Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:




Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.







Подписка на рассылку:
Электропочта:
Имя:

Наша библиотека

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Публикации

Святыни

Храм в центре Казани

Богоявленскую колокольню до сих пор не вернули верующим.


Первая деревянная церковь Богоявления в Казани была построена еще в XVI веке. Позднее (уже в XVIII веке) возникла каменная церковь, возведенная в традициях барокко. Колокольня на ул. Проломной (построена в 1897 году в память о русских воинах, в этом месте пробивших крепостную стену при штурме Казани). Построена она на средства купца Кривоносова. Этот купец являлся активным прихожанином церкви Богоявления, он завещал приходу 35 тысяч рублей, 25 тысяч из которых предназначались на строительство колокольни. Община сразу же взялась за дело. Был объявлен конкурс на лучший проект. И вот в декабре 1897 года колокольня с чертами русско-татарского средневековья, романской европейской архитектуры, а также с явным влиянием барокко предстала перед изумленными ее красотой казанцами. Величественное сооружение в 32 сажени (65 метров) выглядело грандиозно. В 1900 году был установлен колокол в 526 пудов. Вскоре в шпиль ударила молния, как бы предвещая будущие кровавые события и недолгую благополучную жизнь самой колокольни. В 1904 году был освящен третий однопрестольный храм на втором ярусе новой колокольни. Так казанцы выполнили завещание купца Кривоносова, умершего в 1892 году. Но колокольный звон уже много десятилетий не оглашает окрестности Посада. Верующим вернули многие церкви, но не эту. Настоятель Богоявленского собора протоиерей Олег Соколов рассказал, как развивались события.

— Согласно плану возвращения культовых зданий, мэром Казани К. Исхаковым был принят и утвержден в начале 1993 года (в соответствии с постановлением сессии горсовета 1992 года) порядок возвращения культовых зданий, в том числе и Богоявленского собора вместе с колокольней. Храм должны были вернуть ориентировочно в 1998 году, после того как это помещение будет освобождено театром. Храм был передан театру, ибо предполагалось, что его закроют на реконструкцию и здесь должна была разместиться временная сцена. В 1996 году храм освободили, но колокольню не вернули. Вместо этого ее сдали в аренду архитекторам. На втором этаже колокольни до революции располагался храм во имя Третьего Обретения честной главы Иоанна Крестителя. Помещение это было высокое. После революции его горизонтально разделили на два помещения. На первом этаже находились оптические мастерские, и когда они закончили свое существование, колокольня вроде бы освобождалась. Но не тут-то было. Второй пустующий этаж, едва мы начали хлопоты о возвращении, срочно сдали в аренду архитекторам. В 1998 году они съехали, но тогда там расположили Шаляпинский камерный зал. Я думаю, не случайно этот зал оформили как Шаляпинский, в расчете на то, что Православные не будут требовать возвращения колокольни, щадя память великого Шаляпина.
Мы чтим память Шаляпина. Но считаем, что незачем ставить вопрос так — или Шаляпин, или церковь. Помещение для камерного зала можно найти где угодно. Не обязательно отнимать для этого у церкви колокольню.
— Какие шаги вы предприняли, чтобы вернуть колокольню храму?
— Город передал колокольню в оперативное управление Посаду. Мы начали хлопоты, обращаясь в Посад, в город, добрались до самого президента Татарстана. Мы — это приход Богоявленской церкви, в которой я настоятель. Все делалось по благословению Архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. Было коллективное письмо за подписями двенадцати русских Православных общественных организаций. Это письмо было адресовано президенту Татарстана М.Ш. Шаймиеву, а потом и президенту России В.В. Путину. Наше послание попало на рассмотрение заместителя главы администрации президента России Суркова, а оттуда было переправлено в Казань. Но и это не помогло.
— В чем причина того, что не хотят отдавать верующим колокольню?
— Однажды причина была озвучена. В период торжества суверенитета тогдашний министр культуры Татарстана М.М. Таишев (это было сказано при журналистах и написано в газете) заявил, что он как татарин не может допустить, чтобы в центре татарской столицы были Православные храмы и тем более раздавался колокольный звон. Почему он так сказал? Это было сказано столь откровенно из-за тогдашнего "опьянения суверенитетом", стало быть, вседозволенностью. Это надо понять так: с русскими в Казани можно не считаться.
— Вы продолжаете надеяться, что удастся отвоевать колокольню, или ситуация стала безнадежной?
— У нас все будет так, как будет в целом по России. Если во главе государства встанет русский Православный человек (он, конечно, не будет ущемлять представителей другой веры), то мы непременно получим колокольню. Мы надеемся на помощь президента России В.В. Путина. И верим, что колокольня к нам вернется. Если темное будущее ждет Россию, тогда и нам будет плохо, и колокольня останется в пленении.
— Отец Олег, расскажите об истории этой "знаковой" колокольни в центре Казани.
— Церковь в колокольне освящена в 1904 году во имя Третьего обретения главы Иоанна Предтечи. Ученики Иоанна Предтечи его честную главу спрятали, впоследствии место было забыто. Голова была найдена снова, ее опять перепрятали, и опять история повторилась. Церковь два раза празднует обретение. Один раз празднует первое и второе обретение, а потом отдельно — третье обретение — седьмого июня по новому стилю. Раз уж колокольня не возвращается, Владыка Анастасий подал ходатайство разрешить там церковные службы по праздникам. Естественно, самое подходящее время — это престольный праздник. Но несмотря на договоренность с представителями разных ветвей власти, нам не разрешили службы в храме.
— А когда закрылась церковь и колокольня?
— В 1935 году. В документах все это невнятно отражено. Когда позакрывали все церкви, наша стала соборным храмом. А до революции это была приходская церковь.
— Что осталось от старины на территории Богоявленского собора?
— Остались фрагменты старинной стены. Вплоть до Профсоюзной был каменный забор с металлическими решетками. На храмовой территории было четыре здания разного назначения. Дом сбоку от нас предназначался клирикам, в нем жили церковнослужители. Напротив входа был хозяйственный двор. Там, где памятник Шаляпину, тоже был церковный дом. Один из них снесли, чтобы поставить памятник. А там, где расположился Гидроспецстрой, была церковно-приходская школа. Мы просили вернуть хотя бы один из домов, пусть бы тот, который в худшем состоянии. Нам заявили: покажите свои возможности. Мы сказали: если не можете нам дать развалину, дайте тот, что в хорошем состоянии, — мы будем вдвойне рады. Нам предложили найти источник финансирования. Мы это сделали. Нашли организацию, которая согласилась профинансировать работы по восстановлению дома, но нам его так и не передали. Быстренько оба эти дома продали.
Перед Рождеством Христовым в 2001 году президент М.Ш. Шаймиев устраивал прием клирикам и сказал, что эти дома церковные надо вернуть верующим, не допустить, чтобы они ушли на сторону. Место завидное, желающих прибрать их будет много. Ну и что? Через десять дней дом этот, о котором мы хлопотали, был сдан в аренду, а потом и продан. Нас в известность не ставили, что он сдается в аренду и продается. Мы судились, но ничего не добились. Нынче эту продажу оспаривает прокуратура, поскольку он продан вне аукциона и вне конкурса и по явно заниженной цене (всего за 180 тысяч рублей). Ничего сейчас сделать нельзя. Но в недалеком будущем церковь наша займет подобающее место в единой Православной России.
— Большой у вас приход?
— Один из самых больших в городе. Конечно, это не густонаселенный микрорайон Горок, но по сравнению с другими церквями у нас приход хороший. Постоянные прихожане есть, старушек много, немало прихожан средних лет и появляется молодежь. Когда была "мода" на религию, многие кто пришел — так и остались у нас. Увеличивается число молодых прихожан. Многих из них я крестил, венчал. У нас всего два священника в соборе.
В день Успения Пресвятой Богородицы в 1996 году мы открылись, и вот надеемся в этом году с Успения вести службы каждый день.
— Вы прошли большой путь за эти восемь лет… Как вы пришли в Церковь?
— Я никуда не приходил, я рожден в Православии. Сколько помню свою маму и бабушку — помню иконы, лампадки, просфоры. И крест я всегда носил. Конечно, не демонстрировал крест — тогда за это таскали родителей по инстанциям. К активной жизни в Православии перешел в годы перестройки.
Православный человек должен всегда думать о том, в каком состоянии он принесет больше пользы. Когда я заканчивал школу, передо мной встал вопрос: куда же пойти дальше? В Духовную семинарию? Но я решил, что принесу больше пользы, если останусь в миру и буду преподавателем. У меня родители были преподавателями вузов. Я представлял себя или в духовной сфере, или в вузовской. Церковь была в гонении, блокирована. Молодежь в церковь не ходила. Я думал, что в общении со студентами (явно не выступая в роли проповедника) смогу притормаживать атеистическую пропаганду. Преподаватель физики был обязан все подавать в атеистическом свете. Ясно, что этого я не делал. По специальности я электронщик, но преподавал и физику, был заведующим кафедрой. Рассказывал студентам о тех ученых, которые наряду с трудами по физике писали и труды богословские. Мои студенты понимали, что вера Православная — это не удел темных людей, что научное мировоззрение прекрасно сочетается с Православием. А что я мог бы сказать старушкам, если бы сразу в те годы избрал поприще священнослужителя? Они и так верили. Я сознательно пошел в мир. А когда стало возможным для многих людей прийти в Церковь открыто, встал на духовный путь служения, чтобы нести свет Православия.
Я окончил авиационный институт в 1960 году. Специальность моя — радиотехника, электроника. Учился в аспирантуре, преподавал. Последнее время заведовал кафедрой физики в танковом училище.
— Помимо чисто церковной вы ведете активную общественную работу. Расскажите о ней.
— В этом году исполняется 350 лет воссоединения Украины и России. Еще в 1954 году при Советской власти этот праздник мы торжественно отмечали, а теперь — ни слуха ни духа. То, что Россия раскололась, это трагедия. Надо ситуацию исправлять, надо сближаться. Надо вспомнить прошлое. Воссоединение проходило как бы в два этапа. Сначала украинцы обратились с просьбой к Царю Алексею Михайловичу принять Россию в состав Украины. Царь созвал Собор, который заседал в Покров, в начале октября. И этот земский Собор и принял решение о воссоединении. А потом на Украине собралась известная Переяславская Рада, где было закреплено это решение. Это было на третий день после праздника Богоявления. В этом году мы собираемся вместе с украинцами праздновать этот юбилей.
Общество славянской культуры (председатель М.Г. Мелентьев, а я член правления) с 1992 года празднует День славянской культуры и письменности. Утром служим молебен, а вечером организуем концерт духовной и русской классической музыки.
Нас удивляют праздники суверенитетов — как можно праздновать разделение собственной страны, независимость Чувашии, Марий Эл от России? Это же недоразумение какое-то: входить в состав страны и праздновать независимость от нее. Теперь, правда, эти праздники уже не называют днями независимости. Их называют сейчас День России, день республики. Но зачем их совмещать со днями независимости? Если это день России, наверное, надо и праздновать со дня рождения России — с празднования в честь крещения Руси…
Так идея Православия и национального самосознания русского народа тесно переплелись в жизни протоиерея Олега Соколова. Может ли Православие поднять дух русского народа? Объединить и возродить нацию? Или, возможно, наше смирение, наше униженное состояние сейчас более угодны Богу. Время даст ответ на эти вопросы, и в зависимости от ответа на них сложится дальнейшая судьба колокольни в центре Казани.

Людмила Суханова, г. Казань


На снимке: колокольня Богоявленского храма.
Фото О. Ларькиной

26.03.2004
Дата: 26 марта 2004
Понравилось? Поделитесь с другими:
1
2
Комментарии

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail: Ваш телефон:
Ваш вопрос или комментарий:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:





Яндекс.Метрика © 1999—2017 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru