Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

Первые мученики за Христа

Проповедь в день памяти 14 тысяч Вифлеемских младенцев-мучеников, от Ирода в Вифлееме убиенных.

Братья и сестры!
Сегодня Святая Православная Церковь воспоминает событие, следующее вскоре за Рождеством Христовым, — событие страшное и знаменательное как для первого века христианства, так и для нынешнего времени. Событие это трудно постичь разумом. Как может злоба человеческая дойти до того, что взрослые люди восстали на маленьких, беззащитных детей?
Царь Ирод ополчился на Христа, не желая ни с кем делиться своей земной властью, не желая нисколько поступиться своим «я» даже пред лицом Божественного предначертания, ибо он знал Писание, исследовал его с помощью старцев и книжников и знал, когда и где должен родиться Христос. Но, невзирая на это, а только используя полученные знания в своих целях, Ирод еще больше погрузился во тьму греховную и послал воинов избить 14000 вифлеемских младенцев в возрасте до двух лет.
Эта нечеловеческая злоба, конечно же, исходила не только от Ирода, она исходила из самого ада, ибо так ад встречал рождение Христа. Адские силы, почувствовав, что власть их с явлением в мир Спасителя будет связана и ограничена, в безсильной злобе своей ополчились на самых немощных и невинных, а именно — на младенцев.
Если простые люди, пастухи, и ученые люди, жаждавшие правды, волхвы — искали Родившегося Христа, жаждали спасения, то они первыми и встретили его, и поклонились ему. А Ирод поступил иначе: узнав о том, что родился Христос, и тем самым даже исповедав, что Он Христос и Царь Иудейский, имеющий власть с Неба, вознамерился уничтожить Его. Это событие до сих пор потрясает всякого человека, который читает Святое Евангелие.
В чем же, братья и сестры, связь этого события с нашим временем? Ведь Евангелие Господне не является какой-то исторической книгой, только описывающей те или иные события, произошедшие задолго до наших дней. Эта Книга — Божественное Слово, которое пронизывает прошлое, настоящее и будущее. И те события или символы, которые изображаются через Слово Божие, имеют значение не только для прошлого, но и для настоящего, и для будущего.
Вифлеемские младенцы стали первыми мучениками за Христа, пролившими свою невинную кровь за Спасителя мира. Хотя они сделались мучениками безсознательно, но это произошло по Промыслу Божию.
Вы знаете, какое страшное сейчас время. Многие из нас думают — и, возможно, правильно предполагают, — что времена наши последние. Когда изольется чаша гнева Господня — для нас неведомо. Но то нравственное падение, которое мы наблюдаем сегодня, ужасает. Если Православный христианин откроет свое сердце Божьей правде, а глаза откроет на окружающий мир, то он увидит: то, что предрекали святые отцы, что предрекал Сам Господь наш Иисус Христос, исполняется. В Евангелии от Матфея Он говорит, что в последние времена за умножение беззакония во многих охладеет любовь. Вот через это-то умножение беззакония в наш мир все больше врывается сатанинский леденящий холод, который замораживает не только разум человеческий, но даже и сердца, которые должны быть самыми горячими, самыми любящими, самыми трепетными по отношению к детям, — сердца матерей. Они становятся ледяными, каменными, нечувственными, и разум помрачается оттого, что сердце уже не ощущает и не понимает истины. Сейчас истина подменяется провозглашением права женщины на убийство своего ребенка. Это страшнейшее искажение не только любой логики — Божественной и человеческой, но это еще и помрачение человеческого разума. Как может мать обречь собственного ребенка на погибель? Мы читаем в Евангелии: «Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф. 2, 18). А многие из нас, братья и сестры, плачут о чадах своих, которых сами же убили. Но порой можно видеть, как христиане, пришедшие на исповедь, исповедуют этот грех свой с равнодушием, да еще и прибавляют: мол, все так поступают, «что же делать, такая жизнь была». Какое страшное окамененное нечувствие! Если мы, Православные христиане, относимся таким образом к этому самому страшному греху из всех, когда-либо содеянных человеком, потому что именно пролитием младенческой крови встретил дьявол Христа на земле, — то что говорить о других людях…
В Евангелии от Матфея описывается, как на Горе Блаженств Господь преподал ученикам, своему народу заповеди блаженства. И после этого Он обратился к ним, будущей христианской общине, и сказал: «Вы — соль земли». Значит, и нам с вами Христос сказал: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленой? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5, 13). Затем Спаситель сказал христианам: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 14-16). Какие же наши добрые дела видит окружающий языческий мир, во многом не знающий истины, но по отношению к детям своим еще сохранивший закон совести? Ведь многие народы не помышляют об убийстве детей, рожают столько, сколько Бог пошлет, и Господь благословляет их уже за то, что они не соприкоснулись с грехом Ирода. А что творится в наших семьях? Зачастую мужья пьют, сыновья развратничают, женщины не подчиняются мужьям своим и не хотят рожать детей. Родители не подают детям добрый пример христианской, Евангельской жизни. Еретики и даже иноверцы порой опережают нас в благочестии. Они заблуждаются в самом главном — в Истине, но закон сердца своего они сохраняют. Люди многих вероисповеданий сохраняют четкую иерархию моральных ценностей. У нас же это во многом угасло. Во что превратилась для нас наша Святая Православная вера? В установление свечек на подсвечнике. А плача нет, сокрушения сердца нет, нет изменения нашей с вами жизни. Но что для нас самое главное в этой жизни? Главное — знать, что Бог милосерд и Он призывает нас к покаянию.
Еще через пророка Исаию Господь призывал нас: «…Научитесь делать добро» (Ис. 1, 17). И затем говорил: «придите — и рассудим… Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис.1, 18). Вот к чему нас призывает Господь — к покаянию, к очищению. Мы с вами должны научиться делать добро, светить вокруг себя, а не смердить и не распространять соблазн. Мы должны быть действительно солью земли. А если мы погрязнем в грехах, то погибнем и будем осуждены еще более, чем язычники или иноверцы.
Братья и сестры, я всех вас призываю любовью Христовой к исправлению нашей жизни, и не просто на словах, а на деле. Чтобы каждый из нас на своем месте — в семье, на работе, на учебе — воистину был настоящим Христианином, а не «богомольным» фанатиком, и всякий, соприкоснувшийся с Христианином, понял бы, что это Христианин. Чтобы наша жизнь действительно стала «солона», чтобы мы были солью пред очами Божиими. А как Господь сказал: «Соль есть вещь добрая». Так давайте, братья и сестры, станем для Господа и для окружающего мира «вещью доброй». Аминь.

Иерей Олег Китов, настоятель Крестовоздвиженской церкви г. Самары


Проповедь прочитана на Божественной литургии в Крестовоздвиженском храме 11 января, в день мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных.

16.01.2004
1675
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru