Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:








Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


"Сокрушил главу змиеву"

В тот момент, когда люди послушались змия и нарушили заповедь Божию, тем самым они утратили связь с Богом и подпали под власть диавола…

В песнопениях Крещению Господню (Богоявлению) есть такие малопонятные слова о Христе: "сокрушил главу змиеву". О каком змее идет речь? И еще. Как Церковь относится к восточному календарю, по которому наступивший год является годом Змеи?
Раб Божий Антоний


С приходом в мир Господа нашего Иисуса Христа сбылось древнее пророчество — так называемое первоевангелие. "И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3, 15). Это первое обетование о грядущем Мессии, данное Богом Адаму и Еве при изгнании их из рая.
Под змием нужно понимать диавола, который стремится погубить род человеческий. В тот же момент, когда люди послушались змия и нарушили заповедь Божию, тем самым они утратили связь с Богом и подпали под власть диавола. Адам облекся в кожаные ризы, которые, по учению Святых Отцев, суть искажение человеческой природы и появление в человеке страстей. Началась жизнь в грехе и муках: скорби, болезни, беды обрушились на людей, самым же страшным злом явилась смерть.

Глава змия, которую пришел сокрушить Господь, —  это власть сатаны. Христос исполняет Свою миссию, Он Своей смертию и Воскресением освящает человеческое естество и возносит его на максимальную высоту. "Седяй одесную Отца" — это о Христе… Таким образом, каждый человек имеет возможность единения с Богом — со Христом и во Христе.
И крестился Христос для того, чтобы не только освятить воды Иордана, но и показать степень Своего умаления ради спасения человека. Ведь Сын Божий во всем, кроме греха, стал как человек. Можно сказать, что Он снизошел до нашей немощи, чтобы вознести нас к Своей славе. Мы же через крещение вступаем в завет с Богом и получаем оставление грехов.
Теперь отвечу на вторую часть вопроса. Восточный календарь — это, конечно, язычество в самой явной форме, потому что в нем воплощено стремление подчинить человеческую жизнь каким-то внешним, чуждым знакам. Для христиан же определяющим фактором в жизни человека является Промысел Божий и наша свободная воля.
Христианство утверждает, что вследствие греха человек, человечество находится в состоянии глубокой поврежденности, в погибели. И это видно из того, что всю свою историю люди стремятся к благу, а получается все наоборот, зло в мире увеличивается. Гуманизм убаюкивает своих последователей оптимистическими перспективами: что человечество медленно, но верно идет по пути прогресса, что оно постепенно изживает все общественные недостатки и личные пороки, то есть морально человек возрастает. Но посмотрите на действительное положение дел — и вы увидите, что, напротив, на самом деле порок стал нормой жизни, человеком движут самые низменные страсти. Мир встал перед лицом глобального экологического кризиса — "человек разумный" так строит свою жизнь, что скоро жить на земле будет невозможно. Парадокс: вроде бы стремясь к добру, люди делают зло.
В Библии сказано, что человек — это образ Божий, но поскольку этот образ поврежден, то и человек стал носителем зла. Степень нашего повреждения такова, что спасти нас может только Бог. Потому-то Христос, "пришедый спасти мир", именуется Спасителем. Ясно, что человек приходит к пониманию того, что ему нужен Спаситель, только тогда, когда он видит себя погибающим, когда осознает неспособность спастись своими силами, — вот тогда человек и обращается к Богу. Но увидеть себя таковым, каков ты есть на самом деле, далеко не просто, преградой к этому является гордыня, преувеличенное мнение о себе: человек придумывает свой образ, весьма далекий от действительности, и не желает расставаться с этой иллюзией. Поэтому видение своих грехов и своей недостаточности, духовной скудости является особым даром, который есть начало спасения. Преподобный Сисой сказал некогда, что тот, кто сподобился видеть свои грехи, выше того, кто воскрешает мертвых одним словом.
Всеблагой Промысел Божий способствует тому, чтобы открыть человеку глаза на самого себя. Необходимо, чтобы он увидел свое греховное состояние и возопил к Богу о спасении. Достижению этой цели и служат различные обстоятельства, а уж дальше жизнь каждого зависит от того, какие выводы он делает и что выносит их тех или иных "уроков". Таким образом, ясно, что все скорби и житейские невзгоды спасительны, поскольку приводят нас к переосмыслению самих себя. В этом смысле можно согласиться с тем, что человек сам устраивает свою судьбу. Марк Подвижник говорил, что причина всех зол, с нами происходящих, сокрыта в наших помыслах.
Легкомысленные люди сверяют свою жизнь с гороскопами — и строят ее по "звездам", отказываясь от общения с "несовместимыми" по знакам Зодиака, хотя и близкими по духу людьми, вопрошают у астрологов, можно ли вступать в брак в том или ином году, ищут везения, надеются легко устроить свою жизнь, при этом напрочь отвергая такие способности человека, как разум и воля, которые благодатию Божией освящаются через терпение.
Если человек живет по разуму и стремится в своей жизни подражать подвигу жертвенной Христовой любви, то никакие восточные календари на него повлиять не могут, так как каждый год — это год Божий.

Священник Дионисий Толстов
19.01.2001
Дата: 19 января 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru