‣ Меню 🔍 Разделы
Вход для подписчиков на электронную версию
Введите пароль:

Продолжается Интернет-подписка
на наши издания.

Подпишитесь на Благовест и Лампаду не выходя из дома.

Православный
интернет-магазин





Подписка на рассылку:

Наша библиотека

«Блаженная схимонахиня Мария», Антон Жоголев

«Новые мученики и исповедники Самарского края», Антон Жоголев

«Дымка» (сказочная повесть), Ольга Ларькина

«Всенощная», Наталия Самуилова

Исповедник Православия. Жизнь и труды иеромонаха Никиты (Сапожникова)

Икона Небесного Града

"Душу охватывает почти физическое чувство космичности этого места."

"Душу охватывает почти физическое чувство космичности этого места."

Можно сесть в Москве на электричку и примерно через час выйти в Новом Иерусалиме. Это событие невозможно вместить, но это так. 28 марта сего года, доехав до станции Новый Иерусалим, мы идем на маршрутку. Ставропигиальный Воскресенский монастырь Нового Иерусалима основан в 1656 году Святейшим Патриархом Никоном. Пять минут быстрой езды — и неожиданно слева на холме за деревьями над высокой крепостной стеной открывается величественный храм с множеством куполов. Через арку под Входоиерусалимской церковью попадаем на монастырскую территорию. Воскресенский собор со многими приделами, куполами с крестами уходит прямо в небо. Душу охватывает почти физическое чувство космичности этого места. Весь монастырь — обращение к Небу, непрестанное, радостное славословие Бога, и поэтому вбирающий в себя, отображающий в себе Божественную любовь, ее мощь, грандиозность и теплоту одновременно. Словами это не выразить.

Монастырь строил Святейший Патриарх Никон. Он нашел место под Москвой, которое по ландшафту напоминало Святую Землю, приобрел эти земли для Церкви и устроил здесь все по подобию Святой Палестины, тех мест, где ходил Господь в Своей земной жизни. Сюда Патриарх удалился, когда оставил Патриарший престол, из этой обители он был вызван на судилище и отправлен в ссылку. Строительство монастыря завершилось без него. Монастырь был закрыт при большевиках в 1919 году. В 1941 году Воскресенский собор был взорван отступавшими немецкими войсками. Но уцелели все устроенные и освященные Патриархом Никоном приделы — Успенский, Разделения риз, Предтеченский, где ныне покоится в гробнице под спудом тело Святейшего, и другие.
Воскресную Литургию мы стояли в действующем Успенском приделе. Взгляд притягивали лики вылепленных на предалтарном портале поющих ангелов, еще чуть, и можно услышать их ангельские голоса. В храме отчетливо звучали голоса птиц, хотя они щебетали за его стенами, но это почему-то не удивляло. В конце службы наместник монастыря Архимандрит Никита вышел с крестом, люди прикладывались к иконам, к ковчежцу со святыней — деснице святой мученицы Татианы (эту великую святыню подарила монастырю сестра Царя Алексея Михайловича Великая Княжна Татьяна Михайловна), целовали крест и вереницей шли к выходу. Прошло минут 20, но небольшой придел все так же был полон. Где же помещались те, кто уже ушел?! Внезапно озарила догадка: Успенский придел вмещает столько людей, сколько придет. Выходим из храма — и наталкиваемся к своему крайнему удивлению на… группу туристов-мусульман. Потом узнаем, что как и на Святую Землю, в Подмосковную Палестину едут со всех концов мира люди разных вероисповеданий. Даже не просвещенная светом Православной веры, душа, видимо, чувствует неотмирность этого места.

Мы идем по Гефсиманскому саду за оградой монастыря к скиту Патриарха Никона, или отходной Богоявленской пустыни, куда Святейший удалялся в посты на молитвенное стояние. В саду много поваленных вековых деревьев. В 2002 году здесь прошел сильный ураган, в каких-то десяти метрах от скита. Стоит хмурый весенний день без солнца, но когда мы подходим к скиту, он озаряется радостным солнечным светом. Такое ощущение, что Патриарх Никон приветствует нас.

Русь и Вселенское Православие

…Следующая моя поездка в монастырь состоялась неожиданно. Сейчас готовятся к изданию труды Святейшего Патриарха Никона. Мне удалось встретиться с исследователем патриаршего наследия и составителем сборника «Патриарх Никон. Труды» Виктором Владимировичем Шмидтом. Мы едем с ним в монастырь Нового Иерусалима. Лучшего провожатого по монастырю не найти. Он, кажется, знает тут все.
— Монастырь Нового Иерусалима особый — это чувствуют все, кто побывал здесь, даже если и не знают, в чем дело. В чем заключается особая роль этого монастыря в судьбах России и даже мировой истории?
— То, что в России каким-то чудным образом оказалось возможным создание такого монастыря — пространственной архитектурной иконы, которая 6олее нигде в мире не воплощена — это какая-то, наверное, и особая участь, и тема для осознания для всего народа. То, что это оказалось возможным для воплощения во время Патриарха Никона и его руками — тоже, наверное, особый Промысл Божий. В середине 17 века, когда происходит закладка и строительство этого монастыря, идея Москвы — Третьего Рима практически была воплощена. Стояла куда более великая задача — сохранение Вселенского Православия и освобождения от иноверческого пленения других Православных царств и поместных Церквей. Русские ощущали себя способными взять на себя эту сверхзадачу, понести этот крест. Патриарху Никону — суровому аскету, молитвеннику и выдающемуся государственному деятелю — суждено было явить рубеж эпох, поколений, культурных традиций. Он утверждал Русь Святую — Новый Израиль. Он пытался обогатить русское Православие богословским наследием Церквей-сестер.

Избранник Божий

— Именно Патриарх Никон по Промыслу Божьему был призван на особое служение в истории Русской Земли. Почему именно он? Какова была его личность?
— Патриарх Никон шел и был ведом Господом к этому своему служению. Никита Минов (так его звали в миру) родился в мае 1605 года в селе Вельдеманово близ Нижнего Новгорода. Путь его жизни просто выдающийся. Это путь от простого крестьянина, еще в детстве оказавшегося без матери, претерпевшего многие страдания — мачеха его избивала. Его пытались сжечь, отравить. Промыслом Божиим он был сохранен. В двенадцатилетнем возрасте он уходит в монастырь. Затем возвращается домой в девятнадцатилетнем возрасте, он вынужден принять заботу о хозяйстве, женится. Стремление служить Богу приводит его к священству. Но все трое детей отца Никиты Минова и его матушки умирают, и в этом будущий Патриарх видит Промысл Божий. Они с женой принимают решение принять монашеские обеты. Отец Никита уходит в знаменитый Соловецкий монастырь, принимает там постриг с именем Никона. Он клал до тысячи поклонов в день, вычитывал каждую ночь полностью Псалтирь. В 1646 году будущий Патриарх знакомится с Царем Алексеем Михайловичем, и в этот период начинается их дружба: сурового аскета, умудренного жизненным опытом, укрепленного духовными подвигами, и молодого Царя. 25 июля 1652 года совершилось поставление Никона на Патриаршество. Свидетельства того времени дают нам описание незаурядных духовных и физических способностей этого человека, его величайшего смирения. Он требователен к себе, снисходителен и кроток ко всякому кающемуся.
Всегда его душа стремилась к переживанию Небесного Града — Града Иерусалима, той обетованной земли, которую и попытался устраивать Патриарх в Земле Русской. Он понимал Русь как большой монастырь, жизнь в котором должна быть устроена по заповедям Божиим.
— Что дала России симфония властей?
— Очень много. Русская Православная Церковь вошла в плотную взаимосвязь с Восточными Церквами. Русь стала мощным государством, которое вело победные войны, расширило свои границы, присоединило к себе порабощенные на тот период земли Белоруссии, Малороссии, была создана мощная регулярная армия. Начали разрабатываться вопросы землеустройства, появились новые экономические модели управления государством, собирались библиотеки, святыни Вселенского Православия в Москве. Но с 1657 года начинается перемена в жизни Святейшего Патриарха. Замысел поссорить Патриарха с Царем боярской партии удается.
В июле 1652 года Царь Алексей Михайлович коленопреклоненно молил Митрополита Никона принять на себя Патриарший крест. От Царя, всего синклита и народа Божия, то есть всего государства Российского была принесена в Успенском соборе Кремля клятва в повиновении Святейшему Патриарху в деле строительства Церкви Христовой, в тех законах и благословениях, которые будут даваться Церковью для устроения жизни мирской. И затем эта клятва была нарушена — Царем, боярами и, можно сказать, и народом Божиим. 10 июля 1658 года Никон принимает решение, невероятно тяжелое для себя, — оставить Патриарший престол, свидетельствуя о неправде, о клятвопреступлении, отправляется в Воскресенский монастырь. Это непротивление злу являет невероятную силу духа. Клятвопреступление затем было усугублено на Поместном Соборе 1666 года, когда Патриарха осудили. Но Русская Православная Церковь до сих пор именуется Никонианской Церковью. Уже после смерти Никона в 1682 году приходят семь разрешительных грамот от Вселенских Патриархов, где прощаются вины Патриарха Никона.

Монастырь как пространственная икона

— Эта территория весьма своеобразная, — продолжает свой рассказ Виктор Шмидт, — здесь срабатывает принцип иконографического соответствия, когда икона есть окно в горний мир, и через это окно исходит в наш дольний мир благодать первообраза, Божественные энергии. Новый Иерусалим, являясь иконой и горнего мира, и образом, иконой земного, палестинского Иерусалима, вносит в этот мир, преображая его, эту энергию Божию, которую человек может ощущать лишь духом. У того, кто однажды посетил Святую Палестину, Храм Гроба Господня, возникает иногда так называемый Иерусалимский синдром. Человек всегда хотел бы вернуться в эти места. Так же и здесь. Однажды побывав в Новом Иерусалиме, неизъяснимо прикипаешь душой к этому месту и всегда стремишься вернуться сюда. Оказываясь в этой иконе, в непонятном, невыразимом ощущении попечения благодати Божией, когда нет слов, а есть только ликование души, не замечаешь людей, которые находятся рядом. Ты один с Богом. Это изумительные места. О них много не скажешь, это необходимо видеть, чувствовать, переживать. И только сердечное переживание дает ощущение этой правды, этого торжества Горнего мира. Ангельский чин видеть невозможно человеку. Но тем не менее в Новом Иерусалиме мы сейчас уже научаемся тому, что в жизни горней мы будем находиться среди Сил Небесных и будем их зреть. Мы сейчас уже их наблюдаем в этом месте — в монастыре много иконописных и иных изображений ангелов. Над местом обретения Креста Господня, как и в Иерусалиме, — Церковь равноапостольных Константина и Елены. Когда устраивался этот храм, на месте, где в Иерусалиме Царицей Еленой был обретен Крест Христов, здесь забил источник. Его освящали всегда в Богоявление, отсюда пил Святейший Патриарх Никон воду. В этом году колодец был расчищен.
Когда гуляешь по обводному рву вокруг церкви Константина и Елены, возникает ощущение улочек старого Иерусалима, а отсюда смотреть на громадину собора — действительно плывущий в небе город, с большими куполами храмов. В традиции по-разному именуют монастырь. Правильное именование — Святого Живоносного Воскресения Христова монастырь Нового Иерусалима. То есть монастырь — принадлежность Нового Иерусалима. Патриарх Никон не устроил этот монастырь в Москве, потому что всякий монастырь — это образ града небесного, в городе он бы включался в другую систему взаимосвязей. И всякий монастырь есть образ для града социального, для всех жителей государства. К нему стремятся, в него приходят на покаяние. Патриарх Никон стремился придать стране образ Святой Руси.

Страстная Седмица и Пасха в монастыре

— Я вспоминаю Пасхальное богослужение в первые годы возобновления монастыря. Холодно, людей достаточно много и в то же время не много. Мы выходим Крестным ходом, уже огибая храм, подходим к вратам, уже пропели возгласы Пасхальной заутрени, а все еще видно, как люди идут живым потоком с горящими свечами в этом Крестном ходе.
Богослужение проходит, как в Храме Гроба Господня. Вынос плащаницы производится с Голгофы, от креста, где распинается Христос: плащаница переносится под пение дивного канона на камень помазания. Как и в древнем Иерусалиме, она усыпается лепестками роз, остаются открытыми только лик Спасителя и Его руки. После чина погребения и Крестного хода плащаницу снимают с камня погребения и уносят в Гроб Господень, который запечатывается. Все исходят из храма в сретенье Христу под пение, входят в храм — уже двери Гроба распахнуты, Христос воскрес! Когда мы исходим в начало Крестного хода, мы вспоминаем путь жен-мироносиц, идем вдоль всех Страстных приделов. В этом соборе, как ни в каком другом храме, есть возможность реально переживать Евангельские события.
Особенностью Пасхального богослужения в Новом Иерусалиме было чтение священниками Евангелия на разных языках не в алтаре, а в самом храме. Храм в Новом Иерусалиме до революции внутри по периметру имел перегородки, в которых были проемы для прохода людей. Священники становились в проемы, лицом в мир, и читали Евангелие попеременно на разных языках — во все концы Вселенной.

Скоро должны выйти в свет никогда раньше не издававшиеся труды Патриарха Никона — «Патриарх Никон. Труды». Духовное значение этого события трудно переоценить. Директор издательства Московского университета Николай Семенович Тимофеев рассказал мне, как возникла идея издания трудов Патриарха Никона:
— Четыре года назад на имя ректора университета пришло письмо от Святейшего Патриарха Алексия II, где он благодарит сотрудников университета за то, что они в архивах нашли документы Патриарха Никона, которые ранее не публиковались. Это фактически было благословение на работу с наследием Патриарха. Над трудами работает большой коллектив издателей, составителей, рецензентов. В начале было найдено около 17 печатный листов текста Патриарха Никона, а сейчас это уже 141 печатный лист — не только труды Патриарха, но и материалы о нем. Проект разрастается, требует серьезных капиталовложений. Сотрудники нашего издательства поставили перед собой задачу — благородную и благодарную — открыть народу личность и многогранную деятельность, еще не публиковавшиеся труды Патриарха Никона.

Мы возвращались с Виктором в Москву из Воскресенского монастыря Нового Иерусалима на электричке.
— Это место, которому надо посвящать жизнь и самого себя, — убежденно говорил Виктор Шмидт мне и самому себе тоже.— Каждый открывает его по-своему. Всякий раз, когда я приходил в Новый Иерусалим, он был для меня новым. И в то же время тем старым, и дольним — и горним, который мы будем наследовать. Это та точка, в которой начинается вся жизнь и которой заканчивается вся жизнь. Это Воскресение. Ничего больше не существует. Невероятная красота, восторг этого мира сконцентрированы именно в этой точке, в этом храме, в этом празднике Воскресения Христова. Можно сочинять прекрасные стихи, а можно просто здесь быть — и больше ничего в этой жизни не надо. Здесь можно только прославлять и восхвалять Святейшего Патриарха Никона за то, что каждому из нас дано через этот построенный им монастырь оказаться причастными Небесному Иерусалиму. Думаю, что ни в одной другой культуре это явление не могло возникнуть и быть повторенным. Это движение народного творчества. Когда начинаешь задумываться над системой росписи в соборе, системой иконостасов, понимаешь, что здесь весь мир. Здесь начало и здесь конец. Недаром Патриарх Никон любил повторять всем, что начало и конец Христова Воскресения — Его любовь.

Фото автора.


На снимках: Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря; Портрет Патриарха Никона с братией монастыря. XVIII век.

Людмила Белкина
09.04.2004
859
Понравилось? Поделитесь с другими:
См. также:
1
2
Пока ни одного комментария, будьте первым!

Оставьте ваш вопрос или комментарий:

Ваше имя: Ваш e-mail:
Содержание:
Жирный
Цитата
: )
Введите код:

Закрыть






Православный
интернет-магазин



Подписка на рассылку:



Вход для подписчиков на электронную версию

Введите пароль:
Пожертвование на портал Православной газеты "Благовест":

Вы можете пожертвовать:

Другую сумму


Яндекс.Метрика © 1999—2024 Портал Православной газеты «Благовест», Наши авторы

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции.
По вопросам публикации своих материалов, сотрудничества и рекламы пишите по адресу blago91@mail.ru