Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

Отвечает священник

«Что значит быть христианином…»

На вопросы по «школьной тематике» отвечает иерей Иоанн Болгов, настоятель храма во имя Царственных Мучеников при Православной школе № 54 г. Самары.

На ваши вопросы по «школьной тематике» отвечает иерей Иоанн Болгов, настоятель храма во имя Царственных Мучеников при Православной школе № 54 г. Самары.

— Не все уроки, включенные в школьную программу, согласуются с учением Божиим. Тот же дарвинизм до сих пор изучается на уроках биологии. А в иных школах преподают и валеологию!

— Самое главное — знать Закон Божий и свою Православную культуру, и тогда изучение этих предметов только расширит кругозор, познакомит с другими вариантами, с мировоззрением западного человека. Ребенок увидит сам, что валеология — это теория духовного умирания. Ну а дарвинизм — это ведь не более чем гипотеза английского ученого. Сам Чарльз Дарвин был верующим человеком и до конца своей жизни оставался церковным старостой. Это уже атеисты взяли на щит выдвинутую им теорию, развили и трансформировали ее в духовном плане в то, что мы имеем сегодня.
Свято место не бывает пусто, и если в душе нет святости, если внутреннее пространство не заполнено благодатью, то эта пустота обязательно заполнится нехорошим, потому что бес очень хитер, он очень давно борется с человеком. Заполните душу благодатью, радостью духовной, радостью общения с Богом — и не страшны будут эти пагубные лжеучения.

— Ну а старшеклассник, наверное, может и некое исповедничество проявить, спокойно пояснив учителю, что имеет свою, Православную точку зрения на изучаемый предмет.

— Конечно. Надо быть готовым внутренне к духовному диспуту — найти необходимые научные факты и эту информацию проработать, пропустить ее через свое Православное миропонимание, чтобы суметь донести ее до педагога и одноклассников. И учителю будет приятно такое благожелательное общение с мыслящим, умеющим отстоять свою правоту не в конфликтном ключе, а в серьезной полемике учеником.

— С отменой обязательной школьной формы все ходят в чем угодно. Во что нужно одеваться Православным?

— Одежда выражает натуру человека. Внешние стороны — это всегда проявление внутреннего мира. Поглядев на человека, всегда можно сказать, что представляет собой его внутренний мир, поверхностный это человек или гармонично развитый. К сожалению, у молодежи сейчас такая мода пошла, одежда и зимой и летом стала чрезмерно открытой. Мы в своей семье настраиваем детей не на то, чтобы им больше закрываться, но больше думать о своем здоровье. Многое из того, что сейчас носят, на самом деле нездоровая одежда. Она ведет к более частым простудам. Причем и открыты как раз наиболее жизненно важные места: даже воспаление легких легче вылечить, чем воспаление поясного отдела. И, мало того, я как бывший работник силовых органов могу сказать, что современная одежда искушает на криминальные проявления. Сказано: «Не искушай Господа понапрасну». Нельзя искушать и людей. Легкомысленная одежда, развязное поведение провоцируют легко искушаемых людей на какие-то нехорошие поступки. Ради чего же слепое следование безумной моде? Мы своим детям, во всяком случае, говорим о том, что одежда не должна нести вред здоровью и что Православный ребенок не может быть одет неприлично — это очень нехорошо.

— Многие дети сейчас ходят, в том числе и в школу, с сотовыми телефонами. Нет ли в этом какой-либо духовной опасности?

— Если относиться к мобильнику просто как к средству связи, которая необходима при определенных обстоятельствах, то в этом нет ничего плохого. Другое дело, если обладание сотовым телефоном становится средством самовыражения. Кто-то закачивает непристойные мелодии или картинки — это, конечно, совершенно недопустимо! Но нехорошо когда кто-то излишне обращает внимание на то, что у него дорогая, «навороченная» модель, а у других обычная… Или  — все ходят с сотовыми, а я чем хуже других?.. Такой подход неприемлем для Православных. Сам по себе сотовый телефон не может заключать в себе особой духовной опасности. Господь дает нам возможность использовать достижения научного прогресса и для решения повседневных вопросов, и для своего спасения. Главное в том, как к этому относиться. На уроке основ безопасности жизнедеятельности мы со старшеклассниками говорим об этом. Прежде чем произвести первый атомный взрыв в СССР, его математическая модель была обсчитана учеными на электронно-вычислительной машине. Возможности того компьютера в сто тысяч раз меньше, чем возможности процессора современного мобильного телефона. Представляете, какие возможности сейчас у вас — для вашего совершенствования. Не превращайтесь только в потребителей! — вы должны стремиться возрастать и духовно, и интеллектуально, и физически, Господь создал человека гармоничным — и все должно быть в нас гармонично. Нашей России в мировом разделении труда выделена роль обслуживающего элемента, и наших детей пытаются готовить к этой роли, чтобы они были «челночниками», какими-то ограниченными людьми — но Россия всегда была сильна талантливыми, яркими личностями! И наши дети должны быть продолжателями этих славных традиций.

— Иногда у детей не складываются отношения в классе. Особенно если в классе нет больше верующих ребят. С кем же дружить?

— Трудно найти духовно близкого человека. Но совет один — так же, как со всеми остальными людьми в мире, общаться. Каждый человек имеет в себе образ Божий. Каждый человек — это зеркало, отражающее величие Божие. Другое дело — состояние этого зеркала: замутненное, грязное зеркало ничего от Бога отразить не может. С таким человеком, конечно, лучше не общаться, потому что от него только скверны наберешься. Надо относиться ко всем людям ровно, по-доброму, любить в них образ Божий. В любом коллективе главное себя поставить. Не выпячивая своих достоинств, тем более мнимых, не показывая нарочито свою церковность, но самой жизнью, своим примером показывая, что значит быть Православным. Не вдаваться в пересуды, осуждение и обсуждение, не участвовать в плохих делах. Очень четко обозначить свою позицию: вы курите — это ваше дело, а я курить не стану. Не пытаться «переделать» сверстников, но и самому не подлаживаться под них в дурном. И люди оценят это, и с кем-то возникнет дружба, а с кем не получится — это нормально. А вот осуждать и исправлять людей — это не наше дело.

Ольга Ларькина
04.11.2005
1014
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
5
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Пожертвование на газету "Благовест":
банковская карта, перевод с сотового, Яндекс.Деньги

Яндекс.Метрика © 1999—2018 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru