Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

"Не судите, да не судимы будете"

"Даже не имея много других добродетелей, можно спастись только добродетелью неосуждения".


Скажите, пожалуйста, как понимать слова "не судите, и не судимы будете"? Означает ли это, что всякие критические высказывания в чей-либо адрес — это осуждение, следовательно, и грех?
Виктор


Что такое осуждение? Вот что говорит об этом преподобный Авва Дорофей: "Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или (сделал) что-либо подобное. Вот такой злословил (брата), то есть сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого; а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: "он разгневался" и иное сказать: "он гневлив", и как я сказал, произнести (таким образом) приговор о всей его жизни".
Нельзя отождествлять человека с его грехом или с его недостатками, а значит, нельзя пересказывать пороки своих ближних другим людям. Святитель Василий Великий говорит, что о чужом грехе можно поведать другим лишь в том случае, если необходимо уберечь неискушенного человека от порочного влияния. Значит, критические высказывания в чей-либо адрес возможны только из уст людей, имеющих на это моральное право — духовника, духовно опытного человека, старца, — и не в пустом разговоре, а в особых обстоятельствах, для нужд спасения. Апостол Павел в своем Послании к Римлянам, перечисляя некоторые пороки, все же призывает не осуждать людей: "Итак неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же. А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела". (Рим. 2, 1 — 2).
Нельзя высказывать резкие суждения о других людях, нельзя высматривать чужие грехи. Ведь осуждение, по слову Апостола, — это соучастие в том же грехе, который осуждаешь. И посмотрите: человек часто смакует грехи ближнего и что-то от себя прибавит. Осуждение — это попытка обмануть совесть, сознательно или неосознанно. Совесть требует очищения, она наказывает человека угрызениями и не успокоится до тех пор, пока человек не раскается в своих грехах. Но люди часто идут по пути духовной подделки: не зная исповеди, покаяния, они обманывают свою совесть, погружаясь всецело в пучину греха осуждения. Ведь действительно приятно посудачить о людях и, согласитесь, после таких разговоров ощущается какое-то мнимое облегчение — а это уже исповедь наоборот, искажение правды, умножение зла. Но только после исповеди — искреннего покаяния — человек ощущает подлинное облегчение, чувство внутренней свободы, и это свобода истинная. Хочу порекомендовать вам воздерживаться от осуждения потому, что это — спасение в один шаг, то есть, даже не имея много других добродетелей, можно спастись только добродетелью неосуждения, что и сказано: "не судите, да не судимы будете".

На снимке: фрагмент фрески "Страшный суд".

священник Дионисий Толстов
29.06.2001
1209
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
1
3 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru