‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Задайте свой вопрос священнику

«Что значит быть христианином…»

На вопросы по «школьной тематике» отвечает иерей Иоанн Болгов, настоятель храма во имя Царственных Мучеников при Православной школе № 54 г. Самары.

На ваши вопросы по «школьной тематике» отвечает иерей Иоанн Болгов, настоятель храма во имя Царственных Мучеников при Православной школе № 54 г. Самары.

— Не все уроки, включенные в школьную программу, согласуются с учением Божиим. Тот же дарвинизм до сих пор изучается на уроках биологии. А в иных школах преподают и валеологию!

— Самое главное — знать Закон Божий и свою Православную культуру, и тогда изучение этих предметов только расширит кругозор, познакомит с другими вариантами, с мировоззрением западного человека. Ребенок увидит сам, что валеология — это теория духовного умирания. Ну а дарвинизм — это ведь не более чем гипотеза английского ученого. Сам Чарльз Дарвин был верующим человеком и до конца своей жизни оставался церковным старостой. Это уже атеисты взяли на щит выдвинутую им теорию, развили и трансформировали ее в духовном плане в то, что мы имеем сегодня.
Свято место не бывает пусто, и если в душе нет святости, если внутреннее пространство не заполнено благодатью, то эта пустота обязательно заполнится нехорошим, потому что бес очень хитер, он очень давно борется с человеком. Заполните душу благодатью, радостью духовной, радостью общения с Богом — и не страшны будут эти пагубные лжеучения.

— Ну а старшеклассник, наверное, может и некое исповедничество проявить, спокойно пояснив учителю, что имеет свою, Православную точку зрения на изучаемый предмет.

— Конечно. Надо быть готовым внутренне к духовному диспуту — найти необходимые научные факты и эту информацию проработать, пропустить ее через свое Православное миропонимание, чтобы суметь донести ее до педагога и одноклассников. И учителю будет приятно такое благожелательное общение с мыслящим, умеющим отстоять свою правоту не в конфликтном ключе, а в серьезной полемике учеником.

— С отменой обязательной школьной формы все ходят в чем угодно. Во что нужно одеваться Православным?

— Одежда выражает натуру человека. Внешние стороны — это всегда проявление внутреннего мира. Поглядев на человека, всегда можно сказать, что представляет собой его внутренний мир, поверхностный это человек или гармонично развитый. К сожалению, у молодежи сейчас такая мода пошла, одежда и зимой и летом стала чрезмерно открытой. Мы в своей семье настраиваем детей не на то, чтобы им больше закрываться, но больше думать о своем здоровье. Многое из того, что сейчас носят, на самом деле нездоровая одежда. Она ведет к более частым простудам. Причем и открыты как раз наиболее жизненно важные места: даже воспаление легких легче вылечить, чем воспаление поясного отдела. И, мало того, я как бывший работник силовых органов могу сказать, что современная одежда искушает на криминальные проявления. Сказано: «Не искушай Господа понапрасну». Нельзя искушать и людей. Легкомысленная одежда, развязное поведение провоцируют легко искушаемых людей на какие-то нехорошие поступки. Ради чего же слепое следование безумной моде? Мы своим детям, во всяком случае, говорим о том, что одежда не должна нести вред здоровью и что Православный ребенок не может быть одет неприлично — это очень нехорошо.

— Многие дети сейчас ходят, в том числе и в школу, с сотовыми телефонами. Нет ли в этом какой-либо духовной опасности?

— Если относиться к мобильнику просто как к средству связи, которая необходима при определенных обстоятельствах, то в этом нет ничего плохого. Другое дело, если обладание сотовым телефоном становится средством самовыражения. Кто-то закачивает непристойные мелодии или картинки — это, конечно, совершенно недопустимо! Но нехорошо когда кто-то излишне обращает внимание на то, что у него дорогая, «навороченная» модель, а у других обычная… Или  — все ходят с сотовыми, а я чем хуже других?.. Такой подход неприемлем для Православных. Сам по себе сотовый телефон не может заключать в себе особой духовной опасности. Господь дает нам возможность использовать достижения научного прогресса и для решения повседневных вопросов, и для своего спасения. Главное в том, как к этому относиться. На уроке основ безопасности жизнедеятельности мы со старшеклассниками говорим об этом. Прежде чем произвести первый атомный взрыв в СССР, его математическая модель была обсчитана учеными на электронно-вычислительной машине. Возможности того компьютера в сто тысяч раз меньше, чем возможности процессора современного мобильного телефона. Представляете, какие возможности сейчас у вас — для вашего совершенствования. Не превращайтесь только в потребителей! — вы должны стремиться возрастать и духовно, и интеллектуально, и физически, Господь создал человека гармоничным — и все должно быть в нас гармонично. Нашей России в мировом разделении труда выделена роль обслуживающего элемента, и наших детей пытаются готовить к этой роли, чтобы они были «челночниками», какими-то ограниченными людьми — но Россия всегда была сильна талантливыми, яркими личностями! И наши дети должны быть продолжателями этих славных традиций.

— Иногда у детей не складываются отношения в классе. Особенно если в классе нет больше верующих ребят. С кем же дружить?

— Трудно найти духовно близкого человека. Но совет один — так же, как со всеми остальными людьми в мире, общаться. Каждый человек имеет в себе образ Божий. Каждый человек — это зеркало, отражающее величие Божие. Другое дело — состояние этого зеркала: замутненное, грязное зеркало ничего от Бога отразить не может. С таким человеком, конечно, лучше не общаться, потому что от него только скверны наберешься. Надо относиться ко всем людям ровно, по-доброму, любить в них образ Божий. В любом коллективе главное себя поставить. Не выпячивая своих достоинств, тем более мнимых, не показывая нарочито свою церковность, но самой жизнью, своим примером показывая, что значит быть Православным. Не вдаваться в пересуды, осуждение и обсуждение, не участвовать в плохих делах. Очень четко обозначить свою позицию: вы курите — это ваше дело, а я курить не стану. Не пытаться «переделать» сверстников, но и самому не подлаживаться под них в дурном. И люди оценят это, и с кем-то возникнет дружба, а с кем не получится — это нормально. А вот осуждать и исправлять людей — это не наше дело.

Ольга Ларькина
04.11.2005
1025
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
6
2 комментария

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест": банковская карта, перевод с сотового

Яндекс.Метрика © 1999—2021 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru