Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


Дивное оружие — молитва и пост (Окончание)

Окончание.


Начало см.

Понедельник 5-й недели

«Давый нам пощения время обратитися и живым быти, и никакоже погибнути, Слове Божий, сподоби всех благоугодити Тебе добре и теплым умилением послужити Тебе, Христе».
Опыт и трудности исправления своего побуждают непрестанно просить Божией помощи: «Якоже слепый от сердца зову Ти: Сыне Божий, просвети мои очи сердечныя»; «якоже впадый в разбойники и уязвлен, тако и аз впадох от моих грехов и уязвлена есть душа моя; к кому прибегну исцелитися, токмо к Тебе, душ и телес Врачу: излей на мя, Боже, великую Твою милость».
«От всех бед рабы Твоя сохраняй, благословенная Богородице, да Тя славим, надежду душ наших».

Вторник 5-й недели
Сознавая свою греховную слабость, зовем словами Церкви: «Уязвленную мою душу и смиренную посети, Господи, Врачу болящих и отчаянных, Пристанище необуреваемое, Ты бо есмь пришедый Избавитель мира, еже воздвигнути из тли падшего, и мене припадающа возстави за великую Твою милость».
Сознание великой милости Божией дает возможность «брашно любовь» творити, то есть понуждать себя (если и сердце противится) на любовь Божию отвечать послушанием, доверием и исполнением Им заповеданного, выражая это любовью к людям.
Пост склоняется к своему закату, и Церковь просит: «Постов время мирно скончати подаждь нам, Господи».

Среда 5-й недели
«Высоту добродетелей оставивши, душе моя, во глубину греховную снизошла еси…» Почему — оставивши, если знаешь о себе, что на эту высоту душа еще и не поднималась? Видимо, потому, что Бог дает каждому в какой-то миг ощутить себя «на высоте». Тогда чувство близости Божией и доступности Бога поднимает тебя над обычными заботами, и в такой миг дух захватывает от такой высоты и из земного уже ни о чем не вспомнишь и не пожалеешь. Но это проходит. Это дается, чтобы знать, куда идешь и что можно найти. Дальше — дело своего произволения, которому Бог помощник. Но тут-то мы и застываем… Вместо высоты достигаем глубины греховной. Из нее уже молим: «Попецыся о мне, Господи, и спаси мя».
Вечерняя стихира дня говорит нам, что душа ранится и уязвляется от пленения ума помышлениями, которые мы ленимся отгонять. Мысли, разбегающиеся во время молитвы, свидетельствуют о невнимательной жизни вообще. Эта беззаботность и ведет к пленению ума, то есть к такому состоянию, когда мы хотим противиться помышлениям — и не можем. Оттого мы и «наги добродетелей на житейском пути». В таком состоянии только остается просить: «Христе Боже, человеколюбием Твоим подаждь ми исцеление, изливая на мя великую Твою милость».
В тот же день звучат и предостережения нам: если вся жизнь прошла во грехах, трудно, а иногда и невозможно покаяться в старости. Нельзя откладывать на неведомый срок покаяние, но пока есть время, нужно молить: «Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
Некоторые из стихир приведем целиком.
«Тяжестью небрежения содержим есмь, в тине валяюся, стрелою устрелен велиара и оскверняю мое еже по Образу: Обратителю небрегущих и Избавителю прегрешивших, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Волею согреших паче всех, сего ради оставлен есть, имам противника души моей, плоти мудрование, и помрачает мя. Просвещение сущих во тьме и Наставниче заблуждающих, Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Живет, глагола пророк, душа моя и восхвалит Тя, взыщи овча заблуждшее мя и сопричти мя стаду Твоему, даждь ми время покаяния, да стеня вопию Ти: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Согреших, согреших, преступив повеления Твоя, Христе Боже, милостив буди ми, Благодетелю, да прозрю внутреннима очима, и убегну тьмы, и со страхом возопию: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Сокрыв талант, данный ми, яко несмысленный раб в землю закопав, ибо якоже непотребный осудихся, и не дерзаю прочее просити Тя, яко незлобивый ущедри мя, да и аз воззову: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Всем страстем поработихся, оставив закон и божественныя писания, всего мя исцели, Благодетелю, мене ради по мне быв Блаже, обрати мя, Щедрый, страстей Потребителю; Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«Утверди, Владыко, душу мою к Тебе притекати и Тебе работать присно: покров бо мой еси, и хранитель, и заступление, и помощь, сподоби, Божий Слове, вопити мне в дерзновении: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».
«О неизреченного Твоего благоутробия, преблагий, незлобивый Господи! О безгрешный и щедрый! Не отрини мене от лица Твоего, яко да и аз благодарственно, радуяся и поя, вопию Ти: Господи, прежде даже до конца не погибну, спаси мя».

Четверг 5-й недели
Летят дни поста, и во все дни Церковь от лица всех своих чад просит грехам прощение и душам спасение. Казалось бы, все стихиры об одном, хотя и разными словами говорят. Это сознание греховности так глубоко от глубины греховных привычек и слабостей, которые с великим трудом выкорчевываются, если уже пустили корни.
«В разбойнические пути впадши, душе моя люте уязвлена есмь от своих согрешений, предавшая неразумным врагом, но яко имущая время, во умилении возопиий: Упование ненадежных, Животе отчаявшихся, Спасе, возстави и спаси мя».
Обращение к Распятому на Кресте Господу: «Расторгни узы моя» — сопутствует радостному сознанию: «Время благоприятное поста ныне», «егоже всем во спасение показал еси».
«Пощением светлостью иногда Моисей сияй, славу Божию виде: сему поревновавши смиренная душе моя, на кресте распростершему длани Тебе ради благостию, делы угоди, воздержанием и молитвою, яко да улучиши Божественное наслаждение».
Пост приближается к концу, и Церковь просит, поклоняясь Кресту: «Радостию скончати поприще пощения и достигнути страсти Твоя воспети, Господи, имиже спасл еси ны».

Пятница 5-й недели
Образ впадшего в разбойники — это образ немощной души, терпевшей поражение за поражением от разбойников безплотных. Обойденная и презренная служителями храма, вопиет она к Богу: «Мертв есмь, кротчайший имея жизни останок, на Тя имеяй едину надежду, мертвым живот подающаго, но обяжи ми струпы, Твою искапав мне благость, Едине Человеколюбче».
В пятницу вечером — служба с акафистом Матери Божией. Поют «Совет превечный» и другие стихиры, которыми открывается служба, «Похвала Пресвятой Богородицы».

Суббота 5-й недели
Утренние стихиры целиком посвящены чину «Похвалы Пресвятой Богородицы», то есть вспоминают Благовещение. Обычно они печатаются вместе с акафистом и поются всей Церковью.
На великой вечерне в субботу вспоминается преподобная Мария Египетская. Ее покаяние — образец всем. Стихиры вспоминают ее обращение и пустынную жизнь. «Душевная ловления и страсти плотския мечем воздержания посекла еси, помысла прегрешения молчанием обучения подавила еси, и струями слез твоих пустыню всю напоила еси, и прозябла еси нам покаяния плоды. Темже твою память, преподобная Мария, празднуем».

Воскресенье 5-й недели
На утрени стихира говорит нам: «Несть Царство Божие пища и питие, но правда и воздержание со святостию. Темже не богатии внидут в не, но елицы сокровища своя в руки нищих влагают. Сия и Давид-пророк учит, глаголя: «Праведен муж милуяй весь день, наслаждаяйся Господеви, и во свете ходяй не поткнется. Сия же вся к наказанию нашему писашеся, яко да костящеся благостыню творим, и дает нам Господь вместо земных небесная».
Начинается вербная неделя. Церковь призывает: «Шестую от честных постов седмицу усердно начинающе, Господеви, предпразднственное пение ваше принесем, вернии, грядущему во славе, силою Божества во Иерусалим, умертвити смерть. Темже уготовим благочестно победныя образы, ветви добродетельныя, осанна вопиюще Творцу всех».
В тот же вечер вспоминается и притча о богатом и Лазаре. В стихирах мы слышим: «Обою конец смотряюще: оваго убо бежим немилосердия и безчеловечия, оваму жен поревнуем терпению и веледушию, во еже с ним во Авраамлих недрах греемым вопити: «Правосудне Господи, слава Тебе».

Понедельник 6-й недели
«Не осуди мене, Христе, в пламени геенстем, якоже богатого, ради Лазаря, но даруй и мне плачем просящу, капли человеколюбия, Боже, и помилуй мя» — так начинает Церковь неделю ваий. Вечером слышим о себе: «Недугующую стяжах душу, окаянный, и лежу на одре всегда лености, Владыко, и вопию Ти: милостиве, пришед посети, здравие мне подая и милость, и не остави мя, да никогда усну в смерть…» Зная губительность страсти иметь больше и больше, Церковь просит: «Душевного лихоимства свободи, Спасе…», чтобы не оказаться вместе с расточительным и немилосердным богачом, но «с Лазарем убогим в недрах Авраамовых причти нас».

Вторник 6-й недели
Церковь, обнимая и принимая каждого, знает, как трудно отстать от грехов, и потому учит: «О душе, что унываеши, что ленишься, бегай присно якоже Лот Содома и Гоморры, нечистоты заполения. Не возвращайся вспять», чтобы не быть безчувственным столпом сольным (по примеру жены Лота), но «смиренномудрием возопий: упование мое, и прибежище мое, Господи, слава Тебе». Здесь надо себе заметить, что моление сопровождается благодарением, и должно так быть всегда, хотя о благодарности мы почти не думаем.
«Всеми прилоги лукавого многострастное мое сердце изнемогше, гробу сносится уныния люте и якоже камнем покрывается нечувствием, Спасе. Древом Живоносного Твоего Креста вся сущая во аде ожививый, возстави мя, оживи, яко да страхом Твое славлю Божество».
Образ богатого и Лазаря вместе с воспоминанием вифанского семейства еще не раз зазвучит в стихирах этой недели, заканчиваясь обращением к душе своей: «Алчуща Божественных брашен, Слове, пламене будущаго избави мя Твоим благоутробием».

Среда 6-й недели
Еще не забыты богатый и Лазарь, но уже почти все стихиры уносят нас в окрестные веси Вифании, где умирает брат Марфы и Марии. Обращаясь от этого образа к душе своей, «Марфе и Марии, вернии, подражающе, ко Господу послем божественные деяния яко молитвы, яко да пришед, наш ум воскресит, мертв лежащий во гробе лености нечувственный, страха Божественного никакоже ощущающий и действ животных ныне не имущий, зовуще: виждь, Господи, и якоже друга Твоего Лазаря древле щедре, предстанием воздвигл еси страшным, сице всех оживи, подаяй велию милость».
От лица умершего Лазаря Церковь говорит, что ад полон неисчетным множеством душ, «Христос же идет оживити друга своего, едино от всех совершити согласие, благословен еси, Спасе, помилуй нас».

Четверг 6-й недели
«Приидите прежде конца вси братие, чистым сердцем приступим ко благоутробному Богу, житейская обстояния отринувше, о душах попечение сотворим, брашен сластей воздержанием гнушающеся, о милостыни попецемся, тою бо, якоже писано есть, прияша неции учредивше Ангелы. Напитаем убогими, напитавшего нас Своею плотию, облецем себе во Одеющагося светом яко ризою, да молитвами Пречистыя Богородицы и Девы Матери, оставление получивше грехов, со умилением к Нему возопим: Господи, избави нас от шуяго ответа и сподоби нас деснаго Твоего предстояния, яко милостив и человеколюбец».
Вечерние стихиры уже говорят о входе Господнем в Иерусалим, приглашая «множество богособранное священных монахов» вместе с народом встретить с ваиями Христа, зовуще: «Благословен Грядый спасти род человеч Страстию Креста и безстрастие всем подати за благость».
Обращаясь еще раз к образу богатого и Лазаря, просим избавить богатого «немилостивого подобия и неподатного нрава», у Лазаря же научиться «благодарственному терпению».

Пятница 6-й недели
Последний день Великого поста. Поэтому слышим: «Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче, еже прославити в ней величия Твоя и неизреченное нас ради смотрение Твое, единомудренно воспевающе: «Господи, слава Тебе».
Остальные стихиры дня целиком посвящены подробностям посещения в Вифании дома Марфы и Марии и воскресению Лазаря Господом.

В Лазареву субботу
Поет Церковь «Общее воскресение…». Стихиры дня, обращаясь к подробностям событий, подчеркивают, что Господь, показывая воскресением Лазаря силу Божества Своего, подавая пример ученикам, в народе смиряется, стараясь не выделяться, скрыть эту силу, спрашивает: «где положили его?» «Лазаря умерша четверодневнаго воскресил еси из ада, Христе, прежде Твоея смерти, потряс смертную державу и единем любимым, всех человек провозвещаяй из тли освобождение. Темже покланяющеся Твоей всесильней власти вопием: «Благословен еси Спасе, помилуй нас».
«Якоже рекл еси, Господи, Марфе: Аз есмь воскресение, делом слово исполнил еси, из ада воззвав Лазаря, и мене, Человеколюбче, мертва страстьми, яко сострадателен воскреси, молюся».
На великой вечерне все поют: «Днесь благодать Святаго Духа нас собра…» Еще звучит стихира: «Прежде шесть дней бытия Пасхи»… обычно исполняемая «концертно» (и ее же поют по окончании Литургии — «заприч.»). В основном уже сам вход в Иерусалим становится содержанием стихир вечера субботы и в воскресенье.

Вербное воскресенье
«От ветвей и ваий, яко от Божественна праздника в Божественный прешедше праздник, к честному Христовых Страстей, вернии, стецемся Таинству спасительному, и сего видим за нас страсть терпяще вольную, томуже пение подобное благодаряще воспоим, умильно зовуще: благоутробия Источниче и спасения Пристанище, Господи, слава Тебе».
«Страшно еже впасти в руце Бога жива, Сей Судия есть помышлений и мыслей сердечных. Никтоже да внидет искушаяй веру непорочную, но в кротости и страхе Христу приступим да приимем милость и благодать обрящем во благовременную помощь».
В другой стихире сонмище лукавых сравнивается с женой, не сохранившей верность мужу, в момент входа Господня им надо стыдиться своих детей, «сице вопиющих: осанна Сыну Давидову…»

Святой и Великий понедельник
«Се Жених» и «Чертог Твой» звучат на утрени Великого дня.
«…Се восходим в Иерусалим», — слышим Евангельские слова как бы самого Господа. За Ним шествовать зовет Церковь «очищенными смыслы», и да «умертвимся Его ради житейским сластем», чтобы ожить с Ним и возвыситься «в горний Иерусалим, в Царство Небесное».
С покаянным чувством слушаем. «Иссохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость».
Вечерние стихиры повторяют те, которые слышали на утрени. Среди них опять же Евангельское напоминание — «кто хочет быть первым, да будет всем слуга».

Святой и Великий вторник
«Се Тебе талант Владыка вверяет, душе моя, страхом приими дар, заимствуй давшему, раздавай нищим и стяжи друга Господа, да станеши одесную Его, егда приидет во славе, и услышиши блаженный глас: вниди, рабе, в радость Господа Твоего. Тоя достойна мя сотвори, Спасе, заблудившаго, великия ради Твоея милости».
Мысль об ответственности перед Богом за все, что Он дает, повторяется и в других стихирах, как и о затворенном Чертоге для ленящихся и спящих: «Приидите, вернии, делаем усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо многоусугубим благодати талант: ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает, да приобщается же Словом верный тайны ненаученному и да расточает богатство убогим другий. Сице бо заимованное многоусугубим: тоя нас сподоби, Христе Боже, яко Человеколюбец».

Святая и Великая среда
Вспоминает Церковь жену-грешницу, принесшую миро Спасителю. Вспоминается и предательство Иуды. От лица грешницы Церковь молит Владыку: «Возлюби любящую, праведно ненавидимую… Благодетелю Человеколюбче». Параллель с Иудой постоянно разбегается в разные концы: «Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу. Люта есть леность, велие покаяние». При чем здесь милость? Может быть, Церковь видит ее в нежелании преодолеть в себе все греховное и мрачное, что где-то дремало в душе Иуды и не преодолевалось механически, силой благодати даже, без его личного напряжения и устремления. Грех сам себя не изживет, если человек не работает над собой. Вот эту мысль иллюстрируют два примера — Иуды и грешницы.

Святой и Великий четверг
Тайная вечеря и предательство! Подробно касаясь всех событий этого дня, Церковь предупреждает: «Да никтоже яко Иуда льстивно да приступит к Трапезе… ненавидя лобызаше, лобызая же продаваще Искупившаго нас Клятвы, Бога и Спаса душ наших»…
От Лица Господа Церковь говорит каждому: «О друзи, зрите, да никийже страх вас разлучит от Мене: аще бо и стражду, но за мир. Не блазнитеся убо о Мне, не приидох бо, да послужат Ми, но послужити, и положити душу мою избавление за мир, аще убо вы друзи Мои есте, Мене подражайте: хотяй первый быти да будет последний, владыка яко служитель. Пребудете во Мне да грозд принесете, Аз бо есмь Лоза животная».

Святой и Великий пяток
«Вся тварь изменяшеся страхом, зряще Тя на кресте висима, Христе, солнце омрачашеся и земли основание сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся. Волею нас ради претерпевый, Господи, слава Тебе».
Основная мысль всех стихир — «велие чудо, яко Создатель мира в руки беззаконных предается и на древо возвышается Человеколюбец, да яже во аде юзники свободит зовущия: долготерпеливе Господи, слава Тебе».
Самое яркое свидетельство того, что мысли Божии — не наши мысли. И до сего дня мы плохо себе представляем всю глубину дара милости Божией, по которому смиренный грешник кающийся прощается, а самонадеянный и гордый исполнитель всех правил остается вдали от Бога.
Над всем миром плывет: «Тебе одеющагося светом яко ризою…»

Во Святую и Великую субботу
«Сия бо есть благословенная суббота; сей есть упокоения день…»
Стихиры дня уводят нас в ад, который «стеня, вопиет: разрушися моя власть» явлением Спасителя, разрушившего смертную державу. Последняя стихира субботы зовет: «Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, ибо Той победит враги, яко Всесилен».
В этот день особенно хорошо помолчать — умом, сердцем, всем существом. Еще лучше — не удаляться внутренне далеко от Господа, в тишине и мире помыслов благоговея перед Ним.

Иллюстрация: икона преподобной Марии Египетской.

Галина Пыльнева
31.03.2006
Дата: 31 марта 2006
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru