‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Спасский женский монастырь в Симбирске

Духовная жемчужина Симбирского края.

Духовная жемчужина Симбирского края.

В книге «Симбирская Церковная старина» есть упоминание об иконостасе Спасского женского монастыря, который был расписан неизвестным дьяконом Вознесенского собора Симбирска еще в 1801 году. Упоминается в книге и чудная икона Нерукотворного Спаса: «Это замечательно редкая для Симбирска святыня. Первоначально святой образ находился в Спасском женском монастыре, затем был перенесен в собор и здесь долгое время стоял на паперти».
Неожиданным образом монастырь оказался связанным с именем А.С. Пушкина. Во время своего приезда в Симбирск (Пушкин собирал в Поволжье материалы для своей истории Пугачевского бунта) поэт посещал эту обитель. Существует даже предположение, что судьба некоей Варвары Кравковой, которая стала насельницей этого монастыря, особо интересовала Пушкина: его просили узнать о ней столичные знакомые.


Еще одно известное имя — Прасковья Ивановна Гагарина, в замужестве — Языкова, ставшая послушницей в 1881 году, а в 1890 году написавшая на имя игумении следующее прошение: «По испытании себя в иноческой жизни в продолжение десятилетнего пребывания в Спасской обители утвердилось во мне решительное желание остаться навсегда в монастыре и исполнять монастырские послушания безропотно и с полным усердием… посему осмеливаюсь просить… об определении меня в число указных послушниц».
Вообще же известно очень мало имен и судеб тех, кто спасался в этой женской обители.
Духовной жемчужиной Спасского монастыря была Феофания, о которой и доныне хорошо помнят Православные в Ульяновске. Сохранилась чудом уцелевшая фотография игумении Феофании. По свидетельству клиросной храма Неопалимой Купины — Зои Александровны, одна из ее знакомых получила благословение своей бабушки — постоянно навещать могилку игумении Феофании: «Она была не простая». Сначала игумению похоронили на кладбище возле реки Свияги. Когда монахини (очевидно после революционных потрясений) вернулись в город, — кладбища уже не было. С молитвою стали искать место захоронения своей игумении и нашли его. Когда стали поднимать гроб, из него шло явное и сильное благоухание.
Перезахоронение совершили на кладбище у церкви Воскресения Христова. Именно с этим храмом связаны все самые замечательные имена и события из жизни Православного Симбирска ХХ века. По Промыслу Божиему могилка игумении Феофании и двух монахинь, Афанасии и Ираиды (на одном кресте написаны сразу три имени), оказалась рядом с могилами Архиепископа Иоанна (Братолюбова) и игумении Екатерины. Очевидно, двух последних и хоронили во второй половине ХХ века рядом с уже почитаемой и известной могилой игумении Феофании.

Неизвестно, кто же на самом деле являлся последней настоятельницей Спасского монастыря — игумения Феофания или игумения Амфия. Но известно, что именно последняя настоятельница монастыря была сослана при советской власти в тюрьмы. Известен и один любопытный эпизод ее ссылочной жизни, о котором в свое время Тамаре Ивановне Беловой поведала ее тетка — последняя инокиня Спасского монастыря. После разгона обители матушку игумению сослали в тюрьму. В камере, где она находилась, сидело не менее 25 человек.И все они мучились из-за того, что одна заключенная (ее все звали «татарка») день и ночь икала не переставая. Все просили надзирателя: «Уберите ее, не дает спать, мешает своей икотой». Однажды ночью игумения помолилась об этой несчастной женщине, зачерпнула воды в стакан, опустила в него свой нательный крестик и подала той со словами: «Выпей, вот тебе лекарство». Та выпила и сразу перестала икать. Когда утром все проснулись, то подумали, что «татарку» убрали в другую камеру, так как в помещении стояла непривычная тишина. А потом увидели, что их сокамерница никуда не делась, только больше не икает. После ссылки сама игумения рассказала обо всем этом инокине Матроне.
Об инокине Матроне известно более всего — благодаря ее племяннице, Тамаре Ивановне Беловой, прихожанке храма Воскресения Христова. Родилась Матрона Никифоровна Белова в 1897 г.В шестнадцать лет, то есть в 1913 году, поступила послушницей в Спасский женский монастырь. Послушание у нее было — пасти стадо монастырских овец. Уставала сильно, да и деревенская здоровая натура и молодость сказывались: после работы ела за двоих. Потом несла послушание на кухне. Была мастерицей варить какао и кофе.
Революция застала ее в иноческом звании. Начался разгон знаменитого и многонаселенного Спасского монастыря. Монахини и послушницы бежали, укрываясь от безбожных властей, кто куда. В основном уезжали в деревню к родным, некоторые вышли замуж. Инокиня Матрона жила по-монашески, ни в чем не отступая от правил монашеской жизни, в селе Вышки под Ульяновском. Тамара Ивановна вспоминает, что ежедневно после утреннего правила она читала 17-ю кафизму и поминание. А поминание у нее было огромное: она со слезами вычитывала более двух тысяч имен. И особенно усердно поминала двух игумений: Феофанию и Амфию. Дожила инокиня Матрона до 1984 года. Перед смертью ходила на то место в центре Ульяновска, где стоял разрушенный Спасский монастырь. В то время еще можно было различить руины храмов. Матрона нашла место, где был алтарь, и показала его племяннице: там новые власти построили туалет.
Перед смертью говорила: «Все ушли, одна я осталась колосом на несжатой полосе». Умерла она 11 ноября 1984 г.
В настоящее время вновь образованный в Симбирской епархии женский Свято-Архангело-Михайловский монастырь ведет работу по возвращению Церкви территории Спасской обители, на которую претендуют могущественные финансовые организации. Как в малой капле отражается в этом общее состояние нашей сегодняшней действительности. Кто победит? От этого во многом будет зависеть духовная жизнь — наша и наших детей.

Владимир Мельник

14.06.2002
1616
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
3
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru