Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Слово пастыря

В горах Абхазии

побывал самарский священник Сергий Жихарев.



побывал самарский священник Сергий Жихарев.

Абхазы называют свою родину Апсны, что означает «Страна Души». Говорят, что человек, однажды побывавший на этой земле, стремится вернуться к ней снова. Так ли это или просто красивый образ, мы решили узнать у настоятеля самарского храма в честь святых благоверных князей Петра и Февронии протоиерея Сергия Жихарева и его матушки Елены, которые недавно вернулись из паломничества по Абхазии.

— Вы не познаете Абхазии по красочным страницам путеводителя, в журналах все не то… Езжайте в горы, там вы откроете Страну Души … — советовала самарским паломникам немолодая абхазка, у которой в деревенском домишке они решили расположиться на ночлег…

Несколько лет назад священник Сергий Жихарев прочитал на одном дыхании книгу протоиерея Валентина Свенцицкого «Граждане Неба». В ней говорилось о старцах-отшельниках начала двадцатого века, которые жили и молились уединенно в своих пещерах-кельях и, будто драгоценный бисер, были рассыпаны по большим и малым горам Абхазии. И вот этим летом отец Сергий решил отправиться в Абхазию, чтобы подняться по узкой горной тропке и встретить молитвенника-отшельника… Хотя не было выбрано место, где остановиться, и какой будет проложен маршрут, но решено было на свой страх и риск отправиться в паломничество всей семьей: матушка Елена, дочка Ксения, старший сын Серафим и младший сын Андрей. 

Контрасты Абхазии

 — В Сухуми мы наняли водителя-проводника, — вспоминает отец Сергий. — Он оказался участником грузино-абхазской войны, а потом восемь лет был в горах на разминировании и хорошо знает каждую тропинку, каждый камень. Как раз такой человек, который исходил не одну горную тропу, мне был нужен в качестве проводника…

Я поинтересовался, встречал ли он в горах отшельников, и как бы нам встретиться с ними. «Да по любой тропинке поднимайся в горы повыше и обязательно наткнешься на пещерку отшельника», — ответил наш проводник.

Земля Абхазии еще не оправилась после бомбежек: заброшенные села с покореженными калитками, заросшие, никому ненужные мандариновые сады, дома с побитыми от снарядов стенами. Прошло около десяти лет после войны, но до сих пор ее раны не залечены… Мы проезжали совершенно брошенные и безлюдные небольшие деревеньки. Во время войны многие люди оставили свои дома…

В Абхазии сто сорок древних Православных храмов. Некоторые из них давно заросли не только травой, но и деревьями — на их крышах растут кипарисы. Некоторые из них восстанавливают абхазцы, но для иных целей… Так, в соборе Андрея  Первозванного в Пицунде размещен концертный зал. На месте алтаря сделана сцена и стоит рояль, рядом вмонтирован орган. Глаз поражает контраст между величественностью Православных святынь, сказочной красотой природы и той разрухой, которую человек своей жестокостью принес в Божий мир.

Одишский подвижник

Среди разрушенных домов и заросших садов дорогу в Одишу указывали стрелки, на которых было написано: «Иеромонах Иоанн Свинухов». Батюшка по своей мирской профессии хирург, специализирующийся на  гнойной хирургии, и спасает людей не только молитвой в храме, но и скальпелем на операционном столе. Абхазцы почитают нашего батюшку, прежде всего, как врача…

К нему часто обращаются за медицинской помощью, и он безкорыстно помогает. В этих горных краях довольно часты дорожно-транспортные происшествия, не редкость — драки и поножовщины, в результате — сильные ранения… И вот по этим указателям на дороге едут абхазцы — и Православные, и мусульмане, и язычники — в Православный храм за отцом Иоанном… Он лечит всех и не берет никакой награды. Наш водитель-проводник свое восхищение отцом Иоанном выразил словами: «Ужас сколько он спас людей!»

Иеромонах Иоанн (Свинухов) оказался благообразным священником лет пятидесяти, он очень худой, можно сказать, истощенный, и имел вид подвижника. Говорил тихо, спокойно, чуть улыбался, так же тихо и спокойно вел службу…

Когда отец Иоанн впервые приехал в Одишу, то увидел, что от храма,  куда его благословили служить, от древнейшей церкви XI-XII веков в честь святых равноапостольных Константина и Елены, осталось всего ничего — три метра от земли. Остатки святыни заросли бурной растительностью… На протяжении десяти лет батюшка  восстанавливал храм, потихонечку возрождал святыню. И нам уже посчастливилось молиться в отреставрированном храме.

На Литургии кроме нашей семьи было еще три монахини и одна прихожанка. Женщина специально приехала на службы к отцу Иоанну (Свинухову) за тысячу километров из России, сняла рядом с церковью разбитый домик. 

По окончании молебна все подошли за благословением к отцу Иоанну, и мы познакомились. Мне как священнику, который тоже начал строить храм, было интересно узнать о строительстве этого храма. Рассказал я батюшке о своем строительстве, как потихонечку рядом с модулем временной церкви возрастают каменные стены храма в честь Петра и Февронии, что сами и раствор месим, и кирпичи таскаем. Но важнее всех строительных тонкостей сторона духовная, о ней и завязался с отцом Иоанном разговор.

— Божье должно строиться на благом, —подчеркнул иеромонах и посоветовал быть разборчивым при выборе благодетелей и брать помощь на строительство Божьего храма только из правых, то есть честных рук, иного ни Господь, ни Матерь Божья не приемлют. Свой храм отец Иоанн восстанавливал с большим трудом, очень долго не мог найти именно такие честные руки, которым бы смог доверить воздвигать церковь святых Константина и Елены. Господь помог и привел в храм хорошего архитектора, при его помощи пошла работа. Теперь в храме восстановлены своды, купол, крест и колокольня. 

Мы спросили батюшку, не отшельник ли он,живет ведь здесь почти в затворе, но батюшка с юморком ответил: «Мы скитские».

Монахини из Бирцхи

— В старинном горном селении Бирцхи никогда не было храма… — вступает в разговор матушка Елена. — Стояло несколько сельских домов, но после грузино-абхазского конфликта хозяева бросили свои жилища и не решились возвращаться обратно… В полуразрушенные дома десять лет назад приехали сестры из монастырей Мордовии, приехали возводить в этом глухом месте Православную обитель. На такой подвиг мордовских монахинь благословили духовник Троице-Сергиевской Лавры Архимандрит Кирилл (Павлов) и санаксарский старец схиигумен Иероним (Верендякин † 2001 г.). Двадцать пять сестер — и молодые, и почтенного возраста — приехали в разрушенное горное селение, где не было света, газа и прочих благ цивилизации. Поначалу спали почти под открытым небом, не было самого необходимого, но все же возвели Свято-Троицкий монастырь.

Но как сестрам, далеким от строительного дела, построить монастырь? Надо ведь многое уметь: развести цемент, класть кирпич, писать фрески… Игумения Херувима поступила мудро: она направила своих посланниц учиться на каменщика, маляра, плотника, электрика, повара, иконописца… Ездили сестры по очереди и получали сразу по две или три специальности,  даже свой дизайнер появился в монастыре. И закипела работа.

И вскоре из руин и разрухи вознесся к небу золотоглавый храм, отстроили трапезную, пекарню, два дома  восстановили для гостей монастыря и протянули из Сухуми ветку электричества. Отопление в обители печное, и для него сестры сами заготавливают дрова. На горных склонах нескончаемые сады, земля родит так щедро, что все собрать монахини просто не успевают. Просят сестры, чтобы приезжали к ним Православные люди на помощь в сезон сбора мандаринов и хурмы… 

Встретили нас в монастыре поначалу настороженно, на контрольно-пропускном пункте. А как без него: по горам много лихих людей ходит, и от них сестры научились защищаться. Когда монахини узнали, что приехал батюшка из Самары, и что мы знали и ездили в свое время к их духовному наставнику, старцу схиигумену Иерониму, то сразу стали как родные. Нас провели в храм на службу, как раз в этот день был праздник Царственных Мучеников, потом в очень уютные кельи и затем в трапезную.С такой любовью все сделано в монастыре, а какой был обильный и красивый стол, все со своего огорода, садов и пасеки.

Больше всего поразила в сестрах настоящая христианская любовь, это сейчас большая редкость… Они нас просто обласкали любовью. Когда мы трапезничали, сестры пели нам канты, а провожать нас вышли всем монастырем и пели духовные песнопения, плакали, нам в дорогу надавали море гостинцев. Мы уже далеко отъехали, но слышали, как сестры все стояли и пели нам в дорогу молитвы…

До отшельников осталось шесть часов ходьбы

— В монастыре мы спрашивали у матушек, можно ли отыскать отшельников, — говорит отец Сергий, — и нам рассказали, что периодически с гор в Сухум спускаются отшельницы и заходят в храм помолиться. Одной около 75 лет, второй за восемьдесят. Я поинтересовался, долго ли они в подвиге, оказалось, одна отшельничает 35 лет, другая — сорок. Выяснилось к тому же, что они ходят за продуктами к той женщине, которая нам в самом начале пути посоветовала не смотреть по путеводителям, а ехать в горы… Мы были уже на полпути: всего шесть часов ходьбы было до отшельниц…

— Подниматься в горы столько времени с детьми тяжело, и мы решили не ходить… — сказала матушка Елена.

— В этот раз Господь не предоставил возможности добраться до вершин, к отшельникам, — сказал отец Сергий. — Может, это и к лучшему: есть повод вернуться в эти святые места.

Записала Ольга Круглова.

Фото автора.

8177
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
5 комментариев

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru