Размышления Православного педагога.
Размышления Православного педагога.
Об авторе. Лариса Фёдоровна Сухова — учитель высшей категории ГБОУ Гимназии № 1 г. Новокуйбышевска Самарской области. Родилась в 1958 году в городе Куйбышеве. В 1981 году окончила экономический факультет Ленинградского государственного университета. 25 лет работает в сфере образования. С 2010 года ведет в начальной школе курс «Основы Православной культуры». Имеет много авторских наработок к урокам, которыми щедро делится с коллегами. Много путешествует со школьниками по монастырям и храмам России.
Когда мы занимались на курсах подготовки учителей Православной культуры, методист СИПКРО Тамара Михайловна Сливкина произнесла удивившую тогда меня фразу: «Вы — избранные: Господь призвал вас на очень ответственное и важное служение!» С тех пор прошло уже несколько лет, но каждый раз, когда готовлюсь к урокам, я вспоминаю эти слова. Потому что чем дальше я двигаюсь по этому пути, тем все больше возникает вопросов: как же соответствовать этой высокой миссии? Как увидеть и понять вверенные мне детские души? Как рассказать им о Главном так, чтобы оно вошло и осталось в их сердцах?
Основы Православной культуры — особенный предмет: наука о душе, наука о религиозном мировоззрении. И учится понимать это не только ученик, но в первую очередь — учитель. Причем детям вжиться в этот удивительный мир несложно, а вот для взрослого задача « Станьте такими, как дети » равносильна испытанию «пролезть сквозь игольное ушко»! Но другого выхода нет, иначе сеятель ничего не засеет!
И когда я поняла, что мои ученики «слышат» эту науку сердцем, а не умом, я стала получать ответ на все свои вопросы. Что делает садовник, сажая растения? Старается выбрать для них подходящие условия для жизни. А как он может понять, хорошо ли в этом растению? Правильно, только наблюдая за его ростом и, при необходимости, меняя условия и правила ухода. Вот по этому пути я и иду, зорко присматриваясь и прислушиваясь к реакции моей «оранжереи».
И тогда уроки выстраиваются сами — «выстреливает» тема, которая волнует ребят, но о которой я бы сама не подумала. Или же тема, которая является очень важной в построении Православного мировоззрения, но по которой, как оказывается, ребята имеют поверхностные, а зачастую и просто ошибочные суждения. А потом начинается, к счастью для меня, безпрестанный поиск форм и методов нашего совместного изучения основ Православия.
Урок ОПК я веду только в четвертых классах, строго в рамках отпущенных на то государством 45 минут в неделю. И, конечно же, не знаю, как проявляют себя эти дети на других предметах. Поэтому, случайно «заглянув за занавес», я вдруг обнаружила, что:
а) будучи уже практически выпускниками начальной школы, дети не владеют свободным чтением;
б) абсолютно не развито логическое мышление;
в) ребята не умеют свободно говорить;
г) ничего не читают и, как следствие, неграмотно пишут;
д) у подавляющего большинства учеников слабая память.
Это, конечно, не новость для учителей начальной школы, но для меня это стало шоковым открытием!
«Чужих детей не бывает!» А для учителя ОПК их просто не может быть, потому что о Православии можно рассказать только любящим сердцем!
И так постепенно, из наблюдений и раздумий, естественным образом и выстроился план моего урока, который схематично можно представить так:
I. Начало урока.
II. Часть обязательная, включает:
— проверку выполнения домашнего задания;
— объяснение и задания по корневой основе тематически связанных с уроком русских слов и выражений, то есть работа со словом;
— краткий обзор Православных праздников недели;
— изучение нового материала:
— чтение текстов из учебников или с рабочих листов;
— выполнение аналитических работ на рабочих листах.
III. Часть дополнительная, включает:
— презентации;
— аудио и видеоинформацию;
— новые «придумки».
IV. Конец урока.
Было бы логичнее перечислить все эти стадии урока через запятую, так как каждый урок строится по-своему и жесткой структуры я, конечно же, не придерживаюсь. Но для наглядности и удобства построения своего рассказа я посчитала такую форму представления стадий урока — подходящей.
Кратко поясню содержание отдельных составляющих.
1) Начало урока.
Это самая ответственная часть урока, но и самая интересная, так как ее невозможно заранее спланировать. Ведь каждый раз класс встречает учителя по-разному, и, бывает, надо выждать какое-то время, пока не почувствуешь: они — мои!
И сколько интересного и поучительного вдруг оживит память за эти несколько минут…
Расскажешь — и такая потом тишина!!!
А еще у меня есть замечательный помощник — церковный колокольчик!
Он и открывает урок! А потом стоит на столе и
зорко следит за тем, чтобы все было по-настоящему! Он появился у меня еще в
самом начале моей деятельности для того, чтобы, если это потребуется, поправить
дисциплину, предмет-то особенный, не станешь же шуметь и делать замечания… Но
удивительное дело, дисциплинирует уже одно его присутствие, или слова:
«Придется мне позвать моего помощника!», или тихое позванивание в
ритме: «Ай-яяй!», — и всё выправляется.
2) Работа со словом.
Чаще всего для этой работы я использую какое-либо слово из темы урока. Если же такой возможности нет, то обязательно заранее продумываю такие слова из нового материала и в процессе обсуждения темы на уроке исподволь стараюсь вывести на них учеников. Затем рассказываю что-то интересное из истории этого слова, провожу параллели с современным употреблением его, стараюсь вовлечь в это обсуждение и ребят. Мы стараемся найти однокоренные с ним слова или обсуждаем его измененные формы и результаты наших изысканий кратко, чаще всего схематично, записываем в тетради.
К работе со словом можно отнести и еще один вид наших доморощенных упражнений.
Я очень огорчаюсь, когда ребята не выполняют
домашнее задание, и пытаюсь убедить их, что это и есть тот самый грех
непослушания, подобный тому, за который человек был лишен Рая.
И каких только примеров я им не приводила, пока однажды у меня не вырвалось:
«Открываем тетради и записываем:
«Послушание превыше поста и молитвы»,
обводим в рамочку и дома вешаем так, чтобы это почаще попадалось вам на глаза!»
И детям это очень понравилось. Они моментально запоминают эти фразы, и время от времени, когда складывается похожая ситуация, я прошу их самих прокомментировать ее цитатами из нашей «Интеллектуальной копилки». Потихонечку копилочка наша заполняется:
«День, прожитый без милостыни, прожит напрасно!»
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите»
«Милосердие превыше справедливости» и т.д.
3) Обзор Православных праздников недели.
Я не даю специального домашнего задания о праздниках, но устраиваю соревнование по рядам, кто лучше знает Православные даты недели. И так как это повторяется на каждом уроке, ребята стали готовиться сами, стремясь принести победу своему ряду.
Затем мы выбираем наиболее значимые даты и записываем их в тетради для того, чтобы к следующему занятию (внимание, наша придумка!) появился очередной листочек самодельного рукописного перелистного календарика — с картинкой и краткой информацией о празднике.
Мы договорились, что в конце года проведем среди всех четвертых классов конкурс таких календарей и лучшие отметим призами. Ребята стараются!
4) Тексты.
В основном для работы на уроке я пользуюсь учебниками СИПКРО, так как они хороши во всех отношениях. А из учебника протодиакона Андрея Кураева использую лишь врезки «Это интересно» и оставляю прочтение параграфа по нему для домашней работы, так как считаю, что для первого знакомства детей (пусть и четвероклассников) с таким новым предметом, как Православная культура, этот учебник достаточно скучен и труден.
Но надо понимать, что ни один творчески работающий учитель не будет ограничиваться рамками только учебника, даже очень хорошего. Да к тому же интеллектуальный и познавательный уровень у разных детей — разный. И воспитательные акценты в каждом классе следует расставлять по-разному. Все это и подтолкнуло меня к составлению рабочих листов с подборками текстов рассказов, притч, сообщений о научных исследованиях и открытиях для работы в классе. Причем, помня, что «чтение хромает», читаем по очереди, вслух, по 1-2 строчки, а затем переходим к следующему этапу — обсуждению и обдумыванию.
5) Аналитические работы.
Я обратила внимание на то, что первые полгода в новых классах идет очень активное напитывание информацией: дети слушают так, что, по их собственным словам, « забывают моргать »! А потом начинается период, когда им хочется порассуждать самим, но даже только опросить всех за 45 минут — нереально. А с другой стороны, вдруг за лесом рук не увидишь руки того, для которого разговор с учителем был особенно важен… А пропустить нельзя!…
Как-то один очень сердечный батюшка успокоил меня, сказав: « Любовь слова найдет!» Действительно, это происходит всегда! И я придумала!
По нашему курсу пока рабочих тетрадей нет. Кое-что можно взять из учебно-методических комплексов других авторов, но ради этого «кое-чего» стоит ли покупать дорогую книжку? Можно сделать удобнее, дешевле, а самое главное, полезнее — разработать свою тетрадь, пусть пока на разрозненных рабочих листах, но, как показало время, это даже лучше: дети добавили в нее то, что мне и в голову не пришло. Они стали эти листы раскрашивать разными цветами, фигурно вырезать края и вклеивать в свои тетради. Очень здорово получается!
6) Новые придумки.
Они рождаются как-то сами собой. Вот, к примеру, однажды в церковной лавке, просматривая новые поступления литературы, я случайно услышала, как одна прихожанка горячо благодарила регистратора за раскраску «Герасим и лев». Теперь ее маленькая внучка не расстается с этой книжкой — всю ее разрисовала и прочитала.
Услышала я это и как будто забыла!… А когда подошла тема «Отношение Святых Отцов к животным и растениям» — вдруг вспомнила! С огромным трудом, по знакомым — нашла, отсканировала и попробовала на уроке. Такой реакции детей я не ожидала! С каким жаром и фантазией они ринулись в работу, а потом долго ею любовались!
И опять дети увидели то, что сокрыто от взрослого. Они стали не просто раскрашивать картинку, но и пояснять, почему выбрали тот или иной цвет, то есть картинка вдруг стала живой — говорящей разными цветами, да еще и рассуждающей.
И с этого момента я время от времени стала включать работу с раскрасками в урок. Только чаще всего я составляю композиции сама, под нужную мне тему. Хорошо рисовать умеют не все, а раскраска помогает каждому ребенку почувствовать себя творцом.
И что важно, ребята продолжают эту работу и дома, с помощью различных приемов, часто очень авангардных, делая из обычных картинок раскраски целые авторские композиции. Разве такой опорный сигнал не будет работать?!
Еще одна наша полезная находка - работа с выражениями.
Здесь я преследую не только филологическую цель, но стараюсь вместе с ребятами немного попутешествовать в историческом прошлом нашей Руси-Матушки. Мы берем самые известные выражения (например, « дойти до ручки» , «дело в шляпе», «остаться с носом», «всыпать по первое число» и проч.) и ищем объяснение, какие исторические события стали причиной их появления. И мне, и ребятам очень нравятся эти истории.
Одна из последних моих «придумок» — рубрика « Тайны родного языка».
Сюда я планирую включать упражнения, говорящие о сакральности нашего великого языка. Пока наработка одна (придумка - новая) :
«Случайно ли в русском языке три рода имен существительных?
Подумайте и запишите примеры предметов одного назначения, например для письма, по каждому роду:
М.р. — карандаш Ж.р. — ручка Ср.р. — перо
С чем в Православии ассоциируется число «три»? Со Святой Троицей.
А в чем триединство человека? Дух, душа, тело.
А теперь расставьте род:
Дух — м.р. Душа — ж.р. Тело — ср.р.
Так случайно ли в нашем языке три рода имен существительных?
А в английском языке есть ли у существительных род?»
При разработке уроков я учитываю, что 4-й класс — это хоть и взрослеющие, но всё еще дети. Поэтому любые игровые формы урока находят у них живейший отклик, и, вооружившись этой формой общения, можно очень просто «вкладывать» в них сложные понятия. Так я поступаю с загадками. Я не встречала сборников старинных загадок, но в книгах, которые читаю, время от времени что-то интересное встречается, не всегда напрямую как загадка, но как очень подходящий для нее материал, и я сразу же использую это на уроке.
Как правило, это загадки, которые сейчас с трудом отгадает даже подготовленный взрослый, а раньше их легко «щелкали» крестьянские ребятишки, потому что жили в другом духовном пространстве.
Ради интереса можете и вы попробовать свои силы:
— «У меня молодца четыре отца, а пятый - батюшка» (Бог, Царь, родитель, крестный и духовник) .
— «Есть город между небом и землей, а к нему едет посол без пути, сам немой, везет грамоту неписаную» (город — это Ноев ковчег, посол — голубь, грамота — веточка оливы) .
Почему так много внимания я уделяю на уроках Православной культуры слову?
Ответ на этот вопрос дает Евангелие от Иоанна самой первой своей строчкой, называя Бога — Словом, а без Бога « не можете творити ничесоже »!
7) Конец урока.
Заканчиваю урок я так же, как и начинала — звоню в колокольчик!
Но в моей душе урок продолжается. Ведь Господь не случайно дал мне эту встречу, и я стараюсь понять, что Он хотел мне сказать сегодня через моих учеников…
И мне очень хочется верить, что и в ком-то из них после нашей встречи заживет своей потаенной жизнью то самое семечко, которое было поручено сеятелю посеять…
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru