‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Монастырь при Чагре

В Самаре готовится прославление праведного отца Александра Чагринского.


9 мая, на Преполовение Пятидесятницы, вместе с тремя служителями Самарского Иверского женского монастыря и приехавшим из Москвы правнуком великого Чагринского старца протоиерея Александра Юнгерова мы оказались в тех местах, где в конце XIX века жил и трудился во славу Божию батюшка-исцелитель. Николай Николаевич Юнгеров заметил, что в этот день Православная Церковь поминает святителя Стефана Великопермского и праведную Глафиру деву, а значит не оставили его своим небесным заступничеством предки: отец Александр по батюшке был Стефановичем, а Глафирой звали его сноху — бабушку Николая Николаевича.

Безхозные, заброшенные места увидели мы. Застоявшуюся воду в прудах, где прежде текла речка Чагра. Кладбище брошенной сельскохозяйственной техники. Обнаженные стволы погибших деревьев среди неухоженного мелколесья. Но куда ни кинешь взгляд — сирень, своим буйным цветением свидетельствующая о том, что жизнь продолжается.
Полтора века назад владел этой землей становой пристав Алексей Иванович Васильев. Он и его супруга Пелагея Дмитриевна относились к своему участку как к дару Божиему, улучшая его, чтобы в хорошем состоянии передать единственной наследнице всего имения — дочери Марии.
За оврагом, где впоследствии образовалась обитель, было место, особо любимое Пелагеей Дмитриевной. Здесь она проводила время в богомыслии и молитвах. Временами ей слышался колокольный звон, и в благодарность Господу Богу и Царице Небесной за такие знамения она дала обет построить на этом месте, лучшем из всего имения, женскую обитель. Свое намерение она не успела исполнить, но завещала дочери довести задуманное до конца.
Робкая и не имеющая опыта решения деловых вопросов девушка стала искать такого человека, который помог бы в осуществлении наказа матери. В молитвах перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы Мария просила указать благочестивого и надежного помощника. Им стал сосед по чагринскому имению самарский купец Василий Андреевич Головачев. Он оформил купчую на землю и затем пожертвовал ее Самарской епархии для создания женского монастыря. В то же время Мария Алексеевна Васильева объявила, что готова пожертвовать необходимую сумму на обустройство обители, построить храм и жилые здания. Так с 1867 года начались труды по созданию Чагринской Покровской женской общины. Первой ее игуменией стала тоже Васильева — монахиня Бузулукского Тихвинского монастыря Серафима, дочь коменданта Петропавловской крепости, окончившая Петербургский патриотический институт.
Скромная степная обитель за несколько лет стала центром притяжения для паломников. Крестьяне привозили сюда своих детей — для обучения в церковно-приходской школе, в которой дело поставлено было серьезно: здесь преподавали сестры, получившие образование в епархиальном училище. Немногие монастыри в то время содержали за свой счет подобные школы. А еще действовала при Покровской обители небольшая богадельня. И, конечно, стремились попасть в Чагринский монастырь люди со всей России, чтобы по молитвам служившего, а потом жившего здесь на покое протоиерея Александра Юнгерова получить излечение от болезней — физических и духовных. Прихожанка Самарского Иверского монастыря Ирина Соколова рассказывает, что дом ее предков стоял при дороге, которая вела в Чагринскую обитель. Они видели, как в монастырь привозили немощных, а обратно те шли уже своими ногами, болящие духовно возвращались в полном разуме. Особенно запомнился случай, как родители приехали к чагринскому старцу с расслабленным сыном. Он заболел, потому что родители запретили ему жениться на любимой девушке, ослушаться же их он не мог. Отец Александр по своему обыкновению помолился вместе с паломниками, окропил их святой водой и помазал освященным елеем и предложил тянуть жребий, чтобы выяснить Божию волю, как должно поступить бедному юноше. Выпало — жениться по любви. Пока доехали от обители до дома Ирининых предков, юноша поправился.
Сколько же людей получили здесь Божию помощь и обрели веру! Сохранилось замечательное воспоминание, изданное в 1913 году в Казани. Крестьянин, бывший старообрядец, рассказывает, что приехал он к отцу Александру с вопросом: "Как правильно креститься — двумя или тремя перстами?" — и обрел здесь духовного отца, своими мудрыми, ненавязчивыми советами помогавшего жить, исполняя Божии заповеди. "Первый его вопрос: "Вы зачем ко мне? Или чем больны?" — читаем воспоминания крестьянина. Одна женщина поведала о своей скорби:
— Батюшка! Я вот рождаю детей, и они у меня не живут, в грудях моих молоко тонет.
На это отец Александр ее вопрошает:
— А много ли у тебя их было?
— Да семеро, батюшка!
— Так теперь и ни одного нет?
Она говорит: "Нет, батюшка!" А сама так слезно плачет.
— Успокойся, матушка, чай ведь один есть?
Она в ответ:
— Батюшка! Он теперь не жив, я его оставила у бабушки, он чуть дух свой переводил.
— Нет, он живой, только веруй. На святках зачем наряжалась и плясала? Вот проплясала молоко-то… Больше не станешь? Говори: "Грешница, Господи", — молись да проси Бога.
Иеромонах Митрофан (Биляйкин) отслужил у могил Пасхальную панихиду с чтением так любимого отцом Александром Пасхального канона. Помянул протоиерея Александра, игумению Серафиму, игумению Агнию с почившими сестрами обители сей и всех здесь служивших и трудившихся Православных христиан. Вслед за ним и мы помолились о приснопоминаемых: "Господи, помилуй".
Силились представить, как тут было при жизни отца Александра. Два деревянных храма, три часовни, более пятидесяти зданий и хозяйственных построек были огорожены деревянной оградой с двумя деревянными башнями и четырьмя выложенными из кирпича воротами. Где был вход в монастырь, где жил батюшка, где стоял странноприимный дом, в стенах которого чагринский старец отец Александр встречался с паломниками? Ни от чего даже следов не осталось. Только чуть приметный взгорочек отмечен крестами: на месте алтаря монастырского храма и у могил отца Александра и игумении Серафимы. Их мощи, обретенные год назад, находятся в Иерусалимском храме Самарского Иверского женского монастыря. В этой духовной преемственности двух самарских обителей невозможно не усмотреть Промысел Божий! Некогда загородные земли Иверского монастыря и Чагринская обитель граничили между собой. Из Самары —  старшей сестрой — была направлена в создаваемую Чагринскую общину монахиня Илария. Нынешняя игумения Иверского монастыря Иоанна (Капитанцева) в юности прочитала в книге "Отечественные подвижники благочестия XVIII-XIX вв." жизнеописание чагринского старца и с тех пор стала поминать его в своих молитвах.
… На обратном пути, проезжая мимо кладбища села Красноармейское, вспомнили, что здесь похоронен известный самарский подвижник — иеросхимонах Никандр (Сапожников). Поклонились его светлой, радостной могиле, на которой расцвел желтыми цветочками куст. После разорения Чагринской обители именно у отца Никандра хранился деревянный крест батюшки Александра. Не прерывается связь времен! На смену одному молитвеннику пришел другой. Нет больше монастыря при реке Чагре, но по молитвам праведного старца возрождается Иверский монастырь в Самаре, и уже сюда за молитвенной помощью идут к батюшке-исцелителю страждущие.

Наталия ОГУДИНА



Обличение в грехе

Из Самары мне передали со знакомой подарок —  духовную книгу и буклет о Самарском Иверском монастыре. Я пришла с работы усталая; думаю, сейчас помолюсь, лягу и почитаю книгу и буклет. Я тогда еще не знала о том, что мощи праведного Александра Чагринского находятся в Иверском монастыре. Легла, книгу взяла, а читать не могу — глаза слипаются, сон накатил, все из рук валится. Думаю: "Господи, прости! Потом прочитаю…" — даже открыть книги не могу. И сразу уснула, а книги положила в изголовье, рядом.
Снится мне сон, будто я захожу в чистую, беленькую светелку — комнатку деревянную, беленькую-беленькую. В ней стояло такое благоухание, так чист был воздух, как после дождя или даже грозы — это не опишешь словами. Благоухание, чистота — не надышишься. Я думаю: "Господи, до чего же хорошо, благодатно здесь!"
В углу комнаты иконы, а между окон, посредине, — гроб не гроб, рака не рака… И там человек лежит старенький, борода белая, волосы белые, седые. Несколько человек к нему в очередь. Я встала позади всех, хочу благословение взять. Подхожу к гробику, а старичок живой! Я прошу у него благословения, а он меня рукой отводит и не благословляет, нахмурился. Отошла я в сторонку, а к нему подошел старенький мужчина. Тот старичок его благословил, обнял за голову и опять лег. Я вышла из комнаты и думаю: какая я грешная, что даже не достойна благословения! Стою и плачу, размышляю… Вдруг дверь открывается. Выбегает мальчик лет пяти (вроде бы мой сын Дима, но маленький) и говорит: "На тебе большой грех лежит. Постись 120 дней и читай ежедневно акафист иконе Божией Матери "Умягчение злых сердец", тогда грех тебе простится." И он назвал мне этот грех — и во сне я помнила, что да, совершила я его. Но, увы, проснувшись, я его забыла. Пробудилась, и в мозгу только одно бьет: "Акафист… пост 120 дней… Александр Чагринский…"
И спала-то я минут 5 или 10, а такое привиделось. Сон как рукой сняло. Открыла я книгу, стала читать, прочла и про Иверский женский монастырь. Через несколько дней Аннушка Казаманова показала мне фотографии — рака с мощами праведного Александра Чагринского, иконку мне дала.
Вот говорят, снам верить не надо. А я все-таки думаю, что здесь надо верить, ведь этот сон призывает к покаянию. Значит, все выполнить надо, как мне было велено.

Валентина Бородкина, г. Балаково Саратовской обл.


Исцеление от боли

Я очень мучаюсь головными болями. Вот и в этот день, когда я получила третий номер журнала "Лампада" за этот год, невыносимая боль не давала мне молиться Богу. Такая мука, словно от шеи и из затылка мне кто-то кол вбивал в самое темя. Не было сил терпеть — я думала, умру. И тут, держа в руках журнал с иконой праведного отца Александра Чагринского, я поцеловала его образ и рыдая поклонилась земным поклоном. Прошу: "Отче Александр Чагринский, исцели мою головоньку!.." Тут же боль в голове стала тупой, потом возник шум и я почти оглохла. Вскоре боль стала удаляться, и я снова стала все слышать. Рыдая, стала я молиться Богу за его святого и за его благодатную помощь. Как жалко, что нигде я не нашла, хоть весь журнал пересмотрела, молитв к батюшке Александру, а так хочется помолиться и поблагодарить его за исцеление моей головушки!..

Любовь Боровик, с. Бильмановка Хорольского района Приморского края

25.05.2001
1914
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru