Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Профессия: репортер

Репортерский дневник
Антон Жоголев — Обо всем понемногу: впечатления, мнения, комментарии на разные темы.

Почему загорелся Храм всех религий?

В Великий понедельник Страстной Седмицы казанские пожарные тушили пожар в необычном здании.

В Страстную Седмицу информационный фон нашей жизни резко меняется. Новости становятся вдруг то ли воспитательными, то ли и вовсе почти что пророческими. Что обычно от нас сокрыто за частоколом причин и следствий, вдруг обнажается и становится до очевидности ясным, как на ладони. И не так важно, какие это новости, условно хорошие или столь же условно плохие (попробуй там разберись!). Важно лишь, к каким выводам нас подводят.

Ранним утром в понедельник 10 марта, в самые первые часы Страстной Седмицы, казанские пожарные получили сигнал о том, что огонь охватил здание далеко не обычное. Загорелся «храм всех религий» в пригородном казанском поселке Старое Арачкино на берегу Волги. Этот комплекс сооружений, состоящий из (условно говоря) православной церкви и католического костела, мусульманской мечети, иудейской синагоги, китайской пагоды и буддийского дацана, и даже алтарей некоторых исчезнувших религий, хорошо виден с Волги и давно стал очень странной достопримечательностью российского масштаба. Автором суперэкуменического проекта этакого Вселенского храма «религии будущего» был Ильдар Ханов, казанский художник, архитектор и «целитель». Идея такого сооружения явилась ему во время путешествий по Индии и Тибету. К строительству «суперхрама» он приступил еще в 1994 году.

Видел с борта теплохода однажды этот странный храм и я. Впечатление зрелище оставило по себе тяжелое: эклектика, какая-то умышленная деформация смыслов и культур. Возможно, все это и было целью создателей этого безвкусного здания. Но падкой на все необычное публике такой туристический объект был в диковинку, и здание приобрело определенную известность. Хотя никакие религиозные обряды там и не практиковались, а помещение использовалось как некий культурный центр. Говорят, там даже побывала с концертом Алла Пугачева. Естественно, одобрения на строительство такого «храма» по крайней мере главные религиозные центры и конфессии не давали (разве что промолчали, возможно, что в знак согласия, уже исчезнувшие «культы»: кто там теперь может узнать, что, например, у зороастрийцев было бы на уме на этот счет). Все это была исключительно частная инициатива. Вокруг которой, к тому же, до сих пор не утихают скандалы. Ведь даже проблемы с незаконным строительством этого «храма всех религий» с правительством Татарстана на сегодняшний день так до конца и не урегулированы. А после смерти автора этой идеи наследники не могут разобраться, кто же там теперь главный. Здание это появилось на Российской земле не в согласии ни с Божескими, ни с человеческими законами. И вот оно вспыхнуло. Специалисты не исключают умышленный поджог. Пожар охватил двести метров помещения, полностью выгорел буддийский зал с картинами художника Ханова. Не знаю, имеют ли какую-либо культурную ценность эти картины. Но так как в пожаре погиб человек, скорее всего, 63-летний прораб этого же здания Мансур Зиннатов, после смерти Ханова ставший, по сути, его владельцем, — то весть эта все равно трагическая, печальная, как бы мы к этому зданию самому по себе ни относились. Радоваться тут нечему, ведь кровь пролилась. А вот уроки извлечь какие-то стоит.

Храм этот (если так можно его назвать) начал строиться в романтически-розовую эпоху безбрежного экуменизма. Когда казалось (от полного незнания духовных законов), что все религии — это лишь разные пути к чему-то общему, единому и доброму. Называемому по-разному — Бог, Абсолют, Высший Разум, Архитектор Вселенной. И пора уже все эти «не доходящие до небес» перегородки религий наконец снести бульдозером перестройки и водрузить на их месте храм единой для всего человечества веры. Но это в будущем. Пока же — надо хотя бы максимально сблизить религии, собрать их все под одной крышей. А объединение всех религий в одну — это уже следующий этап, у которого, конечно же, тоже со временем нашлись бы (и обязательно еще найдутся!) свои добровольцы. Как вот нашелся же этот энтузиаст Ильдар Ханов.

Но сейчас уже всем стало понятно, что мировые религии и конфессии в том их виде, в котором сегодня присутствуют они в нашей жизни, не какие-то там переходные формы от чего-то раздробленного к чему-то принципиально новому, единому. А как раз четкие выкристаллизовавшиеся тысячелетиями слитки человеческого и даже сверхчеловеческого опыта, которые вовсе не собираются ни меняться, ни объединяться, ни исчезать. Все это можно сделать с ними лишь искусственно. Если не сказать — насильственно.

А чтобы конфессии и религии жили во взаимном уважении, надо их не сближать искусственно, на одном пятачке-коммуналке «экуменического храма», а, наоборот, разводить как можно дальше друг от друга. Чтобы из-за тесноты не вспыхивало взаимное раздражение, ведь лишь на определенной духовной дистанции только и возможны подлинное взаимное уважение и даже приязнь.

Наверное, Ильдар Ханов все это затевал всерьез, да еще с благими целями. Время было такое. Но затевал всерьез, а вышел-то курьез. И теперь вот только не курьезный вовсе пожар с человеческими жертвами подвел печальный итог этой искусственной придумки.

Известный идеолог консерватизма и монархии французский католик Жозеф де Местр еще в начале ХIХ века писал: «В мире нет никакого человека. В своей жизни я видел, среди прочего, французов, итальянцев, русских. Я знаю даже, благодаря Монтескьё, что можно быть персом: но, что касается человека, то он никогда еще мне не встречался». Мысль полемически заострена. Верный, в некоторых чертах, посыл несколько искусственно утрирован. И наверное все-таки, если хорошо поискать, то можно найти общечеловеческие какие-то черты у всех хомо сапиенсов на нашей планете — независимо от нашей национальности (какие-то общие представления о добре и зле, как их ни извращай, а вдунуты в каждого из нас с дыханием Творца, когда творил Он из персти земной Адама). Но вот уж что совершенно несомненно, так это то, что нет никакой «общей религии» — а есть совершенно не похожие на друг друга представители христианства, иудаизма, ислама, буддизма… Настоящая религия — это всегда ответ на вечный вопрос. И одинаковых ответов на один и тот же вопрос, увы, не бывает. Тогда бы и сам вопрос не звучал вновь и вновь. Значит, и храм всех религий в принципе невозможен. Да и не нужен. Вот он и загорелся в Страстную неделю. Немудрено.

…Просто я верю, что тот ответ, который дан в Православном Никео-Цареградском Символе Веры, и есть настоящий ответ на вечный вопрос. И потому мне вполне хватает Православного храма. А что там рядом с ним еще расположено, уже не так важно. Лишь бы посторонние шумы с улицы не мешали молиться. 

Дата: 12 апреля 2017
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:






Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru