Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:


Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.






Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Дивное оружие — молитва и пост (Часть вторая)

Продолжение.


Начало см.

Понедельник 3-й недели
Краткая стихира Богородице может стать молитвой не только в дни поста:
"Свеще неугасимая, Престоле праведный, Пречистая Владычице, моли спастися душам нашим."
Вечером опять мы слышим призыв: "Пост возлюбим!" Благодаря посту "страсти лютейшие действием Духа" увядают, желание делать "божественные деяния" укрепляется, "ум на небо "воссылается, прощение от Бога Щедрого даруется".
Образ блудного сына и чадолюбивого Отца не раз вспоминается в стихирах дня, где покаянное чувство открывает душе глаза видеть свою вину и просить: "Не отрини меня самого, от Тебя удалившагося". И в другой стихире продолжение: "Покрый мою наготу человеколюбием Твоим и спаси мя".

Вторник 3-й недели
Словами блудного сына зовет душа Господа принять ее покаяние, сознавая свою греховность и недостоинство без обвинителей и свидетелей. Они — в самой жизни, о них говорит рубище — жалкие лохмотья, не защищающие, не греющие, не украшающие. Это — только свидетели крайней нищеты души.
"Постом очисти мя, даждь ми Твоя хотения совершити". Мы просим этим Господа исполнить Его желание — вернуть нам достоинство детей Своих, утраченное нашим сластолюбием и удалением от Него.
Уже теперь мысль о поклонении Кресту и Страстям Христовым готовит нас обращением: "Оживи смиренную мою душу, копием прободыйся, Владыко".
"Забвением Твоих даров иждив богатство" — души, конечно. Мы так мало думаем о том, что дает нам Господь, забываем, что лишь Его милостью "живем, движемся и существуем". Но не проходит для души безследно это забвение. Невнимательность, неблагодарность приводит душу к обнищанию и ослаблению. Потому мы так падки на приманки врага и так немощны в противоборстве с ним. Остается нам каяться и просить: "Ублажи, присвой к Себе, Человеколюбче".

Среда 3-й недели
Образ блудного сына сопутствует многим дням поста. И в среду мы слышим, что от лица кающегося называет Церковь страну, куда удаляется от Бога душа, "страной злобы". Там она "гладом тает благих дел". Этот голод души по способности творить добро и есть общая человеческая неудовлетворенность жизнью. Что же мешает их творить, если есть такое желание? Удаление от Бога, так как у Него — источник сил и вдохновения, мудрости и просветления. Но, слава Богу, есть возможность вернуться, если человек покается, сознавая: "согреших, вем бо Твою благость, прими мя яко единого, Щедре, от наемник Твоих…"

Четверг 3-й недели
Образ Креста все явственнее проступает в стихирах этой недели, готовя нас к поклонению ему, напоминая его значение.
"…Подаждь нам страх Твой, Господи, во время пощения и прощение согрешений…" Почему теперь зашла речь о страхе? Потому что первое напряжение может смениться внутренним ослаблением и безчувствием и, возможно, еще и потому, что время быстро приближает нас к дням Св. Страстей, переживать которые без чувства страха Божия — значит многого лишиться.
Мысленно возносясь к Кресту, мы молимся словами стихир, прося Господа "добродетелями всяческими обогатити", "собирая далече отстоящие" и разбегающиеся "помышления". Здесь же мы просим дать "сердцу… чистейший страх Твой и души… совершенную любовь". Вечерняя стихира учит нас просить: "Древо живоносного Креста Твоего видети сподоби нас и честне поклонитися". Здесь же есть прошение "пети по достоянию и Пасху тайную". Почему эта речь о тайной Пасхе? Может быть, автор стихир считал, что быть с Богом, достойно кланяться Ему, жить в благоговении перед Ним — всегда Пасха, всегда радость, всегда полнота блаженства. Тайная — так как не выражается явно, неведома тем, кто не знает этого опытом, не связана ни условиями внешней жизни, ни временем года, ни вспоминаемыми событиями…
В другой стихире мольба: "Оживи мою душу, умерщвленную прегрешеньми". Почему так часто слышатся подобные просьбы? Потому что человеку много дано и велика ответственность. Чуткая душа это чувствует все более и более. Зная, что потерянные силы можно почерпнуть лишь в Источнике жизни, Церковь зовет: "Обнови мя, к покаянию привлек, едине Многомилостиве".

Пятница 3-й недели
"Несмысленным скотом уподобихся, спасительных заповедей преступлением…". С таким сознанием каясь, молит Церковь от лица пришедшего: "Не отрини мене Твоего сыноположения, но обращающагося приими, яко блуднаго сына, и спаси мя".
Снова и снова с чувствами блудного сына звучит мольба: "Богатство расточих благости, к Тебе прибегох, Благоутробне… помилуй мя". К сожалению, всем свойственно ценить богатство благости тогда, когда его уже нет. Всем, кроме смиренных. Ими оно не присваивается, но всегда, оставаясь даром Божиим и владением Божиим, хранится благодарением в душе.

Суббота 3-й недели
Все стихиры — гимн Кресту. "Воссия Крест Господень, светолучная молния Твоей благодати в сердца чтущих Тя".
Обращаясь к Господу, на Кресте распятому, Церковь просит: "Воздаяние подаждь воздержания рабом Твоим", "богатое заступление", просит "не презреть нас бедствующих", сократить расстояние, разделяющее нас от Бога, побороть "борющия ны", "освятить наши души и телеса" и от всякого "вреда сопротивных соблюсти неврежденных" и "велию милость".
При поклонении Кресту поется стихира: "Днесь Владыка твари и Господь славы на Кресте пригвождается и в ребра прободается, желчи и оцта вкушает, сладость церковная: венцем от терния облагается: покрываяй небо облаки, одеждею облачится поругания: и заушается бренною рукою, рукою создавый человека. По плещема биен бывает, одеваяй небо облаки. Заплевания и раны приемлет, поношения и заушения, и вся терпит мене ради осужденнаго избавитель мой и Бог, да спасет мир от прелести, яко благоутробен".

Воскресенье 3-й недели
Крестопоклонная неделя вся посвящена крестным страданиям Господа, дарам Его победы и мольбам: "Сему (Кресту) умилением сердца поклонитися и нас сподоби, просвещенных добра постом и молитвами, и воздержанием, и благотворением".
В следующей стихире вечера замечено, что не только явное, видимое поклонение Кресту "демоны палит", но и "воображаем сих паля является". Это необходимо помнить всем, так как не всегда и не у всех есть возможность при всяком воспоминании о Кресте сделать поклон, но мысленно поклониться и призвать Господа — не менее действенно.
В тот же вечер звучит и просьба избавить от "фарисейского лицемерия". Все напоказ (хвалясь хотя бы только перед собой, питая и усердие свое лишь самомнением) — будет причислено к фарисейству и осудится за лицемерие, от чего и просит Церковь "очистить и спасти".

Продолжение следует

Иллюстрация: Рембрант. Возвращение блудного сына.

17.03.2006
1204
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
1 комментарий

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2019 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru