Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Святыни

Воскресное ущелье

Древний Датунский храм раскрывает для нас забытые страницы истории Христианства в горном Дагестане.

Древний Датунский храм раскрывает для нас забытые страницы истории Христианства в горном Дагестане.

Дагестан… - самобытный регион России со своими культурой и традициями. В Дагестане находится единственный в России Самурский лиановый лес, самый высокий песчаный бархан Сары-Кум, где снимался легендарный фильм «Белое солнце пустыни»; в древнем Дербенте высится крепость Нарын-Кала. В традиционно мусульманской республике много культовых сооружений, есть также и христианские святыни. И я постараюсь рассказать об одной удивительной и таинственной христианской Датунской церкви, построенной еще в средние века.

Мы выехали в восемь часов утра. Еще перед поездкой нас предупредили, что у всех женщин и девочек на голове обязательно должен быть платок. А в начале пути наш гид рассказывал о предстоящей поездке.


Башня в ауле Гоор.

Первая наша остановка была в небольшом селении, где нас угостили свежим горячим хлебом и домашним дагестанским сыром. Примерно через полтора часа мы подъехали к самому длинному автодорожному тоннелю в России протяженностью 4 километра 300 метров. Обычно, когда проезжают этот тоннель, бывает так: с одной стороны горы светит солнце, а с другой - плывут облака или идет дождь. Нам повезло - с обеих сторон светило солнце. Немного проехав, мы остановились возле Гимринской башни, где для нас провели небольшую экскурсию. Мы поднялись на самый верх старинной башни.

Наш автобус подъехал к Ирганайскому водохранилищу. Восхитились чистой с голубым отливом водой на фоне высоких гор, невольно залюбовались красотой этого края. И кажется, что это дивное море? озеро? - было всегда. Но это водохранилище было образовано на реке Аварское Койсу при строительстве Ирганайской ГЭС. При этом жителям трех селений пришлось покинуть дома своих предков, переселиться в другие места. Вместе с домами и хозяйственными постройками под воду ушли сады и кладбища.


Людмила Чиркова у стен старинного Датунского храма.

Не доезжая несколько километров до селения Хебда, райцентра Шамильского района, мы подъехали к ущелью Хатан-Бугеб-Ккал, в переводе с аварского - «ущелье, где находится храм». Русское название этого места - Воскресное ущелье.

Автобус остановился у железной калитки и каменного забора, построенного из горного камня по старинной технологии. Калитка была сделана несколько лет назад, чтобы путники могли пройти внутрь и посетить святое место. Возле калитки нас встретила дружелюбная большая собака, она подходила ко всем, виляя хвостом и скуля, просила еду. Мы накормили ее и напоили. Одна девушка поила ее со своей ладони. В благодарность собака бежала за нами, потом вернулась обратно к калитке.

Немного пройдя от калитки, мы подошли к деревянному мостику с перилами, сооруженному несколько лет назад. По обе стороны тропинки - заброшенные сады, тропа возле деревьев была осыпана перезревшими абрикосами. Прошли еще несколько метров, и перед нами из-за скал и фруктовых деревьев неожиданно возник небольшой изящный домик, построенный из блоков золотисто-желтого песчаника. Это и есть древняя Датунская церковь.

Она была возведена грузинскими христианскими миссионерами примерно в X веке. Заброшена в XIII веке, а вновь начались службы на небольшой отрезок времени в XIX веке. Храм стоит на высоком скальном останце, омываемом с трех сторон маленькой горной речушкой Андихтляр. Выбегая из ущелья, речка впадает в горный поток Аварское Койсу.


Датунский храм в Воскресном ущелье.

Мы смотрели на маленький, повидавший многое за тысячу лет храм, и было ощущение, что он вот-вот вознесется в небо. Снаружи церковь исполнена изящества и стройности, и это подчеркивается фоном высоких серых скал.

В ущелье много фруктовых деревьев. Здесь можно жить, для проживания имеется всё необходимое: плодородная земля и чистая горная вода. В скале сохранились пещеры - вероятнее всего, там находились кельи монахов. Небольшая церковь построена по типу грузинских храмов: в высоту восемь метров, длина не более десяти метров, а ширина всего шесть метров.

Деревянные двери не сохранились. Еще в начале двадцатого века на стенах можно было увидеть средневековые фрески. Пастухи и путники внутри церкви разжигали костры, пытаясь согреться в холодные зимние дни, готовили еду. Копоть от огня уничтожила старинные росписи. Еще недавно вокруг церкви находили фрагменты покрытия глазурованной черепицы. Нынешняя крыша у Датунской церкви появилась одиннадцать лет назад в ходе реставрации. Правда, это скорее можно назвать ремонтом, а не реставрацией. Стены храма небрежно побелены. Местные строители восстанавливали святыню без попытки вернуть надлежащий внешний вид древней церкви. Отреставрированная крыша отличается от той, что была прежде. К тому же при реставрации стен храма использовали цементный раствор, что категорически нельзя было делать.


Людмила Чиркова у реки Аварское Койсу.

Надеюсь, что в скором будущем мы увидим Датунский храм отреставрированным профессиональными реставраторами. Под инжировым деревом у большого валуна планируют построить беседку со столом и скамейками для отдыха туристов и паломников. В этом месте тихо и уютно, не чувствуется ни ветер, ни летняя знойная жара. Хочется присесть и забыться. Мысли уходят на несколько столетий назад.

Датунский храм - это один из необычных старинных христианских храмов, сохранившихся до наших дней. Постройка Датунской церкви датируется концом X - началом XI веков. В грузинской летописи XV века автор с горечью пишет о Внутреннем Дагестане послетимуровского времени: «...в Лезгистане попадаются и другие храмы и монастыри, из которых некоторые построены из тесаного камня и находятся одни в развалинах, другие опустели, а третьи превращены в мечети». В общей сложности на территории Аварии по различным источникам известно о существовании 18 старинных христианских храмов. Это свидетельствует, что в Дагестане еще в средние века было известно Христианство. У церкви в Датуне необычная судьба: воздвигнутая в период распространения Христианства в горах Дагестана и заброшенная спустя три столетия с утверждением ислама, она вновь ожила в первой половине ХIХ века при имаме Шамиле. В 1849 году старообрядцы из числа терских казаков, притесняемые российским правительством, ушли за Терек, в горы, и просили разрешения у имама Шамиля организовать там уединенный скит. Абдурахман Казикумухский в своих воспоминаниях пишет об этой удивительной истории так: «…в Дарго-Ведено было целое селение из беглых русских солдат и староверов, которые просили Шамиля разрешить им жить на его земле. Тот разрешил. Они построили себе дома на возвышенности близ Дарго, в лесу, где много зелени и холодная приятная вода. Построили строение, похожее на часовню. В углах они повесили свои иконы. Около домов они посадили немного капусты, лука, кукурузы и, таким образом, жили спокойно».

Другой современник событий, Гаджи-Али Чохский, упоминает о двадцати солдатах, которые с женами и детьми и двумя священниками пришли в Дарго-Ведено. Шамиль предписал местному наибу поселить там староверов, отвести землю для посева и охранять их. Маленькая община просуществовала здесь недолго, ее не стало в 1852 году. «Когда они занимались богослужением, никому не принося вреда ни словом, ни делом, ночью на них напали неизвестные разбойники…» Когда имам Шамиль узнал об этом, он «строго взыскал за это самоуправство: с зачинщика была снята голова, а с остальных он взял в штраф по 70 руб. серебром за каждого убитого».


Зубутли. Сулакский каньон.

Тропа, ведущая к Датунскому храму, не зарастала травой и в советское время. По рассказам моей духовной матушки монахини Клавдии, она еще в советское время посещала Датунский храм. Со слов матушки скажу, что еще в те далекие годы местные жители, в основном женщины, не имевшие детей, приходили к храму и молились. После этого чудесным образом у них рождались здоровые детки. Этот факт ничем и никем не подтвержден, об этом не говорят и не пишут. Двадцать лет я знала об этом удивительном месте, и только в этом году Господь мне открыл дорогу к Датунскому храму.

Уединившись на какое-то время от группы, молюсь об упокоении убиенных в Датунской церкви. Молюсь и о здравии тех, кому нужна помощь.

Наш гид объявляет, что мы скоро поедем дальше. А как хотелось остаться здесь еще на некоторое время.

Отъехав от Датунского храма, через несколько минут мы приехали в селение Хебда. Нас пригласили в небольшое кафе с видом на бурную горную реку Аварское Койсу. Расторопный и молчаливый хозяин кафе накрыл стол с аварскими национальными блюдами - хинкалом и тонкими чудушками с творогом. Пообедав и немного отдохнув, мы поехали дальше в заброшенный Старый Кахиб - один из древнейших аулов Дагестана. Он знаменит своими боевыми башнями, построенными в VIII-X веках. В переводе с грузинского слово «Кахи» означает «скудная горная местность».

Из Бакдаба (Кахиб) виден еще один заброшенный аул - Гоор. Расстояние между ними небольшое, минут сорок вверх по склону. Древний Гоор - край башен. Он оригинален своей архитектурой, удивляюсь мастерству средневековых строителей в труднодоступном горном уголке. Время основания старого Гоора точно неизвестно. Археологи примерно определили конец XVII - начало XVIII века. Здесь всегда дуют сильные ветры Гьури - Гьоор, скорее всего от этого слова и произошло название селения Гоор.

После спуска с Гоор мы попили заваренный в термосе горячий ароматный чай, который приготовил для нас запасливый гид. С чувством благодарности нашему водителю и экскурсоводу мы поехали в Махачкалу.

Незабываемая поездка, она меня не отпускает уже несколько дней. А самое главное: хочется вновь побывать в Датунском храме, не спеша пройтись по узкому ущелью, подняться на верх скалы и оставить в душе тишину и радость этого святого места.

Людмила Чиркова, г. Махачкала, Дагестан.

62
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2020 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru


Warning: fopen(/home/b/blagovesrf/public_html/cache/desktop/public_page_41730): failed to open stream: No such file or directory in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1260

Warning: fwrite() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1261

Warning: fclose() expects parameter 1 to be resource, boolean given in /home/b/blagovesrf/public_html/engine/start.php on line 1262