Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)


"Не судите, да не судимы будете"

"Даже не имея много других добродетелей, можно спастись только добродетелью неосуждения".


Скажите, пожалуйста, как понимать слова "не судите, и не судимы будете"? Означает ли это, что всякие критические высказывания в чей-либо адрес — это осуждение, следовательно, и грех?
Виктор


Что такое осуждение? Вот что говорит об этом преподобный Авва Дорофей: "Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или (сделал) что-либо подобное. Вот такой злословил (брата), то есть сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого; а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: "он разгневался" и иное сказать: "он гневлив", и как я сказал, произнести (таким образом) приговор о всей его жизни".
Нельзя отождествлять человека с его грехом или с его недостатками, а значит, нельзя пересказывать пороки своих ближних другим людям. Святитель Василий Великий говорит, что о чужом грехе можно поведать другим лишь в том случае, если необходимо уберечь неискушенного человека от порочного влияния. Значит, критические высказывания в чей-либо адрес возможны только из уст людей, имеющих на это моральное право — духовника, духовно опытного человека, старца, — и не в пустом разговоре, а в особых обстоятельствах, для нужд спасения. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам, перечисляя некоторые пороки, все же призывает не осуждать людей: "Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела". (Рим. 2, 1 — 2).
Нельзя высказывать резкие суждения о других людях, нельзя высматривать чужие грехи. Ведь осуждение, по слову Апостола, — это соучастие в том же грехе, который осуждаешь. И посмотрите: человек часто смакует грехи ближнего и что-то от себя прибавит. Осуждение — это попытка обмануть совесть, сознательно или неосознанно. Совесть требует очищения, она наказывает человека угрызениями и не успокоится до тех пор, пока человек не раскается в своих грехах. Но люди часто идут по пути духовной подделки: не зная исповеди, покаяния, они обманывают свою совесть, погружаясь всецело в пучину греха осуждения. Ведь действительно приятно посудачить о людях и, согласитесь, после таких разговоров ощущается какое-то мнимое облегчение — а это уже исповедь наоборот, искажение правды, умножение зла. Но только после исповеди — искреннего покаяния — человек ощущает подлинное облегчение, чувство внутренней свободы, и это свобода истинная. Хочу порекомендовать вам воздерживаться от осуждения потому, что это — спасение в один шаг, то есть, даже не имея много других добродетелей, можно спастись только добродетелью неосуждения, что и сказано: "не судите, да не судимы будете".

На снимке: фрагмент фрески "Страшный суд".

священник Дионисий Толстов
29.06.2001
Дата: 29 июня 2001
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
1
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru