‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

«Покаяния отверзи ми двери…»

Последуйте за Христом на распятие, если хотите возрадоваться радостью Его воскресения…


Пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту пророка Моисея (Исх. 34, 28), пророка Илии (3 Цар. 19, 8), а главным образом — примеру Иисуса Христа, постившегося сорок дней (Мф. 4, 2). Древние христиане приурочили Святую Четыредесятницу ко времени воспоминания крестных страданий Спасителя, предваряя постом и покаянной молитвой эти Страстные дни, чтобы, посильно подражая самоотречению и самоотвержению Христа, этими подвигами проявить свое живейшее сострадание и любовь к Спасителю, пострадавшему за мир; и чтобы заранее нравственно очиститься ко времени торжественных воспоминаний Страстей Господних и Его славного Воскресения.
То, что подражание посту Христову приурочено ко времени, предшествующему дням, когда воспоминаются страдания, смерть и славное Воскресение Христово, — придает посту особый для нас смысл и значение. Страданиями Спасителя и Его воскресением всем нам дарована надежда и нашего воскресения для жизни вечной. Но для осуществления этой надежды, для получения вечной блаженной жизни нам нужно подражать Христу в чистоте и святости жизни. Нужно пройти тот же путь, каким шел Спаситель, — путь самоотречения и самоотвержения и, кроме того, путь борьбы с чувственностью и греховностью нашей природы. «…Побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2, 7). Средством следования по этому спасительному пути служит Святая Четыредесятница.
Блаженный Августин учит: «Дни Четыредесятницы обозначают жизнь настоящего века, так как и дни Пасхи предизображают вечное блаженство. Во время поста мы имеем сокрушение, а в Пасху исполняемся радости, так как в настоящей жизни должны мы нести покаяние, чтобы в будущей жизни достигнуть вечных благ. Итак, каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия. Во время жатвы собирается пища для тела, так во время духовной жатвы должно собирать пищу для души, которая могла бы питаться ею в жизни вечной. Нерадивый, ничего не заготовивший в свое время, целый год терпит голод; так тот, кто постом, чтением Священного Писания, молитвою пренебрежет в настоящее время, тот не сможет собрать для души духовную пшеницу и небесное питие и потерпит вечную жажду и тяжкую бедственность».
Подобную же мысль выражает и Святая Церковь, когда молится о нас Богу, чтобы Он, введши нас «в пречестные дни» Великого поста, «ко очищению душам и телам, к воздержанию страстей, к надежде воскресения», подал нам силу «подвигом добрым подвизатися, течение поста совершити, веру нераздельну соблюсти, главы невидимых змиев сокрушити, победителем же греха явитися». Таким образом, Святая Четыредесятница по своему смыслу и значению для нас есть как бы изображение нашей жизни такою, какою она должна быть, — то есть жизни не для плоти, а для неба и вечности.
Свидетельства о Святой Четыредесятнице встречаются у всех древних христианских писателей. «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову», — пишет Игнатий Богоносец. Святой Амвросий Медиоланский еще яснее говорит: «Господь освятил нам постом Своим Четыредесятницу: это сотворил Он для нашего спасения, чтобы не только словом, но и примером научить нас посту». Святые Василий Великий и Григорий Нисский утверждают, что пост великой Четыредесятницы существовал в их время повсюду.
Великий пост — это время особое, время святое; он охватывает все стороны человеческой жизни. В дни Великого поста человек призван более пристально обратить внутренний взор свой на свое несовершенство и греховность. Все внимание должно быть обращено на грех и его последствия, каждому надо увидеть себя погибающим и возопить к Богу о спасении.
И в связи с этим Святая Церковь в своем великопостном богослужении отлагает всякую торжественность. В это время не служится литургия кроме субботы и воскресенья, ибо литургия — это праздник, и когда мы причащаемся, то торжествуем, а пост — это время особого покаянного плача о грехах. В среду и пятницу служат литургию Преждеосвященных Даров. Церковь изменяет сообразно со временем и состав других церковных служб. В храмовых службах гораздо меньше места занимает пение как выражение радостного состояния духа, а предпочтение отдается молитвенному чтению. Во все церковные службы поста входит молитва св. Ефрема Сирина о том, чтобы Господь отнял от нас дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия и даровал нам дух смирения, целомудрия, терпения и любви; чтобы даровал каждому зрети свои прегрешения и не осуждать брата своего…
Святые Отцы и Учители Церкви, испытавшие по собственному опыту благотворность поста, ревностно внушали — согласно с учением Священного Писания о посте — необходимость прилежно соблюдать его. «Пост, по учению Василия Великого, рождает пророков, укрепляет сильных; пост умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, надежный сожитель телу, училище подвижников. Он отражает искушения, умощает подвизающихся в благочестии, он сожитель трезвости, делатель целомудрия; он в бранях совершает дела доблести, во время мира научает молчанию». «Пост предпосылает молитву на небо, делаясь для нее как бы крыльями. Пост — приращение домов, матерь здравия, воспитатель юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам, пост есть оружие для ополчения против демонов, потому что сей род изгоняется только постом и молитвой» (см.: Мк. 9, 29).
Таким образом, пост является очень действенным средством для достижения главной цели христианской жизни — обожения.
Чем тверже будет наше сознание святости Четыредесятницы, чем искреннее мы испросим прощения у своих ближних в Прощеное воскресенье, чем глубже осознаем свои грехи, чем добросовестнее будем соблюдать пост, тем с большим ликованием и радостью мы встретим грядущее Христово Воскресение.

Священник Дионисий Толстов
24.03.2000
899
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru