Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Тайна долготерпения Божия

"Почему бандит живет и радуется? Почему безбожник наслаждается достатком? А я, мол, верую, но терплю разные невзгоды…?"


Почему грешники часто благоденствуют, а праведники бедствуют на земле? Более сорока лет я служу, являясь православным священником, и мне часто приходится слышать такой ропот на Бога. Почему бандит живет и радуется? Почему безбожник наслаждается достатком? А я, мол, верую, но терплю разные невзгоды... Что можно ответить на эти смятенные вопросы? Я постараюсь ответить так, как говорит об этом Святая Православная Церковь.
Читая жития святых, ходивших путями заповедей Божиих и ревновавших о славе Божией, видишь, что многие святые угодники были нередко поругаемы и унижаемы, терпели разного рода бедствия, страдания и самую свою праведную жизнь завершали мученической кончиной. Почему же Праведный не карает и не истребляет тотчас всякую неправду и беззаконие? Как Всемогущий Глава Церкви терпит поругание и унижение Ее членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешного? Господи, что яко путь нечестивых сеется, угобзишася вси делающии беззаконие?
Этой глубочайшей тайны долготерпения Божия не понимают вполне даже Святые Ангелы. Возмущаясь злобою и грехами человеческими, они просят у Господа дозволения погубить нечестивых, оскорбляющих величие и святость Божию злыми делами своими, — просят исторгнуть эти плевелы из среды живых: "Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?" Но Премилосердный и Долготерпеливый Господь запрещает им: "Оставьте расти вместе то и другое до жатвы" (Мф. 13, 28-30).
Впрочем, Слово Божие открывает нам некую часть этой тайны долготерпения Божия на нечестивых — столько, сколько нужно нам знать, чтобы стоять твердо в вере и благочестии, не соблазняться мнимым торжеством грешников, не унывать и не падать духом среди соблазнов и искушений.
Господь Бог потому доготерпелив и милосерд и к нечестивым грешникам, что и они суть дело рук Божиих, и в них есть разумная и богоподобная душа, которая драгоценнее всего мира; потому, что за всех падших человеков принесена правосудию Его величайшая, всесвятая жертва — крестная смерть Единороднаго Сына Божия, за всех грешников пролита Божественная Кровь яко Агнца Непорочна и Пречиста Христа. Поэтому Правда Божия требует уже не смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему. Посему Господь щадит каждого человека и целые народы, доколе не оскудеет всякая надежда и всякая возможность их обращения и покаяния, доколе не ожесточатся они вконец и не сделаются годными для одного огня гееннского.
Христиане знают, что Господь долготерпит и щадит грешников во временной жизни, потому что эта жизнь есть только краткое время испытания, а истинная жизнь на Небе, и для расчета с людьми у Него целая Вечность, что награды и наказания жизни будущей безконечны. Посему Правосудие еще ожидает, дает время, чтобы святый святился еще и праведный правду творил еще среди всех соблазнов и искушений мира, да очистится, яко злато в горниле, да явится достоин той высочайшей славы, которою просветятся праведники во Царствии Отца их. С другой стороны — чтобы обидяй обидел еще и скверный осквернился еще в мире сем, да будет достоин того вечного огня, который уготован диаволу и аггелом его.
Православная Церковь также проповедует, что Господь долготерпит и попускает грешникам блаженствовать на земле для того, чтобы каждый из них восприял вся благая своя в животе своем, то есть при жизни земной получил всю заслуженную им награду за то малое добро, которое и нечестивый человек делает по временам, — в Вечности же на долю его остается одно лишь злое, казнь и мучение. Праведникам попускается страдать в этом мире потому, что никтоже чист от скверны, аще и един день жития его на земли. Этими страданиями очищаются и заглаждаются все вольные и невольные согрешения их, ибо и праведник седмижды на день падает, по слову Писания.
Но это неисследимое долготерпение Божие не может и не должно ни подавать повода к безпечности блаженствующим на земле грешникам, ни повергать в уныние страждущих праведников. Хотя как не горевать и не плакать о времени, в котором мы сейчас живем, все более удаляясь от Православного закона. Молодежь без всякого будущего живет, заботясь лишь о земном. Мир во зле лежит!..
Но Православная Церковь взывает ко всем людям. Словами Евангелия вновь и вновь напоминает безпечным, что придет пора жатвы, и пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 41-43).
Тогда-то, возлюбленные мои, откроется вся слава сынов Божиих и все посрамление нечестивых. Тогда-то узрят небо и земля, что праведника — поруганного, презираемого, предаваемого истязаниям и смерти, — не бе достоин весь мир; что участь грешника, как бы он ни величался и как бы ни блаженствовал на земле, ужасна! Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира (Мф. 25, 34). Сбудется и предостережение, которому упорно не хотят внимать беззаконные: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25, 41).
Таков конец праведников и грешников, таково окончательное разрешение тайны настоящего долготерпения Божия, таково торжество правды и истины Божией! Все сказанное в Святом Евангелии — сбудется. Ибо, по слову Христа, все пройдет и изменится, но только Его слова не прейдут мимо, а все исполнятся.
Не будем же смущаться духом, мир грешников зря, видя нечестивых, превозносящихся и высящихся, яко кедры ливанские, а благочестивых в унижении и презрении, в гонениях и страданиях. Се, гряду скоро — глаголет Господь — и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. (Откр. 22, 12).

Протоиерей Виктор Гранкин, г. Льгов Курской обл.

02.02.2001
1046
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru