Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


«Остров» нашего покаяния

Этот фильм стал шагом в сторону света…

Мы решили вновь обратиться к обсуждению фильма «Остров». Статья в газете «Благовест» вызвала немалый резонанс. Читатели высказывали разные точки зрения на эту киноленту, но по большей части заступались за полюбившуюся им кинокартину.
Так, пенсионерка Антонина Истомина из Самары пишет: «Сегодня посмотрела по ТВ фильм «Остров» и захотела написать вам о своем несогласии с позицией автора статьи. Отец Анатолий тридцать лет переживает и кается за свой гнусный поступок, молится о прощении Богу. И Господь его прощает, через него помогает людям, дарует ему дар предвидения и дар исцеления. Никого отец Анатолий не обличает, а наставляет на путь истинный. Фильм глубокий, заставляет задуматься о своих грехах, о покаянии. Люди даже невоцерковленные поняли в фильме главное: за грехи надо каяться, а жить надо благочестиво».
Мария Шефер из Уфы пишет: «Вскоре после того, как я посмотрела фильм «Остров», мне в руки попала книга о киевском подвижнике благочестия Христа ради юродивом иеросхимонахе Феофиле. Я стала читать книгу — и узнавала знакомый сюжет. Оказывается, фильм «Остров» был написан на основе реального жития. В книге написано, что рядом с Феофилом был отец Иов, и он так же не любил отца Феофила, как в фильме отец Иов не любил отца Анатолия. Сначала он не понимал отца Феофила, а потом стал прислушиваться к нему, уважать его. Даже в мелочах фильм повторяет житие. Блаженный Феофил мазал дегтем порог. Еще он даже вымазывал свои руки человеческими фекалиями и шел здороваться за руку с людьми, обличая их в грехах. Все это в художественной форме представлено в фильме. Но Феофил был с детства святым, а Анатолий был грешник. Авторы специально изобразили это так, чтобы люди видели: покаяние может изменить человека. Я являюсь Православным воцерковленным человеком, мне всего 22 года, но фильм меня очень тронул, и после просмотра осталось прекрасное ощущение. Этот фильм заставляет пересматривать свою жизнь».
Им вторит и Иван Маноев из Оренбурга: «Первый эпизод — расстрел товарища. Малодушие и предательство. Но если задуматься, то за этим открывается Провидение Всемогущего Бога. Желая спасти обоих, Господь попустил это нравственное падение главногогероя фильма. Да, может, и не было на Севере такого монастыря. Но это как бы образец для всех нас. Главное в фильме другое. Мы идем и просим. А когда нам дают, то мы сами боимся принести большую или малую жертву. Когда отец Анатолий предложил жене сделать жертву за пропавшего без вести на войне мужа, она буквально завыла. Нам — дай, а как с нас — сразу бежать… Наконец происходит встреча товарищей. Замыкается круг событий. За свою жизнь и молитву Анатолий получает прощение. Тихон уезжает озадаченный. И кто знает, не даст ли такое событие толчок и в его жизни, не придет ли он к вере».
«Когда я смотрел фильм, то в некоторых местах плакал, — написал нам монах И. из пос. Светлицы Тверской области. — Я постарался отсечь все частности, все то, что мешало отнестись к фильму безпристрастно. В юном моряке-предателе я увидел себя. Я иуда, о Боже! Кто, как не я, ежедневно предаю и распинаю на предание своего Спасителя, творю непрестанно беззакония? И если для меня будет поставлен вопрос «жизнь или смерть»? Я понял, что предам Господа. Господи, помилуй меня, грешного! Но есть Бог, есть покаяние, есть надежда на милость Божию, на помилование. Фильм предлагает нам заглянуть внутрь своей души. Он начинает что-то пробуждать. Обличение. И многие из нас к этому не готовы».
Наш интернет-читатель Игорь Бондарев признается: «В течение фильма я несколько раз плакал и не мог ни на одно мгновение оторвать глаз от экрана и особенно что-то прослушать. Не мог раньше представить, что чтение Иисусовой молитвы может так действовать на человека. А когда главный герой читает «Блажен муж» и 50-й псалом — слушаешь и замираешь от чувства своего собственного недостоинства. Спасибо всем, кто создал этот прекрасный фильм».
А Фотиния Муравей из города Новокуйбышевска Самарской области рассказывает: «Первый раз смотрела с напряжением, выискивала, где здесь может быть что-то не то, — и, к радости, не нашла. Брат-семинарист посмотрел фильм первым и вынес лаконичный вердикт: «Наш фильм. Это наш ответ «Страстям Христовым». Церковные люди после просмотра радостно говорят: «Теперь все увидят красоту нашей веры».

Вчитываясь в проникновенные строки этих писем, я начинаю убеждаться в том, что слишком резко и субъективно отнесся к фильму. Да, много в нем нестыковок, искусственности, а порою и фальши. Но есть главное. И это главное лучше меня увидели наши читатели: призыв к покаянию. Вот почему в конце этого обзора я хочу попросить извинения у тех людей, кого невольно ввел в соблазн и породил своей статьей в них чувство недоумения. Ведь и Священноначалие нашей Церкви в лице Святейшего Патриарха Алексия II положительно оценило эту картину.
«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». И быть может, фильм «Остров» зажил своей, отдельной от своих создателей, жизнью. Слишком чисты сердца людей, давно ждавших эту картину. Слишком истосковалась русская душа по высокому искусству. А значит, и фильм «Остров» стал шагом не в сторону тьмы, а в сторону света.

Антон Жоголев
19.01.2007
Дата: 19 января 2007
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru