‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Крещенская прорубь

Рассказ протоиерея Леонида Коркодинова.

Рассказ.


Протоиерей Леонид Коркодинов.

«Господи, воззвах к Тебе, услыши мя», - благозвучие мужских голосов издавалось из динамика сотового телефона настоятеля отца N. Он взял трубку и нажал на клавишу.

- Да, я вас слушаю.

- Батюшка, а завтра прорубь будет?

- Конечно, приходите к половине двенадцатого ночи в храм. Оттуда пойдем.

Радовалось сердце отца N. Всегда отрадно, когда люди приходят целыми семьями на такие службы. Стоят вокруг своего батюшки, теснят его к темной проруби. Ощущаешь всем существом, что совершается что-то общее и важное для всех.

Отец N, окруженный людьми, пришедшими на реку, стоял в полумраке ночи на белоснежном льду, морозный ветер порывами трепал священническое облачение. На лице пресвитера замерзли капельки слез. Покрасневшие от воды и ветра руки горели огнем. Воодушевленный торжественностью момента, он произнес проникновенную проповедь. Если бы не темнота, окружавшая молящихся, то было бы видно, что священник старается скрыть усталость. А как не устать, когда отслужил накануне несколько служб, и нужно было еще параллельно заниматься подготовкой проруби. Найти людей, готовых помочь в этом священнику, с каждым годом становится все труднее и труднее. Как будто вымерли мужики на Руси. В этот раз согласился помочь в подготовке проруби только один человек - ледоруб Александр, как зовет про себя отец N своего верного помощника.

В Крещенский сочельник отец N отвез на реку мастера Александра со всем необходимым для распиливания льда и поспешил к двум печальным домам совершать отпевания.

Вечером праздничное богослужение. После него нужно еще раз все проверить перед ночной службой, посмотреть, привезти лестницу, деревянные настилы, ковры, аналой и другую утварь. Еловыми ветками сделать ограждение, чтобы проезжающие на другой берег машины ненароком не угодили в прорубь.

Вернувшись с отпевания, отец N остановил автомобиль на дороге и пошел пешком, заодно проверяя, как ночью здесь пройдет Крестный ход. Метрах в тридцати от берега темнеет на белом снегу четырехконечный крест. Вокруг проруби с лопатой с проделанными в ней множеством дырочек ходит мальчишка лет тринадцати, сын ледоруба Александра, вылавливает кусочки льда. В изголовье крестообразной проруби уже стоит гладкий, толщиной около полуметра, ледяной крест.

У Александра нос и щеки красные, у шапки-ушанки опущены меховые уши. Стоит, переминается с ноги на ногу. В рукавицах держит чашку от термоса. Сам термос стоит на снегу возле бензопилы. Рядом мужик в валенках. Держит пластиковый стаканчик. Беседуют.

- А ты чего в валенках-то пришел? Здесь вода кругом! Как работал? - спросил мужика отец N, осматривая его обувку. Мужик поежился.

- Да я только посмотреть.

- А что тут смотреть?! - удивился священник. - Помогать надо, а не смотреть!

Он не хотел ругаться, но усталость и странное поведение сельчан сказывалось на настроении перед праздником. Он еще раз посмотрел на ледяной крест. «Вот же наградил Господь Александра силушкой, - подумал батюшка. - Такую глыбу и втроем-то поднять на поверхность трудновато, а он один!» В защиту мужика вступил сам Александр:

- Да мы с сынишкой, батюшка, уже почти всё сделали. Последние штрихи остались.

- Вижу, да только в толк не возьму, - продолжал возмущаться священник. Тут он достал телефон. Набрал номер главы сельского поселения.

- Да, я у проруби. Жду, - сказал он громко в трубку, перебивая шум порывистого ветра.

- Батюшка, ты прости, но ночью я не приду на молебен. Греться буду в бане. Задубел. Днем завтра с сынишкой приеду и окунусь, - промолвил Александр.

- Александр, спаси тебя Бог! Что бы я без тебя делал?! - улыбнулся отец N.

- Всегда рад помочь.

Через пятнадцать минут приехал глава села на УАЗике. Пожал руку батюшке и мужикам. Посмотрел прорубь и все приготовления, пообещал пригнать трактор для прочистки дороги от снега к реке. Уехал.

- Угостишь чайком из термоса твоего? А то у меня еще со вчерашнего вечера и маковой росинки во рту не было, - сказал отец N, улыбаясь и потирая руки в перчатках.

- Дык, чай у меня больно крепкий, батюшка. Вам потом за руль не сесть, - сконфузился ледоруб. Батюшка еще шире улыбнулся. Хоть и сочельник сегодня, строгий пост, да надо войти в положение человека, полдня проведшего на льду и обдуваемого всеми ветрами. Как тут осудишь?! Да и грех осуждать.

- Тогда я домой, а тебя через полчасика заберу. Договорились?

- Езжай, отче, - махнул рукой Александр.

Наконец все готово!

«Сегодня много людей решили искупаться в проруби. Звонят, спрашивают, - размышлял отец N, крутя «баранку» своей старенькой «Нивы». - Александр уже дома. Дай Бог ему не простыть и не разболеться. Господь милостив, такое дело для людей в Божий праздник сделал. Не допустит Господь болезнь. Сохранит».

Тут снова раздался мужским хором звонок телефона.

- Батюшка, а сегодня ночью прорубь будете освящать?

- Да, Крестный ход выходит из храма в полночь. Приходите.

- Спасибо. Мы всей семьей приедем.

Возле проруби, сделанной в виде креста, стояла толпа, состоящая в основном из молодых людей. Почему же днем не нашлось среди них ни одного, желающего помочь, приложить свою молодецкую силушку в подготовке к празднику, ведь эта служба в селе стала уже традиционной? Никто даже и не задумался над тем: а как это все дается? - подумал отец N с грустью. Виновато в этом, наверное, наше советское прошлое, воспитавшее в сознании не одного поколения, что думать и заботиться о нас должно государство. Что всё за нас кто-то сделает, даст команду, примет решение. Но, возможно, виновата и простая лень, наплевательство, ведь большинство из этих людей не жили при советской власти. «Захожанам» просто хочется праздника! В богословии Церковь сравнивается с кораблем. Представим себе ситуацию: матросы решили, что на корабле они только гости, а управление ложится исключительно на капитана. Он в одиночку должен исполнять полностью все работы, нести вахты. Представили? Морское судно даже не тронулось с места!

Церковь - это «корабль спасения». Только совместные усилия прихожан и пастыря, поставленного кормчим этого корабля, могут послужить тому, что с Божьей помощью корабль достойно проплывет по «морю житейскому» и достигнет тихой Гавани - Царства Небесного.

- Батюшка, спасибо за службу! - пожилая прихожанка подошла под благословение. Отец N осенил ее большим дореволюционным напрестольным крестом. Старушка с благоговением приложилась к Распятию.

- Да, народ радуется. Посмотрите, сколько желающих окунуться, - на этих словах отец N с улыбкой посмотрел в сторону проруби, освещаемой светом автомобильных фар. На расстеленных на снегу коврах раздевались и одевались люди. Молодой парень спускался по деревянной лестнице в темную воду. Крестный ход медленно двинулся в сторону храма. До слуха уходящих людей доносился всплеск крещенской воды.

Протоиерей Леонид Коркодинов,
настоятель прихода в честь Святителя Николая Чудотворца в селе Усолье
Шигонского района Самарской области.

Афоризмы от Ивакина

Перед смертью не надышишься, перед постом не наешься.

Прошел один день Поста. Пасха на один день ближе, смерть - тоже.

Если разглядывать что-то непристойное в подзорную трубу, то эта труба будет позорной.

Дмитрий Ивакин, с. Малячкино Шигонского района Самарской области.

139
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
-1
1
Комментирование временно отключено.





Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru