‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Доброе кино

В Самаре прошел VI Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль Земли».

В Самаре прошел VI Всероссийский фестиваль документальных фильмов «Соль Земли».

С иереем Игорем Головлевым, директором Открытого Всероссийского фестиваля документальных фильмов «Соль Земли», я встретилась, чтобы поговорить о шестом фестивале, прошедшем в сентябре в Самаре.

Отец Игорь почти тридцать лет проработал оператором документального кино. В 1983 году, когда он служил в армии под Комсомольском-на-Амуре, он пришел на местную студию телевидения. Демобилизовался и на следующий день был зачислен в штат. Так начался его путь в профессию. Еще год назад он снимал фильмы. И вот он, талантливый самарский оператор и режиссер-кинодокументалист, круто изменил жизнь и стал священником. Это неожиданная и радостная новость. Наш разговор с отцом Игорем начался с поздравления и с расспросов о таком повороте судьбы. Хотя о себе священник Игорь Головлев говорит неохотно, я все же задала ему несколько вопросов.

О себе

Священник Игорь Головлев — директор кинофестиваля «Соль Земли».

— Как давно вы стали священником?

— Меня рукоположил Епископ Кинельский и Безенчукский Софроний в ноябре прошлого года. Служу в Никольском храме села Богатое Самарской области. Там нас служат три священника, настоятель протоиерей Александр Пашков. В соседних селах возрождаются храмы, они находятся под нашим окормлением.

— Кто повлиял на ваше решение стать священником?

— Какое-то время я алтарничал в Богатом, в Никольском храме. Мы с отцом Александром обсуждали этот вопрос. Но, думаю, я всю жизнь к этому шел.

Помню первый момент, после которого начал воцерковляться. Мы вместе с писателем Алексеем Алексеевичем Солоницыным, я в качестве оператора, поехали в поселок Саракташ Оренбургской области к священнику Николаю Стремскому снимать фильм о его необычной семье. Меня поразил уклад жизни этой семьи: у них было около сорока приемных детей. Поразило их отношение к детям, детей к ним. Я соприкоснулся с этим миром, и он меня заставил остановиться, задуматься. Хотя я до этого уже был крещен, с той поездки стал постепенно приходить к сознательной вере.

Сработало операторское видение. До сих пор у меня перед глазами стоит картина: село, летний вечер, идет худой высокий
священник в черной рясе, а вокруг него гурьба ребятишек. Священник ведет за собой детей. Причем не своих родных, а детей, которых бросили или подкинули. Эта картина меня тронула больше, чем какие-то слова. А сейчас у отца Николая Дом Милосердия. Очень хочется еще раз там побывать, я уже нашел себе попутчиков для этой поездки.

— У вас с Марией Серковой, дочерью известного самарского режиссера Михаила Серкова, тоже многодетная семья — четверо детей.

— Наверное, в этом у нас произошло некое подражание.

Самой младшей, Ксении, пять лет, Даша 98-го года рождения, Анна двухтысячного года, Полина 92-го года. Она уже вышла замуж, и у нас есть внук Михаил.

Сейчас по многим направлениям идет наступление на семью в высоком понимании этого слова. Семья — это основа, я всегда так считал. Хотя как родитель понимаю, что мог бы больше дать своим детям, и ощущаю некую вину перед ними и перед Творцом, потому что Он мне их вверил.

— Часто говорят: дети помешают карьере, творчеству. Вы же с Марией, кажется, успевали все и всегда — и семьей заниматься, и творчеством, и фестивалем «Соль Земли»: Мария его президент, вы — директор. Есть ощущение Божией помощи семье, когда рождаются дети?

— Конечно. Это во всем чувствуется. Когда мы делаем к Богу один шаг, Он делает нам навстречу десять шагов, а может быть, даже и больше. Столько, сколько нам полезно.

Одна из номинаций нашего фестиваля называется «Чти отца твоего и матерь твою». Мы в нее принимаем фильмы, направленные на укрепление семьи и связи между поколениями. Всегда это было абсолютно естественным, нормальным, когда дети помогали родителям, а родители, когда у них была возможность, помогали воспитывать внуков. Сейчас же часто или взрослые дети сидят на шее у родителей, или родители считают: мы вас вырастили, дали диплом, а дальше живите как хотите. Нравственные правила мы должны прежде относить к себе. Если Господь дает тебе силы, помогай близким.

— Когда вы стали священником, что-то изменилось в вашей семье?

— Конечно, это изменило стиль жизни, потому что в некоторые дни у меня служба, подготовка к ней. Я надеюсь, что бури мира сего будут меньше воздействовать на мою семью. Ответственности больше. Надев рясу, уже несешь огромную ответственность.

О фестивале

Президент кинофестиваля «Соль Земли» матушка Мария Серкова.

— Как появился ваш фестиваль «Соль Земли»? Название его очень удачное.

— Оно взято из Евангелия. Маше первой оно пришло в голову. Мы работали и работаем с Клубом Почетных Граждан Самарской области, делали киноэнциклопедию «Лучшие люди губернии». Увидев в этих людях красоту духа, самоотверженность, мы стали думать, как расширить это направление работы. Так вместе с нашим воцерковлением родился фестиваль «Соль Земли». Он не фестиваль сугубо церковных фильмов, а всех тех кинолент, чьи авторы стоят на позициях милосердия, любви к ближнему. Не забывают о главном: стремлении человека к небу. Мы стараемся при отборе фильмов эти принципы соблюдать. Не всегда это просто, ведь в фестивале участвуют разные люди.

Постепенно вокруг фестиваля собрались единомышленники и друзья. Увеличилось количество фильмов, которые присылают на конкурс. В этом году пришло сто пятьдесят работ, из них мы отобрали около сорока. Основной площадкой фестиваля с первых шагов был и остается Центр российской кинематографии «Художественный».

У нас фестиваль приурочен к 19 сентября — Чуду Архангела Божия Михаила в Хонех. Мы взяли на себя такую смелость избрать Небесным покровителем фестиваля Архангела Михаила. Человек не может это решать, но мы дерзнули на такое. В том числе и потому, что отец Марии режиссер Михаил Михайлович Серков стоял у истоков этого фестиваля, хотя сам фестиваль начался уже после его смерти. Серков всегда был за нравственное кино, старался своими фильмами расшевелить людей.

На фестивале третий год учреждена награда «За честь и достоинство в профессии». Первую награду получили дочери давно ушедшего от нас самарского фронтового оператора Николая Киселева.

В этом году ее удостоен кинодокументалист из Санкт-Петербурга Михаил Сергеевич Литвяков, создавший Санкт-Петербургский фестиваль «Послание к человеку». Он глубоко верующий человек. С его помощью восстановлен храм в Санкт-Петербурге, он помогает там в алтаре.

Наш фестиваль проходит при поддержке Правительства Самарской области.

С этого года у нас учрежден Приз Губернатора Самарской области. Он был вручен фильму «Простой епископ» Татьяны Карповой (Москва). Фильм рассказывает о Митрополите Иннокентии (Вениаминове) — выдающемся миссионере, ученом и государственном деятеле, сорок пять лет служившем делу распространения Христианства на Аляске, в Сибири, на Камчатке и в Приамурье.

Фестиваль открылся в этом году показом фильмов студентов ВГИКа. Член жюри Галина Семеновна Прожико представляла эти фильмы. Из кинозала никто не ушел равнодушным. Незашоренный взгляд студентов на многие явления был как струя свежего воздуха. Показ студенческих работ, мы надеемся, станет традицией фестиваля.

— Были на фестивале зрители?

— В этом году их было много. Мы взаимодействовали с Министерством образования Самарской области, благодаря их помощи приходили на просмотры школьники и оставляли самые теплые отзывы о фильмах.

Нас долго отучали от документального кино и продолжают отучать. Наши фильмы не находят своего места на телевидении. Как-то программный директор одного самарского телеканала обратилась к нам с предложением показать у них наши фестивальные фильмы. Мы отобрали лучшие ленты, которые у нас занимали первые места. А жюри у нас профессиональное, это профессора ВГИКа, операторы. Отдали туда фильмы — тишина. Через некоторое время решили сами позвонить, узнать. Они сказали: «Мы не можем показать ваши фильмы». — «Почему?» — «Там же надо думать».

Телевидение чаще всего дает разжеванную пищу. А документальное кино, наоборот, предоставляет человеку свободу увидеть какую-то личность, явление и сформировать об этом свое мнение. Оно предполагает спокойную манеру изложения, а не клиповую, когда не успеваешь подумать в мельтешении кадров.

В этом году к нам приезжал президент Гильдии киноведов и кинокритиков Андрей Шемякин, который представил свой фильм о своих родителях и показал его на кафедре журналистики в Самарском госуниверситете. Его не хотели отпускать из зала.

Людям не хватает таких фильмов. Но в обычной жизни, не прилагая каких-то усилий, трудно найти эти родники, которые бы освежали человека, давали ему полноценное представление об окружающем мире. А на фестивале это есть. Есть ряд фильмов, которые человека нравственно переворачивают.

О фильмах

Архимандрит Вениамин (Лабутин) вручает приз фестиваля — статуэтку Архангела Михаила — режиссеру Ирине Волох.

— Какие фильмы прежних лет вы бы отметили?

— На первом фестивале первое место в номинации «Русский Собор» занял фильм «Батяня, батюшка комбат» — о священнике из Сибири, достаточно молодом, к сожалению, он уже ушел из жизни. Ему в двенадцать лет отец подарил ружье, он сам ходил в тайгу на охоту. Он стал священником, но у него остался тесный контакт с природой, с Байкалом. Он все это старался передать мальчишкам, которым не хватало родительского внимания, и они от него не отходили. У него появились единомышленники, которые помогали воспитывать ребят воинами, хозяевами земли.

Тема священства и отцовства звучала и в фильме «Первая высота», где священник, бывший альпинист, поднимается на Эльбрус вместе с ребятами. На вершине он служит Литургию. Это фильм опять же о тех пастырях, которые полагают душу свою за овцы. К тому же мальчишке обязательно надо какое-то приключение, преодоление, положительный пример, подвиг.

А на последнем фестивале меня поразил фильм «День Ангела». Это фильм о колонии, где отбывают наказание девушки от четырнадцати до восемнадцати лет. Колония находится на территории бывшего монастыря, там действует храм. Режиссеру Олегу Якушенкову из Москвы удалось за короткое время, которое было отведено ему на съемки, раскрыть внутренний мир этих девчонок. Мы видим, что это не какие-то «исчадия ада», как кто-то мог бы подумать, а такие же люди, как те, которые находятся рядом с нами. Но в силу обстоятельств они повели себя в какой-то момент чересчур необдуманно или, наоборот, хотели себя как-то проявить и в итоге совершили преступление. Но видно, что в них осталась чистота, они раскаиваются. Этот фильм получил приз в номинации «Камо грядеши?» — о противоречивых явлениях нашей жизни — и был отмечен призом зрительских симпатий. Там прекрасная музыка и операторская работа.

Фильм «Братская свеча» режиссера Ирины Волох привезли кинематографисты студии во имя святого Иоанна Воина мастерской Свято-Елисаветинского женского монастыря города Минска. В деревне Лука Брестской области сохранился
старинный обычай: к празднику Рождества Христова мужчины раз в два года всем миром изготавливают две большие свечи высотой около двух метров. На пожертвованные односельчанами деньги покупают воск. Потом назначают день, собираются и начинают разминать воск руками, ставить свечу к потолку. Все катают вручную свечу. Готовят совместную жертву Богу. Потом освящают эти свечи в Свято-Никольском храме села Городная. Зажигают братскую свечу на службе. Главный герой читает Апостол. Эту свечу будут зажигать весь год на Литургии в большие праздники с верою в милость Божию. Сюжет простой — и настолько же он трогательный! Фильм занял первое место в номинации «Русский Собор».

Из подмосковного города Жуковского нам прислали великолепный фильм «Отец Димитрий, гвардии майор» (режиссер Константин Давыдкин) . Фильм повествует о военном летчике, который в какой-то момент, как он сам рассказывает, захотел понять, почему у его предшественников — русских офицеров было так развито чувство чести, достоинства, была любовь к Богу. Он оставил свою службу, стал священником. Но Епископ его благословил опять вернуться в армию. Сейчас он является кадровым офицером, инструктором, обучает других ратному делу, летает, но при этом не оставляет свое пастырское служение. Служит и Родине, и Богу.

Фильм «Лоцман во времени» Александра Киселева (Санкт-Петербург) победил в номинации «Здесь и сейчас». В его центре — лоцман Сергей, который работает в порту нашей северной столицы. Он создал целую галерею необычных фотографий, где соединены в одно современные виды города на Неве со снимками того же места военных лет. По современному беззаботному городу идет на фронт отряд солдат в шинелях. По праздничному городу везут тела погибших в блокаду. Сергей говорит, что если мы забываем историю, мы превращаемся просто в социальное стадо. Мы не должны никогда забывать о тех людях, которые выстояли в этом городе. За что ленинградцам выпала такая доля — этот вопрос еще ищет свой ответ во времени. Человек привыкает мыслить какими-то клише, а фильм заставляет нас обратить свой взгляд в прошлое и направить его в будущее. Так ли мы живем, чтобы это не повторилось? Это осознание себя не только в пространстве, но и во времени, и самое главное, в вертикали.

В фильме «Москва — Берлин» Юрия Кузавкова (Москва), лучшем в номинации «Времена не выбирают», сравнивается, как жили простые люди в российской и германской столицах перед Второй Мировой войной. Что они чувствовали, о чем мечтали, не понимая, что остался всего шаг до катастрофы…

Гран-при получил фильм «SOSтояние приграничное» режиссера из Хабаровска Альберта Самойлова. Это фильм о трагичном состоянии Дальнего Востока. На протяжении трех лет авторы снимали своих героев в верхнем течении реки Амур. Русские пришли туда 360 лет назад и освоили эти дикие и малонаселенные земли. Сейчас эти земли очень притягательны для Китая. А той поддержки, которая нужна, чтобы сохранить эти земли для России, сегодня недостаточно оказывается. Но там жили их предки, они продолжают там жить в забытых селах и станицах восточных рубежей нашей родины.

Этот фильм был отвергнут многими фестивалями в силу своей остроты. На фестивале много подобных искренних честных лент. Так, фильм «Вернулись мы на родину» рассказывает о тех людях, кто вернулся в Россию из азиатских республик. Они до сих пор не смогли восстановить полноценную жизнь, живут в вагончиках, но не ропщут. Они ведь на Родине!

В этом году было представлено и пять самарских документальных фильмов.

Для многих режиссеров фестиваль «Соль Земли» становится толчком к творчеству. Так, в прошлом году режиссер Олег Якушенков сказал: «Благодаря вашему фестивалю я вернулся в профессию кинодокументалиста. Я увидел, что документальное кино востребовано, оно нужно». А в этом году он представил на фестивале прекрасный фильм «День Ангела».

И зрители говорят: «Мы даже не подозревали, что существует такое кино. Доброе».

Людмила Белкина.

1565
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru