Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Любимые фильмы детства

Станут ли такими для ребят работы современных кинематографистов?

— станут ли такими для ребят работы современных кинематографистов?

Международный фестиваль «Кино — детям», проходивший с 16 по 20 апреля в Самаре, а также в различных ее пригородах и поселках, дает повод задуматься о том, что смотрят наши  дети. А еще — и о том, чего они не смотрят. Ведь ТВ-каналы не берут на себя смелость нравственно воспитывать юного зрителя, а предпочитают пичкать ребятишек «Прекрасной няней» или «Инспектором Гаджетом». А ленты, снятые талантливыми режиссерами, работы, которые достойны наших детей, к сожалению, показываются лишь на фестивале. Этот праздник кино не имеет аналога ни в одном регионе России, проходит он седьмой год подряд, и традиционно его главным спонсором является «Волгатрансстрой».   
За пять апрельских дней его организаторы — Союз кинематографистов России, студия «Волга-фильм», ГУП «Самарский Облкинопрокат» и Центр российской кинематографии «Художественный» — попытались показать современное кино для детей во всей его полноте. Расскажу лишь про несколько самых ярких лент фестиваля.
В кинопрограмме «Во славу Отчизны» представлены фильмы о войне. Точнее сказать — о войнах. Героя документального фильма «Отставной учитель» Вадима Цаликова война опалила дважды. В молодости он в страшном кольце фашизма отстаивал Сталинград, а 1 сентября 2004 года ветеран войны оказался среди заложников школы Беслана. Этот фильм — страшное и поучительное откровение. Рыдание старца за своих детей и внуков. В его глазах я не увидела укора или отчаянья, я прочла боль о нас, не живущих по главным заповедям — «возлюби» и «не убий». Но вот надо ли смотреть детям этот страшный в своей правде фильм — для меня так и осталось вопросом.
Документальный фильм Марлена Хуциева «Люди 41-го года». Перед нами — черно-белая хроника о мирной жизни советских людей. И сразу же — самолеты со свастикой; моряки, со штыками идущие против фашистских танков. А вот школьники, усердно изображающие гуляние по городу в ночь на выпускной, современные дети, стилизованные под ребят сороковых годов, смотрятся бутафорски. Так кто же они такие, люди 41-го года? В стране оголтелого атеизма, где убивали священников и рушили храмы, люди в одночасье переменились. Русские женщины: бабушки, матери, сестры — доставали спрятанные иконы и благословляли ими своих детей, братьев и мужей, уходивших на войну. Жаль, что в фильме об этом рассказывает лишь маленький эпизод. А ведь в этом — главное, основа нашей Победы! Мой прадед всю войну каждый день читал «Отче наш» и потому вернулся целым и невредимым.
В кинопрограмме «Российские премьеры» организаторы фестиваля порадовали детей сразу несколькими лентами. Фильм «Поллианна» — экранизация одноименной повести американской писательницы Элинор Портер российским режиссером Валерием Евтушенко. Вот что он рассказал мне перед показом картины:

— Мы начали снимать этот фильм десять лет назад; долго не было все денег на «озвучку». Тогда почти все фильмы были агрессивные, злые, а мы хотели сделать светлую и радостную картину. Мне хотелось вызвать в маленьком зрителе сопереживание истории о хорошей девочке Поллианне. Во всех ситуациях она действует так, как ее научил папа. Она поступает по Библии! Главную героиню играет моя дочь Ольга, ей тогда было десять лет и она уже пробовала свои силы  в «Ералаше». У нас снимались Олег Янковский, Игорь Костолевский, Леонид Куравлев и Татьяна Догилева. Такие мастера помогли создать картину интересной.
Фильм Владимира Грамматикова «Тайна сибирской княжны» похож на сказку. Это экранизация «Записок маленькой гимназистки» известной Православной писательницы XIX века Лидии Чарской. Сюжет захватывает сразу: происходит подмена девочек, и юная княжна воспитывается в далекой тайге. Действия фильма идут в Москве и в Сибири. Главную роль в фильме сыграла Наталья Солдатова. О своем отношении к вере актриса говорит так: «Я сама хотя и крещеный человек, но плохо представляю даже, зачем надо святить кулич. Бабушка с детства приучила ходить в церковь на Пасху и святить кулич, я так и делаю. Откладываю все дела, откладываю интервью, прошу перенести съемку и обязательно иду святить кулич. Хотя зачем я это делаю, пока до конца не осознала». Такое вот «интуитивистское» отношение к вере, к сожалению, характерно для многих деятелей мира кино. Чего в этом больше — хорошего или плохого, — пусть судят зрители.
Очень удивил меня художественный фильм осетинского режиссера и актера Акима Салбиева «Одиннадцать писем к Богу», представленный в кинопрограмме «Путь к храму души нашей». Удивило в первую очередь то, что в фильме дневник мальчика состоит из четырнадцати писем. Куда делись три из них, я так и не поняла. С этим вопросом обратилась к режиссеру Салбиеву. Вот что он мне ответил: «Мой племянник смотрел этот фильм и насчитал всего одиннадцать писем. Я и решил так назвать — «Одиннадцать писем к Богу», хотя их действительно в фильме четырнадцать». Еще удивила в этой картине потрясающая красота природы Осетии. И как контраст — далекий от правды жизни сюжет. В интернат, который находится высоко в горах, приезжают новый воспитанник и новый учитель, и с их появлением все зло наказано, а жестокие люди становятся добрыми. А еще — интернат этот хотели закрыть, но директор решает «во спасение» солгать начальству и сообщает, что в этом здании как-то раз ночевал проезжавший по Кавказу Александр Сергеевич Пушкин. И вот уже мы видим торжественное открытие мемориальной доски — интернат спасен! А слепнувший мальчик все пишет и пишет свои чистые, искренние письма к Богу. В его исполнении в конце фильма звучит песня: «Пусть мама придет... Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети...»
Студия «Волга-фильм» уже не первый год работает над Православной программой «Воскресенье». На фестивале эта программа представила свои фильмы: «Георгий Победоносец», «Старость — не радость», «Неунывающая Катя». Пятнадцатиминутная лента Елены Подроманцевой «Иконописец» знакомит молодого зрителя с самарским храмом Георгия Победоносца и с известным московским иконописцем Александром Чашкиным, работающим над фресками храма. Дети хорошо смотрели фильм. Хотя это были довольно маленькие зрители от 6 до 10 лет, во время просмотра не было никаких шалостей, никаких шептаний. Но мне почему-то вспомнилось, что вот так же c пафосом и по-доброму в старые добрые времена снимались ролики о передовиках производства, восхваляющие работников транспорта, рыбной, текстильной  и другой промышленности. Прикосновения к Чуду, на мой взгляд, в ленте не получилось.
Режиссер-документалист Алла Николаевна Миронова представила свою работу «Иверский монастырь». Интересный факт: монастырь был назван Иверским по желанию елабужской купчихи Екатерины Марихиной, которая пожертвовала общине семейную Иверскую икону Божией Матери с ценным золотым покрытием. В фильме показано, как шаг за шагом с Божией помощью отстраивался монастырь. В годы гонений на веру в монастыре расположили рабочий городок, склепы были разграблены и осквернены, а иконы сожжены. Но кто-то из самарцев спас от поругания Иверскую икону Божией Матери, и в наши дни она вернулась в обитель. Режиссер Алла Миронова рассказала: «После съемок фильма я проплакала два дня, так мне было не по себе. Я ведь тридцать лет прожила в так называемом «обкомовском доме», который построен на святом месте — там раньше был Сретенский храм, от которого и начался монастырь. И вот как только наша семья въехала в этот дом, начались все наши беды: умерла мама, пошли болезни... Сейчас я понимаю, почему все так случилось».  
На фильме Дмитрия Золотова «Тайнозритель» старшеклассники сначала еще перешептывались и отвлекали друг друга, но мало-помалу лента захватила их. Это неспешный убедительный рассказ о житии чудотворца — преподобного Александра Свирского, покровителя северных русских земель и единственного на Руси святого, лицезревшего Пресвятую Троицу. Автор картины талантливо сплел повествование о великом русском святом с судьбой нашего современника — казаха, принявшего Православие, врача-остеопата Рустаулета Муратбекова. Он потерял в автокатастрофе своего брата, месяц не мог спать и есть, душевные мучения были настолько сильны, что Рустаулет почувствовал: его может спасти только крещение. Теперь он и его пациенты спустя полвека после обращения врача к Православию получают исцеление от нетленных мощей Александра Свирского. В фильме оператором умело найдены такие точки съемки, с которых белый с голубыми куполами храм Свято-Троицкого монастыря смотрится чистейшим белым лебедем у двух озер. 
Чешский режиссер, сценарист, доктор искусствоведения Мария Кабошова не первый год показывает на фестивале свои Православные фильмы. В прошлом году Мария Кабошова сняла в Самарской области документальный фильм «Чудеса на реке Волге» — о тольяттинской Православной гимназии.
«Мы с мужем взяли личную камеру и поехали в Россию снимать фильм про уникальную школу, — рассказывает Мария Кабошова. — Мне хотелось, чтобы мой муж-католик почувствовал красоту Православия. Когда мы показали отснятый материал на чешском телевидении, там заинтересовались и даже подключились к нашей работе. Современная школа не воспитывает сердце ребенка, она дает только сумму знаний. В Европе дошли уже до того, что мало кто хочет заботиться о старых людях. Да и рожать детей многие не хотят, боятся обременять себя обязанностями и потерять личную свободу. Сейчас даже идет разговор о создании специальных лагерей для бедных. Любовь — это отдавать, но человек ищет только развлечений, и душа его погибает. У русских есть драгоценная жемчужина — Православная вера! Я очень жалею, что у моих родителей не было возможности отдать меня в такую школу, как в Тольятти... Если бы моя жизнь началась с Православия, то многое в ней сложилось бы по-другому».
В фильме «Чудеса на реке Волге» рассказывается, как еще пятнадцатилетним юношей будущий протоиерей Димитрий Лескин задумал создать Православную гимназию. И вот уже он обивает пороги городских властей, руководства ВАЗа и добивается  выделения места и средств на строительство гимназии... Сколько трудов положено им и его помощниками, чтобы в городе автомобилестроителей появилось такое уникальное учебное заведение — где не только дают знания, но учат детей любви и доброе! В заключительных кадрах фильма матушка Юлия Лескина говорит о том, что создание такой удивительной школы считает Божественным чудом.

На фото: актриса Наталья Солдатова; режиссер Валерий Евтушенко и его дочь Ольга, исполнительница роли Поллианны; маленькие зрители не скучали и в зрительном зале, и в фойе.

Ольга Круглова
Фото автора
27.04.2007
971
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru