Российской Империи…
…Господи Милосердный! Услыши молитвы русских людей Православных: прости и помилуй тяжко пред Тобой согрешившую, праведно наказанную, всю израненную, но еще живую Православную Русь! Исцели раны ея Твоим Божественным милосердием и воздвигни ее вновь к прославлению Святаго Имени Твоего под знаменем Православной хоругви и под скипетром Благоверного Царя-Помазанника, Тобою дарованного!
Раба Царя Небеснаго и патриотка Отечества земного — Святой Руси волею Божией монахиня Тавифа (в миру Зоя Михайловна Кардаполова). Республика Башкирия, гор. Уфа».
Матушку Тавифу дважды приглашали жить в Дивеево. После первого приглашения ей приснился Владыка Андрей. Когда за ней приехали во второй раз, во сне явился Царь Николай. Оба они говорили, что матушка не должна покидать Уфу, что богохранимая Уфа находится под молитвенным покровом Государя Императора и священномученика Андрея.

+++
У матушки Тавифы была икона Спаса Нерукотворного и Православный церковный календарь за 1966 год с изображением икон Божией Матери, которые мироточили при ее жизни более двадцати пяти лет. Даже много лет спустя после ее смерти когда духовные чада брали этот календарь в паломнические поездки, он издавал тонкое благоухание и мироточил во время чтения акафистов и песнопений.
Монахине Тавифе был открыт свыше день ее кончины, но без указания месяца. И каждый месяц она ждала 19-е число. В действительности оно стало днем ее погребения. Схимонахиня Серафима отошла в мир иной 17 мая. Истинные исповедники Православной веры о приближении времени антихристова, ИНН и экуменизме знают из Апокалипсиса Иоанна Богослова. Духовные чада уфимской подвижницы схимонахини Серафимы записали сон, который та увидела в феврале 1995 года, за два месяца до своей смерти. Лысая гора. На горе стоит фарисей и спрашивает у собравшихся людей: «Здесь живут иудеи? Мы раздаем карточки иудейским жителям». «Здесь живут люди всяких религий», — отвечают ему. И стал фарисей карточки раздавать и Православным, и иудеям, и мусульманам. На карточках написано по-английски «Виктория», то есть «Победа».
Поведала матушка этот вещий сон своим духовным чадам и предупредила: «Скоро придет время, будут карточки антихристовы выдавать, вы не берите. Гонения начнутся из-за этого, старайтесь выдержать». За три месяца до смерти матушка написала свое духовное завещание, обратилась с последним словом ко всем Православным христианам: «Возлюбленные братья и сестры во Христе!
Читайте каждый день 3-ю главу Откровения св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. В этой главе раскрыто состояние последних Церквей Христовых перед Вторым Пришествием.
Господа ради простите мне мое пожелание вам ко спасению вечному. Недостойная монахиня Тавифа. 22 февраля 1995 г.».
А эти слова схимонахиня Серафима произносила в свои предсмертные часы: «Все горит, все рушится! Детей спасайте, детей кормите!» Что-то в ее словах похоже на свершившееся через девять лет в Беслане. Если гибнут дети — гибнет будущее человечества. И тут уж со временем под видом борьбы с терроризмом для спасения тела и для погибели души будут вшивать чипы, принудительно вручать биопаспорта с отпечатками пальцев и снимком сетчатки глаз…


Книга Татьяны Борисовой «Император Николай II в жизни уфимского края» вышла тиражом всего в 500 экземпляров. Но появление такой замечательной, по-хорошему неспешной книги говорит о многом. О том, например, что духовная жизнь в российской провинции хотя и находится под спудом, но не исчезла, а, наоборот, год от года крепнет. И этот скромный труд в известный лишь Богу срок принесет свои добрые плоды.

На снимках: мироточивая икона Царя-Мученика Николая II; монахиня Тавифа (в схиме Серафима) с портретом Императора; Великий князь Владимир Кириллович.

26.08.2005
1614
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru