‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Никольский монастырь

От него сохранились лишь монастырские ворота…

Никольский монастырь в Самаре был разрушен в 1930-е годы. От него сохранились лишь монастырские ворота на улице Осипенко, бывшей Ново-Никольской. Только эти ворота, некогда украшенные иконой Святителя Николая, напоминают горожанам о находившейся на этом месте святой обители.
В январе 1851 года на левом берегу Волги была создана Самарская губерния — из бывших уездов Оренбургской, Саратовской, Симбирской губерний. Самара стала столицей губернии. По российским правилам административное деление обычно совпадало с церковным, поэтому 31 января 1851 года было объявлено о создании Самарской Епархии. Ее возглавил Преосвященный Евсевий. Он и стал инициатором создания мужского Никольского монастыря за городской чертой Самары.

…Однажды мне приснился сон, светлый-пресветлый. Стою я на пересечении улиц Ново-Садовой и Осипенко в ясный солнечный день. В зимней природе — праздник: снег блестит на солнце, небо ликует. Слышу благовест от Никольской часовни, что в военном госпитале на Осипенко, кто-то радостно сообщает: «От Николы звонят!» От места, где стоит школа № 16, или рядом, до неба — огненный светлый столп. И такая радость разливается вокруг!
Сны я не толкую и долго не держу их в уме, а от этого отойти не могла несколько дней: благодать его сохранилась во мне, а следовательно, в уме решалась задача: что бы это значило? Спустя два года само собой сон разъяснился. Меня пригласили на работу в самарскую школу № 16, что стоит как раз на том месте, от которого во сне столп поднимался до небес, в тот самый период, когда известными городскими краеведами была установлена история бывшего Свято-Николаевского монастыря города Самары.
При чем здесь монастырь? Сейчас расскажу.
Лучшим местом для строительства монастыря в ту пору была земля у берега Волги. Для строительства монастыря в 1857 году городским обществом была выделена довольно большая площадь земли — более 77 десятин.
К 1860 году была построена каменная однопрестольная церковь во имя Святителя Николая. На небольшое число братии были подготовлены кельи и созданы условия для проживания в них, о чем самарский Епископ Феофил доложил Святейшему Синоду. Торжественное открытие монастыря состоялось в 1863 году после выхода официального указа Святейшего Синода от 1 ноября 1863 года за №7-205.
Расстояние от монастыря до города — 400 саженей. Ближайшие приходские церкви — Петро-Павловская и Воскресенская — равноудалены от него на две версты.
В «Ведомостях о наместниках и братии Свято-Николаевского третьего классного штатного мужского монастыря за 1883 год», хранящихся в государственном архиве Самарской области, то есть через 20 лет после открытия, сообщается, что в монастыре два храма. Один, во имя Святителя Николая, освящен в 1861 году. Другой — деревянный, двухпрестольный, переделан из старого и освящен 29 июля 1884 года во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», с приделом Великомученика Пантелеимона (освящен в 1885 году, 5 мая). Храмовые праздники: в декабре, 24 октября и 27 июля.
Земли у монастыря было немало, часть ее сдавалась в аренду, и на полученные деньги монастырь постепенно отстраивался.
В 1858 году алатырский купец Федор Щеткин пожертвовал в пользу предполагаемого к учреждению монастыря 150 десятин земли, находящейся за Волгой в Жигулевских горах.
Первым настоятелем монастыря был утвержден игумен Варлаам. С начала своего существования монастырь находился в непосредственном ведении самарских епископов. И только Епископ Гурий передал всю полноту власти настоятелю монастыря.
Теперь эта территория ограничена улицами Осипенко и Челюскинцев, которые появились после строительства монастыря и назывались, соответственно, Ново-Никольская и Орловская. С других сторон граница монастыря проходила по берегам Волги и нынешней улице Сергия Радонежского. Территория со стороны улиц Орловской и Ново-Никольской ограничивалась довольно протяженными протоками, шедшими от Волги, одна из них от берега реки доходила до самых ворот монастыря, которые до сих пор стоят на улице Осипенко.
Когда-то эти ворота служили центральным входом в обитель, в которой располагался главный храм — Никольская церковь. Теперь на ее месте стоит наша школа № 16.
Войдем через Никольские врата — это центральный вход в монастырь. Самих врат теперь уж нет, осталась только арка, выполненная в византийском стиле, как и бывший Никольский храм. Над вратами были выставлены иконы в честь Святителя Николая и Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Прежде чем в монастырь войти, головушку пред святынями преклони да молитвы произнеси:
«Пресвятая Владычице наша Богородице, спаси нас!
Святитель отче Николае Чудотворче, моли Господа Бога о нас!».
Теперь мы на территории монастыря. Вот дорожки, проделанные братией и трудниками, они ведут от ворот до церквей. Церквей с 1909 года в монастыре стало три.
Первый — храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Богородичная церковь первоначально называлась Больничной. Она была устроена из жилого дома, пожертвованного помещиком Симбирской губернии Астраханцевым и перевезенного в монастырь из его имения Сосновки.
«Братия созданного монастыря, в числе 3-5 человек, при скудных средствах устроили из этого дома что и как могли: к старым, готовым материалам очень немного прибавили нового прочного». Иконостас устроили полотняный, древний.
Вскоре походный иконостас был заменен на постоянный стараниями самарского купца Василия Ефимовича Буреева. 29 июня 1860 года эта церковь была освящена Епископом Феофилом.
В 1868 году благодаря заботам настоятеля монастыря Преосвященного Герасима, Епископа Самарского, церковь была отремонтирована и приведена в надлежащий вид. И 12 мая 1868 года храм освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Храмовая икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» находилась под сенью у правого клироса. Она была пожертвована в монастырь Марией Семеновной Маряхиной. Икона имела в высоту 12 с половиной вершков и в ширину 10 вершков. Ее украшала серебряная с позолотой риза, расшитая мелким жемчугом. В 80-е годы эту церковь перестроили, она стала двухпрестольной. Главный престол во имя Божией Матери «Всех скорбящих Радость» был освящен 29 июня 1884 года, а придельный престол во имя Великомученика и Целителя Пантелеимона освящен 5 мая 1885 года.
Другой, небольшой храм, был в честь Николая Чудотворца.
В те времена, когда обустраивался монастырь, обнесенный «каменной оградой в 1 сажень вышины, а местами и больше, в аршин толщины», улица Ново-Николаевская проходила за его оградой, то есть с другой стороны ворот. Не так, как теперь они стоят перед улицей Осипенко. Справа от них, примерно в месте площади Героев ХХI Гвардейской армии, в 1860 году неизвестными самарскими благотворителями была построена уже каменная церковь во имя Святителя Николая с двумя колокольнями. Вместе с другой монастырской церковью в честь иконы «Всех скорбящих Радость» она уже не вмещала всех прихожан, желающих прийти на Богослужение. Ведь за полвека, с 1857 года, около монастыря выросли два больших поселка — Монастырский и Новый Афон. Да, именно! У нас в Самаре был свой Новый Афон!..
На воскресные и праздничные Богослужения в храме собиралось много прихожан. И тогда было принято решение о строительстве нового храма.
В середине между южных и северных стен монастыря, ближе к Волге, в 1909 году был построен великолепный храм — Свято-Никольский.
В 1901 году настоятель монастыря Архимандрит Вениамин задумал строительство соборного храма, эта идея была поддержана Преосвященным Гурием, Епископом Самарским и Ставропольским, который 5 мая 1902 года заложил в основание храма первый камень.

Соборный храм в честь Святителя Николая Чудотворца.
Имя автора первоначального проекта не установлено. Пятиглавый, трехпрестольный собор «византийского стиля» вначале строился под наблюдением архитектора Ф.П. Засухина, он внес изменения в проект. Но в 1904 году Засухина призвали в армию, и наблюдение за постройкой храма взял на себя известный самарский архитектор А.А. Щербачев. Окончание строительства храма произошло в 1909 году. Храм был трехпрестольный: главный алтарь устроен во имя Святителя и Чудотворца Николая, правый придел — во имя Покрова Пресвятой Богородицы и святого Великомученика Пантелеимона, а левый — во имя иконы Божией Матери «Владимирская» и Святителей Феодосия Угличского и Иоанна Златоуста.
Храм поражал красотой и величественным видом. Он был рассчитан на 1500 человек молящихся.
11 октября 1909 года состоялось торжественное освящение собора. Владыка Константин в сослужении бывшего настоятеля монастыря Архимандрита Вениамина, специально приглашенного из города Можайска, настоятеля монастыря игумена Иннокентия и целого сонма самарского городского духовенства освятил главный престол храма во имя Святителя Николая Чудотворца.
Особой роскошью и великолепием отличался главный иконостас. Он был пожертвован по воле покойного благотворителя Самары, ее почетного гражданина А.Н. Шихобалова наследником его, самарским купцом В.М. Сурошниковым.
Левый и правый иконостасы были сделаны иконостасных дел мастером и иконописцем И.В. Белоусовым в русско-византийском стиле и имели довольно изящный вид.
Стены храма украшали 96 картин на библейские сюжеты, написанные И.В. Белоусовым (этот мастер позже упокоился около стен храма).
Территориальное имущество монастыря на 1895 год уже составляло: под монастырем 77 десятин 586 сажень (произошла прибавка); лес и луга, каменоломни близ села Ширяево Симбирской губернии Сызранского района, 250 десятин лугов в 7 верстах от монастыря; водяная мельница близ Мелекеса в 100 верстах от монастыря; рыбная ловля на реках Сок и Кондурча в 70 верстах от монастыря; земля пахотная 500 десятин казенной меры близ реки Чагры Николаевского уезда в 60 верстах от монастыря.
Что и говорить, имущество монастыря выросло. Не случайно в перечне монастырей Самарской губернии в «Ведомостях за 1895 год» Николаевский монастырь идет сразу после сведений о епархии и братии Крестной церкви Самарского Архиерейского дома.
В Православном энциклопедическом словаре за 1912 год о Самарском Николаевском необщежительном, 3 класса, мужском монастыре сообщено так: «в 3 верстах от г. Самары, учрежден в 1863 г. Два храма. Управляет Архимандрит, братии 35 человек» (т.2, стр. 1993). Для сравнения: в самарском Иверском монастыре в это же время насчитывалось 385 сестер.
Известно, что к 1916 году монастырем управлял настоятель Архимандрит Анатолий, бывший оптинский монах. За монастырем числилось 465 дес. 686 саж. земли, и он получал ежегодно от казны 1 500 рублей пособия, так как к этому времени был причислен ко 2 классу.
Столетней давности история монастырской жизни стала привлекательной и для детей, и для взрослых. В наш школьный учебный план внесен факультатив «Самароведение» для учащихся основной школы. Под таким же названием действует ученическое научное общество. Его работа способствовала открытию в школе Никольского Духовного центра, через работу которого все учащиеся и их родители имеют доступ к историческому материалу бывшей Четвертой территории старой Самары.

Детки во время экскурсии часто задерживаются около одной старинной фотографии. Скорее всего, от недостатка в современном мире такого умиротворения на лицах окружающих.
— Кто это?
— Это семья последнего священника Никольского храма.
— А они еще живы? — спрашивают с надеждой на положительный ответ милые детишки.
Фотографию нам подарила Н.В. Арнольд, руководитель благотворительного фонда «Культурное наследие», со словами:
— Внучка священника в последние годы живет в Одессе, ей более 90 лет.
Мы сделали попытку найти ее, но тщетно. Может, кто-нибудь из вас, наши экскурсанты, знает судьбу этой семьи?

Изучая исторический материал конца ХIХ века, дети познакомились с новым для себя обществом самарских предпринимателей, врачей, духовенства. Это замечательные люди!
Например, Петр Никитич Сапунков из купеческой династии Сапунковых. Получив немалое наследство, он основал кирпичный завод № 1 у Колесникова оврага. Сапунковский кирпич шел на строительство железной дороги, военного госпиталя и трубочного завода. Затем он открыл кирпичный завод № 2 и алебастровые заводы. Каждый из заводов в год выпускал более 1 миллиона кирпичей. Каждую партию кирпичей проверяли на прочность. Возьмут прямо из печи, да в ледяную воду — не рассыпался. Затем о чугунную плиту со всего размаха — не раскололся, не потрескался. Тогда его взвешивают и в воду на неделю бросают. Теперь еще раз взвесят: не прибавил в весе, воды не набрал. Добро: можно в продажу пускать. Может быть, и наш храм из его кирпича сложен? А если из кирпича другого мастера, качество от этого не понизится.
Сильные и порядочные люди жили в Самаре! Не только о себе радели, но и для города богатели. Сколько построено, сколько создано на средства благотворителей старой Самары! А когда приходила пора испытаний для губернии и России: голод, засуха, война, — они по-братски делились с миром. На заводах открывали безплатные столовые, помогали деньгами и имуществом нуждающимся…
Вот еще несколько имен предпринимателей кирпичного дела: Маркел Михайлович Шигаев осуществил выделку кирпича машинным способом, внедрил Гофманскую печь для сушки. Поставлял в год 2 миллиона кирпичей для самарского строительства с личным клеймом.
До 10 миллионов кирпичей производил на своих заводах Иван Ефимович Ильин. Но это было уже в 1911 году, когда Ильин с компаньоном построил суперсовременный механический кирпичный завод для заказов Военного Ведомства. Из его же кирпича построены знаменитые казармы самарского гарнизона.
Многие самарчане селились близ монастыря, благодаря этому город развивался. По фотографии конца 30-х годов ХХ века «Строительство Рыковской улицы» можно разглядеть много частных строений на территории бывшего монастыря. Всмотритесь. Слева видно наш храм, а рядом частные строения горожан.
Около Никольской церкви делались захоронения наиболее знатных людей Самары и насельников монастыря. Здесь упокоены священники, иконописцы (братья Михаил и Иоанн Белоусовы), почетные граждане города — Н.В. Постников, знаменитый по всей России врач, изобретатель кумысолечения, и Е.Н. Аннаев, купец первой гильдии, известный в городе меценат. Здесь нашли вечный покой и другие наши земляки. Конечно, про вечный покой я громко сказала. Дважды в страшные 30-е годы останки упокоившихся здесь поднимались на поверхность. По распоряжению советских властей однажды это сделали работники местного НКВД с целью изъятия из могил драгоценного металла, а затем приехала московская комиссия, которая проверила, все ли ценности изъяты. И конечно, никто не потрудился снова захоронить людей по христианскому чину. Останки были брошены в гробовые ямы.
Выпускница школы конца 60-х годов рассказывала, что однажды на субботнике старшеклассникам было предложено прибрать нынешнюю территорию спортивной площадки. Юношам и девушкам дали холщовые мешки, перчатки и отправили на объект.
— Среди хлама нам чаще всего встречались кости. И даже несколько черепов. Мы, грешные, ими играли, пугая друг друга. А затем сложили в мешки и отнесли на свалку, — рассказала она. И добавила: «Прости нас, Господи, не знали, что творим».
Каждый день, проходя мимо спортивной площадки нашей школы, где и располагался Некрополь, я поминаю всех здесь упокоенных:
— Царствие Небесное всем вам, Православные Христиане, братья и сестры, Царствие Небесное, вечный покой!

Мы с детьми изучили не только обустройство монастыря, но и места, к нему прилегающие.

Семья последнего священника Никольского храма.
На месте современного КИНАПа, в старинном здании, располагалась в 1889 году мельница Зварыкина, которую потом купил и модернизировал купец А.Н. Шадрин. Хлебное дело — приоритет старой Самары.
В конце 80-х годов (с 1886 г.) в Самаре стал действовать оборудованный по последнему слову техники первый в России противопожарный водопровод. Длина его достигла 65 верст (69,5 км). Водопровод снабжал водой скверы, сады, 10 фонтанов, больницы. Среди них — военный лазарет, размещавшийся через дорогу от монастыря. В начале ХХ века вода приходила по трубам и в монастырь.
Первая телефонная станция на 10 номеров появилась в Самаре в 1888 году. Она обслуживала городской водопровод, пожарную часть, городскую управу, полицейскую часть, канцелярию и квартиру губернатора.
Городская телефонная станция на 300 абонентов построена в 1895 году.
Как только Волга становилась судоходной, по ней сплавляли длинные вереницы плотов с верховьев до Астрахани. Часть бревен принимала Самара на своих лесных пристанях, располагавшихся на берегу Волги за Свято-Николаевским мужским монастырем вплоть до Вислого камня, а также за Самаркой. Рабочие лесных пристаней были профессионалами высокого класса. Они говорили, что пришвартовать плот труднее, чем пригнать табун диких лошадей. Волга тогда имела сильное течение, и нужно было ловко завернуть к берегу бревенчатую махину. Ошибся на миллиметр, пропустил полсекунды — ты уже без руки или со сломанной ногой, можно вообще пойти на дно. В конечном итоге бревна попадали на лесопильные заводы, построенные неподалеку.
Рыба в Самаре называлась «живое серебро». Ее водилось до возникновения плотин в Волге много и разнообразной: сомы (их называли «озерные свиньи»), белуга (весом за 100 кг), щуки с таким же весом, осетры, лещи, белорыбица, стерлядь…
В Самаре процветала рыбная монополия. В 1872 году все рыбные промыслы арендовал единолично купец Иван Никифорович Мясников. Он платил в Городскую Думу крупную сумму денег и становился хозяином на весь год. Каждый рыбак был обязан сдавать его приказчикам улов по мизерным ценам, оставляя себе крохи. Всегда здесь шла борьба за рыбную монополию.
Может, поэтому у братии монастыря, жившей в кельях под шум волжского плеса, рыбные угодья были далеко от монастыря — на Соку и Кондурче.
В 1914 года настоятель монастыря Архимандрит Анатолий задумал строительство каменного корпуса для братских келий, а также часовни и школы за пределами монастыря в Монастырском поселке. Проект этих построек задумал архитектор П.В. Шаманский. К 1915 году был выстроен братский двухэтажный каменный корпус. Посмотрите на фотографию. Этот дом стоит поныне, адрес его — улица Осипенко, 10 А. Долгие годы здание использовалось под школу, а ныне в нем располагается Российская Академия медико-технических наук. В 1992 году здание получило статус памятника архитектуры.
Строительство же в Монастырском поселке «заморозили» из-за экономического кризиса военного периода.
Ведь во время войн начала ХХ века монастырь жил одними заботами с обществом. В 1904 году иеромонах Лаврентий был командирован в действующую армию на Дальний Восток. Во время военных кампаний братия записывалась в отряды «сердобольных братьев» — они оказывали помощь раненым. В 1914 году при монастыре был открыт лазарет.
В 1916 году в монастыре проживало 5 иеромонахов, 1 иеродиакон, 6 монахов, 3 рясофорных послушника и 39 послушников на испытании, последние в штате не числились. Духовником в монастыре был 93-летний иеромонах Вениамин.
После революции монастырь был ликвидирован. Однако до конца 20-х годов существовала община верующих, в распоряжение которой перешли монастырские храмы. С 1929 года начался новый этап тотального наступления на Церковь. С этого времени все храмы переданы под госучреждения.
По постановлению президиума Самгорсовета от 5 февраля 1930 года храм закрыли. В его здании размещалась школа № 35. Через несколько лет храм разрушили. Его разобрали по кирпичикам — специально изготовленные для церкви лучшими мастерами, кирпичи удостаивались персонального клейма, что являлось знаком качества продукта. Говорят, что часть кирпичей от кладки Свято-Никольского храма пошла на строительство фабрики-кухни завода имени Масленникова, той, что построена в виде серпа и молота, если смотреть с высоты.
А другая часть пошла на строительство Клинической больницы (она построена крестом, если смотреть сверху — ред.).
Фундамент выкорчевывать не стали. На его месте построили школу, дали ей номер 16. Это, наверное, единственная школа в мире, которая стоит на фундаменте святого храма.
В это время Сталинский район быстро обустраивался, уходя вглубь на северо-восток от территории монастыря. Улице, на которой только что разрушили величественный храм, присвоили название Федеративная.
На территории бывшего Монастырского поселка стал образовываться Сталинский (ныне Октябрьский) район.
Никольские ворота стали одним из символов Октябрьского района. Почему ворота не разрушили? В 1905 году около их стен рабочие провели маевку. В память о ней советская власть решила сохранить архитектурное сокровище.
Я поднимаюсь по широкой школьной лестнице в свой кабинет на четвертый этаж. И ощущаю прилив сил. Благоговея перед возможностью ежедневно подниматься до купола разрушенного храма, благодарю Ангела его за сохранность главного — храма душ наших. В школе нашей развернута работа по восстановлению памяти прошлого. Прежде всего нашим школьным сообществом решено почтить граждан старой Самары и духовенства Свято-Николаевского монастыря скульптурным сооружением на территории бывшего Некрополя, создав Сквер памяти. В этом благом намерении с нами сотрудничает скульптор Иван Иванович Мельников. Он автор известных самарчанам памятников Святителю Алексию и Преподобному Сергию около часовни Святителя Алексия, Московского и всея Руси чудотворца, возле Речного вокзала. Недавно его избрали председателем Самарского отделения Союза художников России.

Ученики школы № 16 в мастерской скульптора Ивана Мельникова.
Учащиеся школы провели акцию «Сквер памяти»: создали множество своих вариантов Сквера. Идеи и наброски отдали Ивану Ивановичу Мельникову, а он воплотил их в образцы скульптур.
Но пока из-за финансового кризиса не найдены деньги на реализацию этой замечательной идеи. Те благотворители, которые обещали нам помощь, сейчас пока не могут ее оказать. Мы не отчаиваемся. У нашей школы есть Покровитель, которому никакой кризис не страшен. Смотрите, и монастырь, и улица, на котором он обустроился, и два храма того монастыря носили имя Святителя Николая Чудотворца!
Святителю отче Николае, предивный Чудотворче, моли Бога о нас!
Дети, когда узнают историю наименования улицы Осипенко, изначально названную в честь Святителя Николая, ревностно воспринимают несправедливость: ну кому помешало название Свято-Николаевской улицы?
С самого начала, при освоении пригородных земель в 40-х годах XIX века, проложена эта улица как пограничная между городом и его окрестностями. Затем она именовалась и переименовывалась так:
— Свято-Никольская, ХIХ век, в период, когда по ее левой границе пролегала ограда Николаевского мужского монастыря
— Ново-Никольская, или упрощенно, Никольская, после 17 года ХХ в.
— улица Рыкова, с 15 июля 1925 года.
— улица Ежова, с 26 марта 1937года.
— улица Осипенко, с 5 мая 1939 года.
В трех последних случаях улица называлась в честь людей, в тот период времени бывших еще живыми. И все они вскоре после переименования улицы в их честь трагически погибли. Например, 5 мая 1939 года улицу назвали в честь Полины Денисовны Осипенко, а 11 мая она погибла в тренировочном полете… (Рыков и Ежов были расстреляны своими же «товарищами по партии» — ред.).

Недавно наши ученики 9 А класса провели социологический опрос, определяя знание горожанами сведений о человеке, в честь которого названа улица Осипенко. Ребята вышли к Никольским вратам и опросили 17 прохожих: знаете ли… кто это… чем прославилась? К сожалению, только двое-трое прохожих знали имя героя. Остальные были благодарны наших ученикам за полученную информацию и презент — составленный детьми буклет, посвященный Полине Денисовне Осипенко.
Социологический центр старшеклассников «Твое мнение, товарищ?» провел опрос наших школьников «Твой вариант названия улицы Осипенко». Одна треть — 197 респондентов желали бы вернуть улице имя Николая Чудотворца. Многие дети именно его считают покровителем нашей школы и своих семей.
Светлана Георгиевна Иващенко
заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ СОШ № 16, г. Самара
24.09.2010
2984
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
4
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru