Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Дивное оружие — молитва и пост


Понедельник 1-й недели
В понедельник 1-й недели поют или читают стихиры, где вполне осознанно говорится: "Хочу каяться и не имею слез". Если и теперь буду лениться, "окажусь виновным". Как помочь себе? Молитвой. "Дай мне исправление, Благий Боже, и помилуй мя".

"Постимся постом приятным", — говорится в следующей стихире того же дня. Что же делает наш пост приятным, "благоугодным Господу"? Это удаление от всякого зла, воздержание языка, отказ от гнева и всякого раздражения, нежелание потакать всем своим сластолюбивым привычкам, воздержание от лжи, пустословия. Тем более — клятвопреступления. "Сих оскудение — пост истинный есть". Заметим, что опыт Святых Отцов не требует от нас невозможного — сразу коренной перемены, а в начале поста лишь "оскудение" всякого зла. Но если мы не будем начинать оскудевать грехами, то как с ними простимся вообще?

Вторник 1-й недели
Стихиры этого дня призывают вспомнить Евангельское повеление не показывать видом своего воздержания, но помазать голову "елеем благотворения", то есть не буквально только читать и исполнять, а видеть в этом указании более глубокий внутренний смысл. Заботясь о благотворении и чистоте души, чистоте всех побуждений, "не многоглаголем в молитвах", то есть не будем считать самым нужным количество прочитанного. Как же тогда молиться? Евангельски указанной молитвой "Отче наш".
В вечерней стихире есть указания на то, что воздержание дает душе наслаждение, и о таком даре просится усердно: "Воздержания наслаждение и мне дай, Господи, как Адаму рай…", "да живоносную Страсть Твою Крестную в радости предварю", то есть встречу с радостью страстные дни.

Среда 1-й недели
Стихира на стиховне утра среды обращает наше внимание на то, что и помышления о посте помогают поработить страсти. Одоление своих страстей как бы покрывает нас "духовными крыльями", способными облегчить нам "вражию движимую бурю". Тогда только мы сможем достойно поклониться Кресту и духовно праздновать Спасово воскресение.
Не перестает нам Церковь напоминать о том, что "постясь телесно, постимся и духовно", призывая не откладывать на будущее и творение людям добра, и собственное изменение к лучшему. Перечисляется это совершенно конкретно: "постися от всякой злобы и зависти", гнева и "сладости текущия и сластные", то есть воздерживаясь от привычных удовольствий, от исполнения всякого своего желания без разбора — лишь бы захотелось. Эта постоянная работа над собой избавит "лютых болезней" (прежде всего душевных, приносимых рабством страстям) и заслуженного наказания. Останется лишь от глубины души сказать: "Господи, слава Тебе!"

Четверг 1-й недели
Мысль о Пасхе едва ли хотя бы на один день заслоняется тяжестью поста. Пост — не как бремя невыносимое, а как средство глубже раскрыть свою душу Свету Воскресения — так это воспринималось издавна Церковным сознанием. И в этот день мы слышим призыв: преодолеть греховную закваску постом, препоясаться свободой "от всякого дела лукавого", утвердиться в вере, не уподобляясь врагам Креста, для которых "бог" — чрево, но последовать постом за Господом, Спасителем душ наших.

Пятница 1-й недели
В пятницу уже звучат напоминания о крестных страданиях Спасителя, хотя и прежде образ Креста неотделим от постного времени, но преобладает все-таки убеждение "бежать невоздержания", так как спасение от Господа найдет только душа, свободная от власти губителя. Пасха будет спасительной лишь тем, кто может "страстям не покоряться", но преодолевать свои желания, если они не ведут к Богу.
Вечером Церковь зовет: "Приидите, верные, делаем во свете дела Божии". Здесь, в этой стихире, есть указание на особый грех — быть другому соблазном. Чтобы избежать его, надо все дела свои "делать во свете". По объяснению этой же стихиры, мы должны "возрастить души дарования". Без своего старания они не возрастут, а старания без искренности, простоты и молитвы не приведут к желаемым результатам. Все вместе — и внутреннее делание ("во свете Лица Божия, то есть в памяти Его Присутствия), и внешнее — "дадим требующим хлеб" (то есть все необходимое; иногда это не хлеб буквально, а доброе участие, совет, помощь, моральная поддержка) умножат дарования Божии и сохранят от греха соблазна для других.

Суббота 1-й недели
Стихиры этого дня, как и вечера пятницы, посвящены памяти мч. Феодора Тирона. Церковь называет его "утешением скорбящим", "даром Божиим", его примером учит "благочестия богатство и светлость" страдальческими подвигами себе "сокровиществовать" (собирать, богатеть).

Воскресенье 1-й недели
Оно посвящено торжеству победы над иконоборчеством. Об этом говорят и стихиры дня, называя его "днем радостным и веселия исполненным", так как "светлость догмат истеннейших блистает" и сияет Церковь Христова, украшенная восстановлением почитания св. икон и единомыслием. Это не случайно подчеркивается, так как разномнения вызывают часто и ожесточенную борьбу за победу, где и вспыхивают страсти, удаляющие от Бога и Церкви.
Порадовавшись восстановлению церковного мира и свободе поклонения св. иконам, Церковь опять возвращает нас к мысли о действенности воздержания и его необходимости. В подтверждение вспоминаются Моисей, постившийся во время принятия закона на Синае, Илия — во время молитвы, три отрока — "мучителя пощением победиша". "Им же (постом) и нас, Спасе, сподоби воскресение улучити…"
Вечером в воскресенье стихиры учат нас трогательно просить: "Даждь ми умиление, и злых отчуждение, и совершенное исправление…" Так может просить лишь убедившийся в своей полной безпомощности, "в страсти телесные" погруженный и "ниоткудуже упование имущий".
Опять образ Моисея напоминает о том, что очищение (души) дает "видеть Желаемого". Это возбуждает ревность "в день воздержания от злых очиститься", чтобы "Господа, дающего тебе оставление и очищение и избавление", увидеть, "благого и человеколюбивого". Здесь два раза вспоминается об очищении. Первое — это от своего усердия, не дающего полной чистоты и просветленности, второе — как дар Божий, могущий дать душе неописанное блаженство. Необходимо свое старание, так как без него не получить Божьего дара, если же он и коснется души по милости Божией, то не удержит его душа, растеряет быстро.
Еще одна вечерняя стихира воскресения призывает: "Приидите, очистим себя милостынями". Здесь указание на то, что очищение приносит не одно мысленное покаяние в прежних грехах, но и исправление на деле. Как наиболее доступное — оказание помощи нуждающимся. Церковь предупреждает: делая, делай так, чтобы не знала десница, что делает шуйца" — "да не расточит тщеславия плод милостыни, но в тайне тайная Ведущему воззовем: Отче, остави прегрешения наша".
Начиная 2-ю неделю Великого поста, призываемся "ум возвысить безстрастием", "плоть вооружить чистотою", "текуще и побеждающе врага".

Понедельник 2-й недели
"Дивное оружие молитва и пост" — таким напоминанием призывает Церковь не лениться и не бояться трудностей, но "в том пребывающе, вернии, Спасу возопиим: Тебе единому согрешихом, помилуй нас".
Зная общую нашу лень и нерадение, Церковь старается возбудить в душах наших жажду исправления, напоминая: "суд при дверех, покайся, постом и молитвою очистися" и тогда уже проси Владыку: "исправление мне даруй".
"Имея благости пучину, пучины моих грехов лукавых иссуши, Христе…" Сознание не только множества своих грехов, но и закоренелое лукавство (то есть желание себя оправдать чем угодно, только бы не потревожить привычное сластолюбие) исцеляется лишь милосердием "долготерпеливого благодетеля душ наших" — Господа, у Которого мы просим: "даждь сердцу моему умиление", переживая часто состояние крайнего душевного окаменения. Прося у Господа сил на эту седмицу и на будущее время, постоянно имеем в виду грядущую Пасху, о которой просим: "Сам сподоби, Господи, и к будущему благотещи, тело и душу нашу и благодетельствуя, и укрепляя… да достигнем… день Воскресения Твоего вси в радости…"
"Духовным постом постимся", — неустанно возвращает Церковь к преимуществу духовного отношения к воздержанию, перечисляя необходимые условия ("расторгнем всякое развращение", избежим соблазнов греха (то есть преодолеем их), отпустим и братии долги), чтобы возможно было петь: "да исправится молитва наша…"

Вторник 2-й недели
"Вскую унываеши, душе моя…" Зачем унывать, работать греху, рабствовать страстям, если есть к Кому обратиться?! Как решиться идти к Врачу? "Встань, омый лице твое покаяния слезами", "елеем благотворения свещу просвети" — и тогда "обрящещи очищение от Христа Бога и велию милость".
Вечером, взирая на Крест, Церковь учит молиться: "Расточенный ум мой собери, плененный, влекомый страстями, и страданий Твоих общника мя покажи, воздержанием всего очищена".
Вечерняя стихира вторника (гл. 3) удивительно светла и радостна: "Время веселое поста, темже чистоты световидныя, и любви чистыя, молитвы светозарныя, и всякия иные добродетели насытившееся богатно, светло возопиим: Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость".

Среда 2-й недели
"Духовный, братие, вземше пост, языком не глаголите льстивная, ниже полагайте претыкание брату в соблазн, но покаянием просветивши души свещу слезами, возопим Христу: остави нам грехопадения наша, яко человеколюбец".
В другой стихире среды есть обращение к Апостолам с молитвой, ради которых мы просим у Господа умиления, чтобы провести время поста спасительно.
Еще в стихире (гл. 6) вечера есть обращение к Апостолам, чтобы избежать искушений и "время постное нам проводити юношески", то есть бодро, легко, стремительно, более видя цель впереди, чем трудности пути.

Четверг 2-й недели
"Покаяния время и жизни вечныя ходатай нам есть постный подвиг".
Нарушение поста в раю, — напоминает стихира вечера, — принесло смерть за непослушание. Теперь же, воздерживаясь "пищи тленной", будем избегать и страстей всегубительных, чтобы от Креста получать силы вернуться в Отечество, сподобившись от Христа-Бога великой милости.
Ничто так не спасает душу, как "подаяние требующим", "милостыня, растворенная постом".

Пятница 2-й недели
Стихира здесь называет пост "богоданным помощником", способным уврачевать "озлобленных от греха". "Странноубийца пост настоящий". В нашей власти иметь его помощником, если решиться на него мужественно, к чему эта же стихира призывает: "Не возсетуем иудейски, но церковно просветимся", то есть не в одном воздержании от пищи, внешних увеселений (да еще с видом усердного постника), но в отсечении страстей, греховных привычек, что впоследствии принесет истинную свободу и радость.
Вечерняя стихира так проста и доступна всем, что ее только помнить достаточно, чтобы такими словами обращаться к Господу: "Ныне время благоприятное, ныне день спасения, во множестве милости Твоей посети мою душу и бремя беззаконий моих ослаби, едине Человеколюбче".

Суббота 2-й недели
Все стихиры субботы торжественно воспевают "Фессалии чудо" — Святителя Григория. Ублажают его "бодрость к учительству", способность восставлять "ленивых души", "великое монахов украшения", "деянием и видением просиявшего", "теплого веры предстателя", "огнедухновенная усто благодати". Эти и другие "благохвалений песни" величают Свт. Григория Паламу.

Воскресенье 2-й недели
"Во тьме согрешений ходящим свет воссиял еси, Христе, временем воздержания, и благоуханный день страсти Твоея покажи нам, да вопием Тебе: восстани, Боже, помилуй нас".
Сознание своей греховности и заслуженного наказания ("безчисленная Ти согреших безчисленныя муки ожидаю") не должно угашать в нас молитвы, обращения к Богу за помощью: "Слезы ми убо даруй, имиже обрящу оставление и злых моих разрешение, постяся и зовый Ти: Владыко Христе, ущедри мя за великую и богатую милость". Кстати, о слезах. Слезы, о которых не раз говорилось в стихирах, могут быть и без видимых слез. Это сознание себя виновным, чувство покаяния и без слов.
В другой стихире хорошо замечены наши слабости: "обычаи лукавые ума моего" (это наши сластолюбивые привычки). Их мы просим подальше прогнать и умершую (как бы задохнувшуюся без Бога во грехах) душу оживить, "постом очистив".
"Поста наченше седмицу 3-ю", похвалим Святую Троицу, и, проходя остальное время "радостно", "цветы божественныя пожнем". Вспомним, в подготовительных стихирах были "класы лености". Теперь — "цветы". Из них венки должны быть принесены "начальнику дней", но Церковь зовет: "да вси Христа яко победителя, венцы носяще, воспоим" (значит, и венцы — нам).

На снимке: в храме читается Покаянный канон Андрея Критского.

Продолжение следует.

10.03.2006
Дата: 10 марта 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru